Классный час
классный час (4 класс)

Киреева Татьяна Васильевна

"Права, обязанность и ответственность младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pravonarusheniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Права и обязанности»

Цели: познакомить детей с правами и обязанностями; помочь осознать, что все люди разные, но все равные в своих правах; формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их; приобретение знаний о правилах поведения в школе и на улице; воспитание чувства собственного достоинства, правовой грамотности.

I. Организационный этап.

II. Сообщение темы и цели

- Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну – Страну Порядка. Тема нашего классного часа «Права и обязанности».

1. Вступление

Человек с самого рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и открывает свои возможности. И для того, чтобы каждый из нас мог добиться своей цели, мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем обществе всем было хорошо и уютно. Для этого каждый из нас должен знать свои права и обязанности, которые дали бы возможность каждому человеку полноценно развиваться.

2. Беседа

- Что такое право? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Я думаю, что право – это правила, по которым живут люди)

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и зачитаем определение.

Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

- Все начинается с права на жизнь. Когда рождается ребенок, имя ему дают его родители – мама и папа. Иногда его называют так, как дедушку и бабушку, а иногда долго выбирают среди разных имен. Каждый ребенок имеет право на имя.

- А что же сам ребенок может выбрать, если имя уже есть? (Мне кажется, выбрать уменьшительное имя, которым бы его называли)

3. Игра «Представься»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Представься». Я буду бросать мяч, у кого окажется мяч, должен сказать: «Я хочу, чтобы меня называли ….»

- Как вы думаете, почему никто не выбрал такие имена, как Танька, Валька? (это звучит грубо, обидно, неприятно, неласково и т.п.)

- Тот, кто вас так называет, нарушает право вашего выбора, а выбор каждого человека нужно уважать. Вы согласны с этим мнением?

- А какие права есть у вас, школьники? (1. Право на учебу. 2.Право на отдых между уроками. 3. Право на каникулы. 4. Право на занятиях в кружках и секциях)

4. Знакомство с основными правами ребенка

- Знаете ли вы, с самого рождения права ребенка защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединенных Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьезном документе – Конвенция о правах ребенка. Она была принята в 1989 году. Это слово для вас новое и сложное. Произнесем его хором:

Кон – вен – ци – я о правах ребенка.

- 150 стран, а также наше государство – Россия, подписали этот документ. В конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права. Сейчас мы познакомимся с вашими правами. По одному вы будете зачитывать их.

- Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

- Каждый ребенок имеет право на здравоохранение.

- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

- Каждый ребенок имеет право на отдых, игры и участие в культурной жизни.

- Каждый ребенок имеет право на заботу и воспитание.

- Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Каждая статья призывает взрослых и детей строить свои отношения на уважении и понимании. Конвенция о правах ребенка – это очень важный закон и его обязательно нужно выполнять.

5. Правила дорожного движения

- Люди создали законы. Зачем они нужны? Чтобы наши права никто не нарушал, чтобы в государстве был порядок. То есть законы необходимы для защиты прав человека. А можем ли мы рассчитывать на уважение и защиту своих прав, если сами не уважаешь права других людей и не выполняем свои обязанности?

- Подумайте, какие правила должны соблюдать школьники на улице.

- Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые правила дорожного движения. Каждый из нас должен учить и соблюдать правила дорожного движения.

6. Стихотворение.

- Послушайте стихотворение.

По городу, по улице не ходят просто так.

Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.

Все время будь внимательным и помни наперед:

Свои имеют правила шофер и пешеход.

7. Памятки правил поведения на улице.

- У каждого из вас на столе лежат памятки, давайте их прочитаем.

- Не играй на проезжей части улицы.

- Переходи улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.

- Изучай правила дорожного движения.

- Не цепляйся к транспорту.

- Если катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.

- Вышел на прогулку  - не ходи со двора!

- Дарю вам памятки правил поведения на улице.

8. Физкультминутка.

- Я читаю стихи С.Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.

- Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться ... (опасно).

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья)

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь … (открыт).

Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте. Когда желтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.

(после игры учитель дарит всем детям огоньки светофора)

- Соблюдая правила дорожного движения, мы устанавливаем порядок и бережем свое здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

9. Правила поведения в школе

- Для того, чтобы меньше было нарушений, нужно прислушиваться к советам родителей и учителей, соблюдать правила поведения не только на улице, но и в школе. Послушайте стихотворение

Перемена – перемена –

И всего десять минут!

Обзовёшь кого в проходе!

И тебе бока намнут!

Леша наш на перемене

Занимается куреньем,

Был всегда румяный он,

Стал он желтый, как лимон.

Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался!

Для разминки тела Генке

Не хватило переменки.

Генка на литературе

Разминал кулак на Юре.

Юра встал, сказал, дурак!

Не делай больше так!

- Что самое главное хотел показать автор этим стихотворением? (ответы учащихся).

- Дети в школе не выполняют правила Устава школы (бегают, бьют других детей, курят, обзывают друг друга). То есть не выполняют свои обязанности, а следовательно их права тоже нарушаются, так как их бьют, обзывают в ответ.

- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права)

- Что такое обязанность? По словарю С.И.Ожегова обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

- Какие права и обязанности есть у ученика в школе? (дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушать своих родителей и т.д.)

- Не бывает прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Эти понятия тесно взаимосвязаны и регулирует их закон.

10. Тест «Права и обязанности?»

- А теперь проведем тест «Права и обязанности», обведите права кружочком, а обязанности квадратиком на листах.

1. Получение бесплатного образования

2. Соблюдение Устава школы

3. Выполнение требований работников школы, учителей

4. Не использовать мобильные телефоны во время урока

5. Получать внимание со стороны родителей

6. Жить

7. На уроке слушать учителя, не отвлекаться и не отвлекать других

8. Бережно относиться к школьному имуществу

9. Уважение человеческого достоинства

10. Добросовестно учиться

11. На уроке не вставать, не ходить по классу без разрешения учителя

12. Выбор формы образования

13. Носить школьную форму

- Давайте, зачитаем права, которые вы отметили. А теперь обязанности.

- Кто защищает ваши права? (Наши права защищает государство)

- Как можете вы защитить свои права в общении со сверстниками? (быть дружными)

- На столе лежат листочки, на которых написаны законы дружбы, возьмите их, прочитайте и разместите в классном уголке.

- Один за всех, и все за одного.

- С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде.

- Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

- Не ябедничай, лучше сам поправь.

- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

- Помоги друзьям в беде.

- В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

- Существует много законов дружбы, но это основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7. «Сердце доброты»

- А сейчас посмотрите перед вами большое сердце доброты. Оно будет посылать вам свое тепло, желать добра и помогать в учебе. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

III. Рефлексия

- Посмотрите на экран.

ПРАВА       ОБЯЗАННОСТИ         ЗАКОН

- Какой важный вывод можно сделать?

- Правильно! Каждый должен жить по закону (то есть не нарушать права других людей, выполнять обязанности)

- Я желаю вам мира и добра. Спасибо всем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...