Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Программа может использоваться во внеурочной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_nas.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР Приказ директора школы
______Р.М. Михайличенко «_25__»_06_2020 г .№ 130__
«_25_»__06__2020 г.
Программа внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
для учащихся 3 класса
на 2020-2021учебный год
Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.
с. Полевое, 2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» была разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011). Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:
- "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
- "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Письма Комитета образования ЕАО от 25.06.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
- Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2020-2021 учебный год"
Программа «Мир вокруг нас» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы .
Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в 3 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №17 и №18 «Совушка - мудрая головушка» и «Белка»; №23 и №24 «Мы зиму провожаем, солнышко встречаем» и «Уж тает снег, бегут ручьи»; № 25 и №26 «Весенний букет - для мамочки привет!» и «Исследовательская работа «И это всё о радуге»; №28 и №29 «Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай» и «Божьи коровки»;№30 и №31 «Проект. Цветы для ветерана» и «Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года»;№33 и №34 «Мы цветы сажаем, планету украшаем» и «Выставка детских работ».
Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Содержание
Введение 1 час
Как нам жить в дружбе с природой.
Времена года. Осень. 11 часов
Экскурсия. Сбор природного материала. Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Осеннее оригами. Лесные великаны – лоси. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Лесные великаны-зубры. Золотая Хохлома краски осени взяла.
Времена года. Зимушка – зима. 11 часов
Здравствуй, зимушка-зима! Новый год идёт. Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. Совушка - мудрая головушка. Белка. Красногрудый снегирь. Морж. Кони - молодецкие, кони городецкие. Северное сияние. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.
Времена года. Весна - красна. 11 часов
Уж тает снег, бегут ручьи. Весенний букет - для мамочки привет! Исследовательская работа «И это всё о радуге» В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. Божьи коровки. Проект. Цветы для ветерана. Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. Красавица Весна. Мы цветы сажаем планету украшаем. Выставка детских работ.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Времена года. Осень. | 11 |
3 | Времена года. Зимушка – зима. | 11 |
4 | Времена года. Весна - красна. | 11 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Как нам жить в дружбе с природой. | 7.09 | |
2 | Экскурсия. Сбор природного материала. | 14.09 | |
3 | Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» | 21.09 | |
4 | Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. | 28.09 | |
5 | Осеннее оригами. | 5.10 | |
6 | Лесные великаны – лоси. | 12.10 | |
7 | Подружка осени – лиса. | 19.10 | |
8 | Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. | 09.11 | |
9 | Хлеб всему голова. | 16.11 | |
10 | Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. | 23.11 | |
11 | Лесные великаны-зубры. | 30.11 | |
12 | Золотая Хохлома краски осени взяла. | 07.12 | |
13 | Здравствуй, зимушка-зима! | 14.12 | |
14 | Новый год идет. | 21.12 | |
15 | Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. | 11.01 | |
16 | Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. | 18.01 | |
17 | Совушка - мудрая головушка. | 25.01 | |
18 | Белка. | ||
19 | Красногрудый снегирь. | 01.02 | |
20 | Морж. | 08.02 | |
21 | Кони - молодецкие, кони городецкие. | 15.02 | |
22 | Северное сияние. | 22.02 | |
23 | Мы зиму провожаем, солнышко встречаем. | 01.03 | |
24 | Уж тает снег, бегут ручьи. | ||
25 | Весенний букет - для мамочки привет! | 15.03 | |
26 | Исследовательская работа «И это всё о радуге» | ||
27 | В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. | 05.04 | |
28 | Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. | 12.04 | |
29 | Божьи коровки. | ||
30 | Проект. Цветы для ветерана. | 19.04 | |
31 | Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. | ||
32 | Красавица Весна. | 26.04 | |
33 | Мы цветы сажаем, планету украшаем. | 17.05 | |
34 | Выставка детских работ. |
Методическое обеспечение:
- Компьютер - 1.
- Проектор - 1.
- Экран - 1.
- Альбом .
- Цветная бумага .
- Картон .
- Краски .
- Клей .
- Ножницы.
- Пластилин.
- Глобус – 1.
- Карта ЕАО – 1.
- Атлас ЕАО - 7
Литература:
1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006
2.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
3.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"
Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"
Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Настоя программа «Геометрия вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Рабочая программа "Мир вокруг нас"...
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа....