Толерантность
план-конспект занятия (3 класс)

Чуркина Людмила Ильинична

Конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

занятие для ГПД 3-х классов

Сострадание правит миром.

(Древнеиндийский афоризм)

Цель:

популяризация идеи толерантности у младших школьников.

Задачи:

- формирование толерантного пространства в нашем коллективе;
-  формирование у младших школьников установок на толерантное общение.

Клип  “Я рисую этот мир” .

https://www.youtube.com/watch?v=BH1ocw54yEI&t=90s

(Дети рассаживаются на стулья и смотрят клип).

Слайд № 1. Толерантность.

- Здравствуйте, друзья.

16 ноября – Международный день толерантности. Наше занятие посвящено этой теме.

Слайд № 2  Что такое Толерантность?

 - А вы знаете, что такое толерантность? (Ответы детей).

Толерантность – это милосердие.    

Толерантность – это доброта души.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это терпение.

 Слайд № 3.   “Гадкий Утёнок”

Послушайте отрывок из сказки:

«Что и говорить! Серый утенок и впрямь не был красавцем. Правда, он ел больше своих братьев и рос быстрее, чем они. А плавал хоть куда! Да что толку? С ним никто не хотел играть – такой он был неуклюжий и неловкий. И все над ним смеялись. Даже петух однажды клюнул его:

        - Экий увалень! Ко-ко-ко!

А гуси зашипели:

        - Ш…ш…што за птица такая? Не поймеш..ш..шь

И только мама-утка порой утешала его:

- Бедный мой сыночек! Почему ты не такой, как все?!»

  • Вы узнали, что это за сказка?  
  • О каком герое идет в ней речь?
  • Почему не хотели дружить с гадким утёнком?
  • Правильно ли они поступали?
  • Что испытывал  утенок?
  • Чем заканчивается эта сказка?
  • Почему они восхищаются им теперь?

(Ответы детей).

Слайд № 4. «Мы все такие разные, но мы вместе»

- Ребята, а как вы понимаете слова: «Мы все такие разные, но мы вместе»? (Ответы детей)

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас банты красивые.  

- А теперь встаньте, пожалуйста,  мальчики.  Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

- Встаньте ребята, которые занимаются спортом.

- А теперь – те, кто занимается музыкой, танцами, пением.

  • Вот видите какие мы разные.
  • Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (Ответы детей).

Слайд № 5.  “Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные”.

 - Что нас объединяет? Но в чём же мы похожи?

Наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нём – отдельный пазл, составляющая, без которой нет полной картины. Каждый по-своему важен и нужен.

Все мы живём на планете Земля. - Наша родина Россия. - Живем мы в Санкт-Петербурге. - В нашем любимом городе Пушкине. - Мы ходим с вами в одну школу №477. -  Посещаем одну ГПД 3-х классов. - Учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим танцевать и есть конфеты, ездить на природу и в театры.

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки и уметь исправлять их.

Слайд №  6.  “Все дети на нашей планете должны дружить друг с другом”.

 - Почему все дети и все люди нашей планеты независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?  (Ответы детей).

 - Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Этим людям очень трудно. Они потеряли всё. Им негде жить, негде работать, нечего кушать, нет вещей, чтобы переодеться. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

( Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…).

Слайд  № 7. «Толерантны ли вы?» 

В школе, как и везде, все люди разные: маленькие и большие, худые и полные. Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, но живут все вместе!

–   Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите руку, если вам подходит это выражение (1 или 2).

        Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударишь его.

        Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.

2. Ты обижаешься и мстишь.

          На твоих глазах на кого-то нападают...

1. Ты пытаешься защитить его.
2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок-инвалид...

1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

1. Ты стремишься лучше узнать его.
2. Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – плохие".

Пожилая женщина медленно идет к дому…

1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

  • Я рада, что  вы в основном  поднимали руку правильно. Значит вы толерантны (милосердны).

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.  

Как вы думаете, кто самый толерантный на нашей планете?  (Ответы детей).

  • Мамы самые толерантные люди на земле.  Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.

Слайд № 8.  “Толерантность в мультфильмах”.   

  • Хотите узнать, кто они?
  1. Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом  жить дружно. (Леопольд)
  2. Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)
  3. Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)
  4. Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. (Белль)
  5. Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)

Слайд №  9.  “Цветок толерантности”.

  •  Ребята, а я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Помогите мне его собрать. (Лепестки со словами – сострадание, нетерпимость, милосердие, доброта, злость, чуткость, уважение, доверие,  понимание, эгоизм,  равнодушие, грубость,  непонимание, а дети выбирают те лепестки,  которые подходят к цветку толерантности.)  

Что общего в этих словах? (они толерантны) прикрепляю серединку, на которой написано слово толерантность. Наш цветок такой красивый и разноцветный.

  • А оставшиеся лепестки почему не подходят? (эти слова не толерантные) Что можно с ними сделать? Давайте, мы их порвём.

Слайд № 10. “ Подведение итогов”.

 

Какой вывод можно сделать?  Нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас. Необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи. 

А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

«Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя».                         Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках!

Если кто-то из вас,  после этого урока, станет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам, значит занятие пошло нам на пользу.

Слайд № 11. Закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением.  (Дети читают)

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
        Толерантность - это люди света
        Разных наций, веры и судьбы
        Открывают что-то, где-то,
        Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
        Ведь Планета наша дорогая
        Любит всех нас: белых и цветных!
        Будем жить, друг друга уважая!
        Толерантность - слово для живых
!

Слайд №   12.  Песня «Большой хоровод» призывает нас быть более толерантными друг к другу. Давайте послушаем её и потанцуем. Вставайте в хоровод!

https://www.youtube.com/watch?v=0Uv0ayI48sM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...