Внеклассное занятие "Вежливость- сила, слабость, необходимость.
план-конспект занятия (3 класс)

Тема классного часа:

«Вежливость – это сила, слабость, необходимость»

Цели:

– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,

– формировать у детей умение сотрудничать,

– обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде,

– воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу,

– принимать людей такими какие они есть.

- вспомнить о понятии вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnek.zan-e_vezh-t_2.docx49.23 КБ
Office presentation icon vzhliv-t_3g_kl.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема классного часа:

«Вежливость – это сила, слабость, необходимость»

Цели:

– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,

– формировать у детей умение сотрудничать,

– обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде,

– воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу,

– принимать людей такими какие они есть.

- вспомнить о понятии вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи:

 открывать значение слова вежливость;

 подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Тип занятия: комбинированный.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.

Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы,приветствия,прощания и т.д.; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения ; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения .

Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Оборудование: выставка книг, высказывания выдающихся людей, пословицы о вежливости, детские рисунки, воздушные шарики с «волшебными» словами.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

 2) формирование  мотивации к обучению и познанию

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению

4)Развитие самостоятельности,личной ответственности за свои поступки

     на основе представлений о нравственных нормах  общения,развитие

     навыков сотрудничества,развитие этических чувств,доброжелательности и

     эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопережевания

     чувствам  других людей

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления

2)Выполнять задание в соответствии с целью

3)Оценивать результат собственной деятельности

4) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

5) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

 6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 7) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

8)выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания

Познавательные УУД:

употреблять различные средства выражения вежливости; знать  этикетные выражениями просьбы,приветствия,прощания и т.д, выбирать уместное для данной ситуации средство выражения ; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения .

 1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире   людей.

 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

 3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД:

 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме

 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

 3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

4)адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к

общему решению

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия:

I.Орг.момент

II.Психологический настрой

(песня «Улыбка»)

Почему мы начинаем с песни?

Звучит песня «Улыбка» Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель: Как вы думаете, почему мы начали с песни? (Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому.

от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики: Не всегда.

III. Постановка учебной задачи

– О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение

1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

 Я не знаю, как мне быть –

 Начал старшим я грубить.

 Скажет папа:

 – Дверь открой!

 Притвори ее, герой! –

 Я ему в ответ сердито

 Отвечаю:

 – Сам закрой!

 За обедом скажет мама:

 – Хлеб, лапуся, передай!

 Я в ответ шепчу упрямо:

 – Не могу. Сама подай!

 Очень бабушку люблю,

 Все равно я ей грублю.

 Очень деда обожаю,

 Но и деду возражаю...

 Я не знаю, как мне быть –

 Начал старшим я грубить,

 А они ко мне:

 – Голубчик,

 Ешь скорее, стынет супчик!

 А они ко мне:

 – Внучок, –

 Ляг, лапуся, на бочок!

 Я такое обращенье

 Ненавижу, не терплю,

 Я киплю от возмущенья

 И поэтому грублю.

 2. Анализ стихотворения.

– А вот Виталию  почему-то нерадостно. Давайте поможем.

 – Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.

Ответы детей:

 – Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

 – Он всем грубил, так как был избалованным.

  – Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

 – А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

IV. Открытие детьми нового знания

– Чему посвящёно наше занятие?

  Д:(Вежливое общение.)

 Почему я назвала это проблемой?

В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль.

– Давайте, вспомним вежливости и ответим а вопросы:

– Какие слова помогают людям общаться?

– Что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые?

-Вежливыми рождаются или становятся?

-Всегда ли нужно быть вежливым человеком?

-Как стать вежливым?

-Можно ли считать человека вежливым, если он знает вежливые слова?

           -Что будет если не будет вежливых слов?

– Как вы понимаете слово «вежливость»?

(выступает маша)

– А вот так дает объяснение толковый словарь.

 В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.

– В словаре этики (показ) даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Вежливость - почтительность, приветливость, доброжелательность, стремление не причинять неприятностей другим, готовность прийти на помощь.

-Вежливость - это прежде всего искусство человеческого общения. Вежливый человек всегда внимателен к другим. Она старается не делать им неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом.

«Словарь – синонимов»к слову вежливый

Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми.

Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.

Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.

Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый.

Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый.

Галантный – изысканно вежливый, любезный.

А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова)

Сравните две ситуации:

 1) Денис сказал:

 – Никита, дай карандаш, и побыстрее.

 2) Саша попросил:

 – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.

Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)

 Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?

Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой.  А поможет нам в этом план.

План:

 1. Обращение.

 2. Просьба помочь.

 3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.

Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.

Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.

Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.

Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.(с каждой группы выступают двое)

Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

Задание: 1 гр. напишите формы приветствия; 2гр.- формы прощания; 3гр.-  формы благодарности; 4гр. извинения; 5гр.-  формы просьбы;

Проверка

1гр. Формы приветствия: Здравствуйте, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер

Почему люди начинают свой день словами «Доброе утро», «Здравствуйте!»?

Что означает слово "здравствуйте" ? Нужно ли здороваться?

2гр. Формы прощания: До свидания, До скорой встречи

3гр. Формы благодарности: Спасибо, Большое спасибо, Благодарю Вас

 4гр.Формы извинения: Извините пожалуйста, Простите пожалуйста

5гр. Формы просьбы: Прошу Вас, Будьте добры, Будьте любезны,Пожалуйста

Почему эти выражения называют словами вежливости? Для чего их используют? Как их нужно говорить?

 - Говорить эти слова нужно улыбаясь, потому что улыбка согревает сердца, улучшает настроение. Это маленькое чудо, которое мы должны разделить со всеми.

1. Когда просишь о помощи (помоги пожалуйста, выручи пожалуйста, будьте добры…).

2. Когда просишь прощения (прости пожалуйста, извини, я не хотел, я нечаянно…).

3. Когда спрашиваешь разрешения что-либо сделать (можно я возьму, разрешите пожалуйста…).

Что можно сказать другу, соседу, учителю.(

ПРОИГРЫВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ

 Учитель предлагает проиграть речевую ситуацию:

 А) как обратиться к пожилому киоскёру и узнать , поступил ли свежий номер журнала «Трамвай»?

 Б) школьный буфет: спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;

 В) обратитесь к прохожему и узнайте , как удобнее доехать до центра города.

Физминутка:  Вежливыми могут быть ни только люди … но и животные.

- представьте себе, что животные тоже решили стать  вежливыми

и при  встречи всегда здороваться.

Задание:  придумайте и покажите,

Как могли бы здороваться  друг с другом:

 Жирафы ( наклоны вперед);

Львы (поворот вправо, влево);

Обезьяны ( подскоки, наклоны вправо, влево с руками за головой);

Медведи (вращение головы).

Анализ ситуации «Двое прохожих»

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.

– У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

– Разве? – удивился тот.

– Конечно, объяснил мальчик, – у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет – всего 5 вещей, а теперь осталось 4.

– Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?

– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правило, которого ты еще не усвоил.

– Что это за правило? Для чего нужны эти правила?

Правила вежливых людей.

– Правила, которые можно применить в нашем классе.

(вопросы и ситуации для каждой группы отдельно) (Можно правила напечатать заранее )

Подставьте в правила пропущенные слова

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 1

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе.

«Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

– Привет, Серый!

– Я сейчас, портфелем Светку  стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

– Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

– Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?

Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.

Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

– Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь.

А сейчас викторина.

1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)

2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).

3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».

4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).

5.Люды приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия,объятия).

6. Почему приветствуют правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открыта правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия - камней, ножа).

Подведение итогов викторины.

Учитель. То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А кто из вас знает такие пословицы и поговорки?

(парная работа,соединить начало и конец
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!

- Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – низко, низко приседаем.

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

- Входящему в класс можно крикнуть "привет”.

- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.

- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

- Помогать друг другу нужно всегда и всюду "Один за всех и все за одного”.

- Не надо ябедничать.

- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

- Молодцы! Спасибо!

   Тест" Оцени свою вежливость"

 1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

3. Извиняешься ли ты, если опоздал  на урок и вошел в класс после учителя?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

 4. Ты извиняешься перед малышом,которого случайно толкнул?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

 5. Папа (дедушка, мама....) помог тебе  решить трудную задачу.Благодаришь ли ты его (ее)?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса,даже если споришь?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

 7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку,  сестру... с праздником 8 Марта?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

 8. Когда ты ложишься спать,  прощаешься ли ты со своими домашними?

“да” – 2балла;          “иногда” – 1 балл;           “нет” – 0.

Оцениваем баллами: “да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.

– Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!

 – У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.

Итог классного часа.

– Подходит к концу наш классный час. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?»

 Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся. Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идешь и во сколько вернешься. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим. Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.

Правила:

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

Вырабатывайте в себе такие качества.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

  • Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно  общаться с тобой.
  • Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
  • Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
  • Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
  • Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.
  • Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.
  • Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

  • Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».
  • Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.
  • Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.
  • Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.
  • Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

«ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?»

 Учитель: Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по доброму.

 Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

 А , впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб .

 Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться , все люди на белом свете помогают друг другу .

Многие детские писатели и поэты, писали рассказы и стихи о доброте и вежливости. Что бы читая, их произведения дети учились быть добрыми и вежливыми. Послушайте стихотворение, которое написал С. Я. Маршак “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

Ученик 2.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»!  скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Ученик 3.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Если вы здоровы – вы обладаете несметным богатством! Чтобы беречь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, обладающими чудодейственной силой. Они создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым. Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Как вы догадались, они должны почаще оказываться у нас на языке. Это, конечно, вежливые слова. Давайте повторим их все вместе.

СПАСИБО.

БУДЬТЕ ДОБРЫ.

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

ДОБРОЕ УТРО.

ПОЖАЛУЙСТА.

ДОБРЫЙ ВЕЧЕР.

ИЗВИНИТЕ.

БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ.

БЛАГОДАРЮ.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

ДО СВИДАНИЯ.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ.

Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первым сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? Живите мудро, поступайте согласно со своей совестью, будьте хозяином слова!

Рефлексия.

– Что нового узнали про себя или для себя?

– Закончите предложение.

Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

Нам было нужно это занятие …

Я хочу себя похвалить …

Я хочу похвалить одноклассников …

Я думаю, что я вежлив, потому что …

Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

– Чтение стихотворения хором:

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, – стыдится!

Идёт исполнение песни В. Шаинского “Улыбка”.

Клятва:

Клянёмся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья –

Нет в мире выше званья! Клянёмся

Клянёмся вежливыми быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться культуре поведения –

И доброму общению. Клянёмся

Клянёмся вежливыми быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить словом  волшебным,

И строгим поступком  целебным. Клянёмся

Приложение

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вежливость - это сила, слабость, необходимость

Слайд 3

В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль. – Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить: – Какие слова помогают людям общаться? – Что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые -Вежливыми рождаются или становятся? -Всегда ли нужно быть вежливым человеком? -Как стать вежливым? Можно ли считать человека вежливым, если он знает вежливые слова? Что будет, если не будет вежливых слов? И ответить на главный вопрос: «Вежливость – это сила, слабость, необходимость». – Как вы понимаете слово «вежливость»?

Слайд 4

Вежливость - почтительность, приветливость, доброжелательность, стремление не причинять неприятностей другим, готовность прийти на помощь. Вежливость - это прежде всего искусство человеческого общения. Вежливый человек всегда внимателен к другим. Он старается не оскорблять ни словом, ни делом. – А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.

Слайд 5

это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. (Словарь этики) Вежливость –

Слайд 6

«Словарь – синонимов» Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми. Корректный – тактичный, вежливый, учтивый. Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику. Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый. Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый. Галантный – изысканно вежливый, любезный. А где должны соблюдаться привила приличия? Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Слайд 7

Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. Скажите, чем отличаются эти просьбы? Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Какие вежливые слова просьбы вы знаете? Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план. План: 1. Обращение. 2. Просьба помочь. 3. Благодарность. В этой последовательности должно строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.

Слайд 8

Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Задание: 1 гр. Найти и подчеркнуть формы приветствия; 2гр.- Найти и подчеркнуть формы прощания; 3гр.- Найти и подчеркнуть формы благодарности; 4гр.- Найти и подчеркнуть формы извинения; 5гр.- Найти и подчеркнуть формы просьбы;

Слайд 9

1гр. Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер , привет, приветствую вас, рад приветствовать вас 2гр. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, пока, счастливого пути 3гр. Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас 4гр.Формы извинения: извините , простите пожалуйста, я виноват 5гр. Формы просьбы: прошу вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста А) как обратиться к пожилому киоскёру и узнать , поступил ли свежий номер журнала «Трамвай»? Б) школьный буфет: спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом; В) обратитесь к прохожему и узнайте , как удобнее доехать до центра города.

Слайд 10

Физминутка: Вежливыми могут быть ни только люди,но и животные. - представьте себе, что животные тоже решили стать вежливыми и при встречи всегда здороваются. Задание: придумайте и покажите, Как могли бы здороваться друг с другом: Жирафы Львы Обезьяны Медведи

Слайд 11

Анализ ситуации «Двое прохожих» По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала. – У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя прохожего. – Разве? – удивился тот. – Конечно, объяснил мальчик, – у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет – всего 5 вещей, а теперь осталось 4. – Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику? – Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правило, которого ты еще не усвоил. – Что это за правило? Для чего нужны эти правила?

Слайд 12

ПРАВИЛО 1 Вежливый человек постоянно думает об ………………. ПРАВИЛО 2 Будь вежлив со своими ………………. ПРАВИЛО 3 Вежливый человек не причинит ……………. другому человеку, не обидит его оскорбительным……………… ПРАВИЛО 4 Вежливый человек ………………. к людям. ПРАВИЛО 5 Вежливый человек ……………. с друзьями, работает и играет дружно. – Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

Слайд 13

! Правила вежливых людей

Слайд 14

вежливый человек думает об окружающих людях 1 правило:

Слайд 15

будь вежлив со своими товарищами 2 правило:

Слайд 16

вежливый человек не причинит неприятностей другому человеку 3 правило:

Слайд 17

вежливый человек внимателен к людям 4 правило:

Слайд 18

вежливый человек не ссорится с друзьями 5 правило:

Слайд 20

викторина

Слайд 21

Вопрос №1: 1. Что такое вежливость? («Вежливость на дороге»)

Слайд 22

Правильный ответ №1: Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т. е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относится к окружающим. Вопрос №2 В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться?

Слайд 23

Правильный ответ №2: (первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой) Вопрос № 3: Кто первым здоровается при входе в помещение?

Слайд 24

Правильный ответ №3: Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста. Вопрос № 4: Кого кому представляют?

Слайд 25

Правильный ответ №4: Младшего – старшему, мужчину – женщине, менее известного – более известному. Вопрос № 5: Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

Слайд 26

Правильный ответ №5: Проходящий. Вопрос № 6: Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?

Слайд 27

Правильный ответ №6: 1.Очень приятно! 2.Очень рад! 3.Мне приятно, что мы с вами познакомились! и т. д. В магазине: Вопрос № 1: Кто кого должен пропустить : тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

Слайд 28

Правильный ответ №1: Надо пропустить того, кто выходит из магазина. Вопрос № 2: Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»

Слайд 29

Правильный ответ №2: «Кто последний?» Вопрос № 3: Можно ли входить в магазин с собакой?

Слайд 30

Правильный ответ №3: Нет, даже если собака небольшая Вопрос № 4: Как обратиться к продавцу?

Слайд 31

Правильный ответ №4: По имени-отчеству, которое указано на бэйдже (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

Слайд 32

На улице, в транспорте: : Вопрос № 1: С какой стороны обходят прохожих?

Слайд 33

Правильный ответ №1: Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа. Вопрос № 2: При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?

Слайд 34

Правильный ответ №2: Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе наоборот. Вопрос № 3: Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?

Слайд 35

Правильный ответ №3: Надо встать и уступить место. В театре: Вопрос № 1: Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идет первым?

Слайд 36

Правильный ответ №1: Идет и ведёт к месту мужчина, причем лицом к сидящим. Вопрос № 2: Чего нельзя делать во время спектакля?

Слайд 37

Правильный ответ №2: Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.

Слайд 38

Тест" Оцени свою вежливость" 1. Здороваешься ли ты с соседями по дому? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. 2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. 3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. 4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. 5. Папа (дедушка, мама....) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его (ее)? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.

Слайд 39

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. 7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру... с праздником 8 Марта? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. 8. Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим родным «спокойной ночи»? “ да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. Оцениваем баллами: “да” – 2балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. – Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать! – У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.

Слайд 40

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ -Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой. -Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться. -Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место. -Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. -Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей. -Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай. -Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Слайд 41

«ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?» Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А , впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб . Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться , все люди на белом свете помогают друг другу .

Слайд 42

Рефлексия. – Что нового узнали про себя или для себя? – Закончите предложение. Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе … Нам было нужно это занятие … Я хочу себя похвалить … Я хочу похвалить одноклассников … Я думаю, что я вежлив, потому что … Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

Слайд 43

Клятва: Клянёмся вежливыми быть, Всегда спасибо говорить, Добрый день, до свиданья – Нет в мире выше званья! Клянёмся Клянёмся вежливыми быть! И лень, и грубость позабыть, Учиться культуре поведения – И доброму общению. Клянёмся Клянёмся вежливыми быть! В борьбе со злом добро добыть, Невежу разить словом волшебным, И строгим поступком целебным. Клянёмся

Слайд 44

А в играх с друзьями мы сами Должны оставаться друзьями. Да здравствует смелость, азарт, быстрота, Да здравствует вежливость и доброта, Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится, – стыдится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суицид – геройство или слабость»

методическая разработка по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков...

Внеклассное мероприятие "Что необходимо при пожаре".

Внеклассное мероприятие "Что необходимо при пожаре". Для учащихся начальной школы....

Внеклассное мероприятие "Что необходимо при пожаре".

Внеклассное мероприятие "Что необходимо при пожаре". Для учащихся начальной школы....

классный час "Вежливость - это слабость, необходимость или сила..."

Сценарий классного часа поможет построить беседу-рассуждение с обучающимися по теме "Вежливость"....

Внеклассное мероприятие «Сила вежливых слов»

Внеклассное мероприятие   «Сила вежливых слов» для учащихся начальной школы (1-2 классы)....

Презентация к внеклассному занятию "Вежливость , сила,слабость,необходимость.

Презентация к внеклассному занятию "Вежливость , сила,слабость,необходимость....

Конспект классного часа по теме: «Вежливость –это сила, слабость или необходимость»

Конспект классного часа по теме: "Вежливость-это сила, слабость или необходимость" для 3-4 класса...