Рабочая программа "Мир вокруг нас"
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas_vneurochka_dlya_at.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель и задачи

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты изучения предмета «Мир вокруг нас» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

1. Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

2. Духовно-нравственного воспитания:

- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

3. Эстетического воспитания:

- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил организации здорового и  безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин- формационной);

- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудового воспитания:

-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологического воспитания:

- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

7. Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Изучение курса «Мир вокруг нас» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Мир вокруг нас»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Мир вокруг нас»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Мир вокруг нас».

При изучении курса «Мир вокруг нас» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Содержание учебного курса

1-й год обучения 

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4. Серый хищник – волк (1час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» ( 5 часов)

Тема 21. Воробейсамая распространённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 24. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 25. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Раздел 3.  «БЕЗОПАСНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» (8 часов)

Тема 26. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 27. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 28. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 29. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

 Тема 30. Правила юного пещехода (1 час)

Актуализаия знаний по ПДД. Светофор, Дорога домой и из дома. Пешеходный переход.

 Тема 31. Пожарная безопасность (1час)

Кто такие пожарные? Пожарная и электробезопасность. Разбор ситуации в случае пожара.

Тема 32. Кто такие незнакомы? (1час)

Всем ли можно доверять? Как вести себя при встрече с нехнакомем?

Тема 33. Безопасность на воде (1час)

Как вести себя на воде и вблизи нее. Разбор ситуаций. Создание тематических рисунков.

Основные виды деятельности:

  • Анкетирование, проведение опросов,
  • Беседы за круглым столом (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек,
  • Экологический марафон,
  • Викторина,
  • КВН,
  • Экологические акции,
  • Экологические тренинги,
  • Коллекционирование объектов природы,
  • инсценировки и театрализации на экологические темы.

1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 час

п.п.

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Основные направления воспитательной  деятельности

 

1. Введение (1 час)

1,2,3,4,5,6

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, что такое экология.

работать со взрослыми: находить информацию о экологии своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

 

2. Дикие животные ( 19 часов)

19

 

1,2,3,4,5

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

4

Серый хищник - волк

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

5

Хозяин леса - медведь

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

6

Любознательный зверёк - белка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

7

Куница - охотник на белок

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

8

Лесной красавец - лось

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

9

Сердитый недотрога- ёж

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

10

Подземный житель - крот

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

11

Всеядное животное — барсук

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

12

Бобр-строитель

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

13

Запасливый бурундук

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

15

Мышка-норушка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

16

Рысь - родственник кошки

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

17

Соболь - «дорогой» зверёк

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

20

Обобщающие занятие о диких животных

«Знай животных своего края»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о животных России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о животных своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

 

3. Пернатые жители (5 часов)

5

 

1,2,3,4,5,7

21

Воробей самая распространённая птица на Земле

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  

24

Сорока - белобока - «лесная сплетница»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

25

«Лесной доктор» - дятел

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

26

Соловей - «великий маэстро»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о птицах России

обсуждать, животных России.

работать со взрослыми: находить информацию о птицах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

Безопасный мир вокруг нас (7 часов)

7

 

1,2,3,4,5,6,7

27

Воздух и здоровье человека

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

28

Почему нельзя?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

29

Люди и паразиты.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

30

Бактерии и вирусы. Борьба с бактериями.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

31

Правила юного пешехода.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

32

Пожарная безопасность.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

33

Кто такие незнакомы?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника,;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) об основах безопасности

обсуждать, основы безопасности

работать со взрослыми: находить информацию об основах безопасности

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.   

Итого

33

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 6

от 31.08. 2021 года № 1

   ___________ Помогаева Н.А.      

     

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Зозуля Е.В.    

   31.08.2021 года

2-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа 

№ п.п

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

ПЛАН.

ФАКТ.

 

Введение (1час)

1

 

1

Что такое экология?

1

 

 

1. Мой дом за окном (6 часов)

6

 

2

Мой дом

1

 

3

Дом, где мы живем

1

 

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

 1

 

5

Деревья твоего двора

 

6

Птицы нашего двора

1

 

7

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

 

 

2. Я и мое окружение ( 9 часов)

9

 

8

Моя семья

1

 

9

Соседи-жильцы

1

 

10

Мой класс

1

 

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

 

12

Дом моей мечты

1

 

13

Рассказы, стихи о семье

1

 

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1

 

15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

 

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

1

 

 

3. Гигиена моего дома ( 7 часов)

7

 

17

Гигиена класса

1

 

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

 

19

Бытовые приборы в квартире

1

 

20

Экскурсия в школьную кухню

1

 

21

Наша одежда и обувь

1

 

22

Русская народная одежда

1

 

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

 

 

4. Вода - источник жизни (4 часа)

4

 

24

Вода в моем доме и в природе

1

 

25

Стихи, рассказы о воде в природе

1

 

26

Вода в жизни растений и животных.

1

 

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

 

 

5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа)

3

 

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

 

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

 

30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

 

 

6. Весенние работы (2 часа)

2

 

31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1

 

32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

1

 

 

7. Воздух и здоровье (2 часа)

2

 

33

Воздух и здоровье человека

1

 

34

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

        3-й год обучения        

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа

№ п.п

 

Тема занятия

Количество часов

Дата

 

ПЛАН.

ФАКТ.

 

Введение (2час)

2

 

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

 

2.

Мир вокруг.

1

 

 

1. Человек и природа (5 часов)

5

 

3

Экология и мы.

1

 

4

Осенние работы в поле

1

 

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

 

6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

1

 

7

Осень в лесу

1

 

 

2. Неживое в природе ( 12часов)

12

 

8

Неживая природа

1

 

9

Неживая природа

1

10

Солнце – источник тепла и света

1

 

11

Вода, её признаки и свойства

1

 

12

Берегите воду!

1

 

13

Почва – святыня наша.

1

 

14

Состав и свойства почвы

1

 

15

Погода. Климат.

1

 

16

Погода. Климат.

1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

 

18

Почему нельзя..?

1

 

19

Диалоги с неживой природой

1

 

 

3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

 

9

 

 

20

Практикум «Хлебные крошки»

1

 

21

Кто улетает, а кто остаётся

1

 

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

 

23

Вода и жизнь

1

 

24

Растения рядом

1

 

25

Комнатные растения

1

 

26

Размножение комнатных растений

1

 

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

 

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

 

 

4. Царство грибов (3часа)

3

 

29

Съедобные грибы

1

 

30

Несъедобные грибы

1

 

31

Микроскопические грибы

1

 

 

5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

3

 

32

Сельскохозяйственные машины и орудия

1

 

33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1

 

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

1

 

4-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

 

ПЛАН.

ФАКТ

 

Введение (1час)

1

 

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

 

 

1. Среда обитания (6 часов)

6

 

2

Времена года на Земле

1

 

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

 

4

Изменения окружающей среды

1

 

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

 

6

Условия жизни растений

1

 

7

Разнообразие животных, условия их жизни

1

 

 

2. Жизнь животных ( 4часа)

4

 

8

Динозавры – вымерший вид животных

1

 

9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

 

10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

 

11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

 

 

3. Реки и озера (8 часов)

8

 

12

Реки и озера

1

 

13

Получение кислорода под водой

1

 

14

Пресноводные животные и растения

1

 

15

Жизнь у рек и озер

1

 

16

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

 

17

Околоводные птицы

1

 

18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

 

19

Акция « Сохраним первоцвет!»

1

 

 

4. Человек и животные ( 8 часов)

8

 

20

Жизнь среди людей

1

 

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

 

22

Домашние животные

1

 

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

 

24

Уход за домашними животными

1

 

25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

 

26

Люди и паразиты

1

 

27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

 

 

5. Сельскохозяйственный труд (7часов)

7

 

28

Почва

1

 

29

Семена овощных и декоративных культур

1

 

30

Заботы хлебороба весной

1

 

31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

1

 

32

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

 

33

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

1

 

34

Декоративные растения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Данная программа разработана для занятий с детьми младшего школьного возраста с целью изучения флоры и фауны Саратовской области, развития творческой личности, воспитания  гуманного отношения к п...

Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова

Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова....

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" для 3- 4 классов...