Мастер-класс по нравственному воспитанию
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Бугаева Ольга Петровна

Воспитательной работой каждый педагог занимается каждый день и час. Я предлагаю прием работы с классом по нравственному воспитанию. Присутствующие на мастер-классе отметили простоту и результативность такого приема.Дети сами оценивают ситуацию, находят причину и делают вывод. Хорошо эти выводы сделать правилами класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_bugaeva_o.p.pptx83.29 КБ
Файл material_bugaeva_o.p.docx18.59 КБ
Файл konspekt_mas_kla.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашие им следовать. Мохандас Карамчанд Ганди

Слайд 2

«Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский , такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях .» Ю.К . Бабанский

Слайд 3

-беседа , -в литературе сопоставление образов героев- их характеристика и анализ поведения, -метод проектов, -диагностический метод -проблемный метод в форме диспута... -пример , -внушение, -разъяснение , -поощрение и наказание -игровые ситуации, -ролевые игры Приемы формирования правил поведения

Слайд 4

« Необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека.» В.А . Сухомлинский.

Слайд 5

Формы и приемы работы, с п особствующие формированию нравственных правил поведения детей в начальной школе

Слайд 6

ситуация 1 ситуация 2 объект раздражения: кто виноват вывод Вы слушаете музыку в концертном зале Вы слышите музыку среди ночи , когда очень хочется спать музыка человек , который включает музыку, громкие звуки использовать тогда, когда это не приносит вреда другим Вы встречаетесь с подругой дома в день рождения (объятия, громкие крики Вы встречаетесь с подругой в автобусе (объятия, громкие крики, шум В класс пригласили ветерана войны на беседу и дети отвлекаются во время его рассказа В класс пригласили вашего любимого дедушку на беседу и дети отвлекаются во время его рассказа

Слайд 7

ситуация 1 ситуация 2 объект раздражения: кто виноват вывод учительница Нельзя оскорблять ребенка, даже если он тебе не нравиться Одноклассники

Слайд 8

Каждый человек рядом со мною, радуется, огорчается , переживает ... живет.

Слайд 9

Желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Мастер –класс для педагогов.

Тема: Прием формирования нравственных правил поведения детей

Тип мастер-класса: освоение нового приема

Цель: Организовать работу  педагогов по освоению приема формирования правил  поведения на основе сравнения личных ощущений в различных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные :

-анализирует прием формирования правил поведения детей

-подбирает нужный материал

-наполняет предложенную модель подобранной информацией

Метапредметные:

 -создает модель

-планирует применение приема в своей работе

Инструмент оценивания выполнения работы –  модель таблицы

Критерии оценивания – наполняемость таблиц , количество ситуаций, определение места применения приема

Необходимый ресурс : электронная доска, таблицы для заполнения, цветные стикеры

 

2 . Основная часть

Деятельность учителя (мастера)

 Действия обучающихся (подмастерьев)

Комментарии

 1.Эмоциональный настрой.

Вводная беседа (выведение на тему нравственного воспитания)

Вступают в диалог

Слайд№ 2

Слайд №1

2.Актуализация знаний  

-Назовите используемые вами приемы

Перечисляют приемы работы по формированию норм поведения

-Какие приемы из вашей практики являются самыми действенными

Участвуют в диалоге

Слайд 3

Все ли ситуации происходящие с детьми знаем? Всегда мы можем корректировать его поведение? Кто может корректировать?.

Участвуют в диалоге

Слайд 4

III.Проблемная ситуация Достаточный –ли у маленького ребенка багаж пережитых ситуаций, что бы всегда ориентироваться на собственные переживания? Как восполнить этот багаж?

Анализирует реальную ситуацию

IV.Целеполагание. Как создать ситуацию обмена опытом и формирования правил поведения? Я поделюсь своим опытом 

Участвуют в диалоге

Слайд 5

V.Работа с новым материалом.

По ходу разбора ситуаций вы будите заполнять таблицу

Образовывают группы по 4-5 человек , знакомятся с таблицей и способом ее заполнения

Слайд 6, 7

Разбираем 1 ситуацию и порядок работы в таблице

Анализируют прием формулирования правила

Самостоятельно заполните вторую и третью ситуацию

Закрепляют полученные знания, устанавливают причинно-следственные связи, подбирают нужный материал

VI.Закрепление нового материала Подготовьте задание для других групп, чтобы были не заполнены несколько позиций

На основе полученной информации создает свою модель

VII.Рефлексия.

 Мы рассмотрели разные приемы работ с базой ситуаций.

 Уважаемые коллеги, выберите и определите цветным стикером отношение к мастер –классу и на нем напишите место применение полученной информации

Проводит анализ полученной информации и определяет место применения  его в своей работе

Слайд 8



Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

I.Вступительная часть.(Слайд1)

«Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти   правильный путь и бесстрашие им следовать.» Мохандас Карамчанд Ганди

-Здравствуйте. Я рада приветствовать Вас на моем мастер -классе и надеюсь на плодотворное сотрудничество.(слайд2)

«Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой,компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.

Образование перешло на новый Стандарты . Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика .В Стандарте это выделено как "Портрет выпускника начальной школы". Глава 1 пункт 8 гласит о том, что наш выпускник должен быть«..готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»

Существует много приемов формирования нравственного поведения учащихся.

II.Актуализация знаний  

-Назовите известные и используемые Вами на практике.(слайд 3)

-беседа,

-в литературе сопоставление образов героев- их характеристика и анализ поведения,

-метод проектов,

-диагностический метод

-проблемный метод в форме диспута...

-пример,

-внушение,

- разъяснение,

-поощрение и наказание

-игровые ситуации,

-ролевые игры

-Какие приемы из вашей практики являются самыми действенными

(где ребенок ориентируется на личные ощущения и переживания )

Все ли ситуации происходящие с детьми знаем? Всегда мы можем корректировать его поведение? Кто может корректировать?.

( сам ребенок, его личные убеждения )

-На основе чего они будут поведение корректировать? (знания, рекомендации , чувства, переживания )слайд

- Какая основа самая действенная ( та которую он прочувствовал, взял из своего опыта)(слайд)

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» и себя в первую очередь.

III.Проблемная ситуация

-Достаточный –ли у маленького ребенка багаж пережитых ситуаций , что бы всегда ориентироваться на собственные переживания?(Слайд 4) 

IV/Целеполагание.

-Как восполнить этот багаж?(слайд 5)

 (помощники раздают листы для групповой работы ,стикеры двух цветов.

( слайд 6)Каждый человек рядом со мною радуется, огорчается , переживает... живет.

V.Работа с новым материалом

Задание для групп №1 У вас на столах таблицы. По ходу работы Вы будете ее заполнять .(слайд 7) Работаем с первой строкой.

Ситуация 1 Вы слушаете музыку в концертном зале

ситуация 2 .Вы слышите музыку среди ночи , когда очень хочется спать .

объект раздражения: музыка

кто виноват :человек , который включает

вывод: музыку,громкие звуки использовать тогда, когда это не приносит вреда другим

 Уважаемые коллеги выберите и определите красным стикером колонку с положительными эмоциями, и синим с отрицательными.

Задание №2для групп : Распределите ситуации по колонкам и заполните пустые колонки. Работаем со второй и третьей строкой

Ситуация 1. Вы встречаетесь с подругой дома в день рождения  (объятия, громкие крики, шум, сообщение своих секретов).

Ситуация 2 Вы встречаетесь с подругой в автобусе (объятия, громкие крики, шум, сообщение своих секретов).

Объект раздражения:

Кто виноват :

Вывод:

Ситуация 1 В класс пригласили ветерана войны на беседу и большенство детей отвлекаются во время его рассказа

Ситуация.2 В класс пригласили вашего любимого дедушку на беседу и дети отвлекаются во время его рассказа

Объект раздражения:

Кто виноват :

Вывод:

Ситуация 1 Я иду , упал, мне одноклассники помогли встать и сочувствуют

ситуация 2 Я иду , упал, мне одноклассники не помогли встать и смеются

Объект раздражения:

Кто виноват :

Вывод:

Задание №3для групп:

Предлагаю Вам пополнить копилку ситуаций.

Предложите свой вариант ситуаций. ( определяя все 5 позиций в таблице) в общей таблице

Задание №4для групп : Продумайте ситуации , но одну из позиций (1, или 2 ситуацию оставьте незаполненной - это будет задание для другой группы

Задание №5 для групп: Заполните таблицу в которой только одна позиция заполнена

VII.Рефлексия

Мы рассмотрели разные приемы работ с базой ситуаций.

Что скажите?(где применить, как использовать в классной работе, как дополнять)

Почему работать лучше группой?( у детей недостаточно опыта своих переживаний и слушая других детей они понимают, что другие люди тоже могут чувствовать то же что и они.

Кто увидел место применения такой таблицы ситуаций?.

Выберите стикер цвета соответствующей вашему отношению к материалу мастер класса.

На стикереответте на вопрос .О чем я задумалась?

Всем спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"

Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»

Мастер-класс по проведению урока  "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....

Мастер класс Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе  ( 2 класс)...

Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»

Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....

Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь  как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом м...

Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...