Оказание педагогической помощи детям из проблемных семей
статья

Липина Ирина Александровна

Одна из важнейших задач совместной деятельности педагога и родителей — организация условий для благополучного развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оказание педагогической помощи детям из проблемных семей

Объектом воздействия: ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся:

  • недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
  • отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;
  • слепая любовь к ребенку;
  • чрезмерная строгость;
  • перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
  • ссоры родителей;
  • отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;
  • применение физических наказаний и другое.

Помощь в воспитании оказывается, в первую очередь, родителям – путем их консультирования, а также ребенку посредством создания специальных воспитывающих ситуаций.

При оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая помощи включает в себя 2 компонента: поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: клубы по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и другие.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты.

Формы работы классного руководителя с «проблемной» семьей или с семьей «трудного» ребенка.

Традиционные формы работы с родителями

  1. Родительские собрания.
  2. Общешкольные и общественные конференции.
  3. Индивидуальные консультации педагога.
  4. Посещение на дому.

Нетрадиционные формы работы с родителями

    1. Тематические консультации.

    2. Родительские чтения.

    3. Родительские вечера.

    4.  Просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов,  

    беседы, дискуссии, лектории для родителей);

    5. Семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных    

    ситуациях);

    6. Приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора

    ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.

    7. Беседы по факту.

    8. Операция "Внимание, дети"

    9. Акция "Детям - заботу взрослых"

   10. Конференция "Знаешь ли ты закон?"

   11. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями

   12. Работа родительского комитета.

   13. Работа органов ученического самоуправления.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 Принимать активное участие в жизни семьи;

 Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

 Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

 Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

 Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

 Уважать право ребенка на собственное мнение;

 Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

 С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание коррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальны...

"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".

Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Социально – педагогическая помощь детям, поступившим в первый класс.

Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о ее требованиях, о возможностях ребенка следовать им, о...

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, поможет более подробно познакомиться с видами помощи...

"Оказание первой помощи детям в разных ситуациях"

Оказание первой помощи детям в разных ситуациях...