классный час "Югра - мой дом родной"
классный час (2 класс)

Высоцкая Татьяна Викторовна

Классный час на тему "Югра - мой дом родной" проводится в форме путешествия по станциям, с целю: познакомиться с природой ХМАО и его обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час50 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час "Я живу в Югре"

Цель:  расширение знания о родном крае, формирование экологических знаний детей.

Задачи:

  • развивать кругозор и память учащихся;
  • приобщение к национальным традициям и культуре коренных народов севера;
  • привитие любви к природе;

Оборудование: карта ХМАО, раздаточный материал  для учащихся, компьютерное сопровождение

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

- Пасян олен! Мой лос па! (музыка хантыйская) – так приветствуют народы ханты и  манси своих друзей.  Ханты и манси – это коренные народы северной земли, название  которой Югра. Югра – это малая наша родина, где мы родились и живём.

От названий  национальностей коренных народов ханты и манси округ получил название Ханты-Мансийский. 

Об этом мы говорим неслучайно, ведь наша встреча сегодня посвящена Дню рождению Ханты-Мансийского автономного округа, округа, где мы с вами живём. 10 декабря ему исполнилось 80 лет.

С Днём рождения,                              Жить здесь просто благодать.                
Край мой милый!
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.

Песнь народа хантов, манси
И бескрайняя тайга.
Это милая сторонка,
Это Родина моя            

Машет мне рукой осина,
Улыбается Конда.
Слышу лепет лебединый-
Это милая ЮГРА.

Ягод, зверя и богатства
Здесь у нас не сосчитать,
Я люблю свой край мансийский.

Слайды 1- 11

II. Основная часть

- У народов ханты и манси свои традиции, свои поверья, они поклоняются природе, животным.

У коренных народов есть Хозяйка тайги, которая бережёт лес, животных, нашу землю.  Знаем ли мы уголок  России, в котором живём? Край, в котором мы растём? А земля эта носит благодатное имя Ханты-Мансийский автономный округ.

Давайте совершим маленькое путешествие по ХМАО, туда, где живут народы ханты и манси.  Посетим стойбища: «Загадочное», «Таёжных секретов», « Юрту хантов и манси»,    А для этого запряжем три оленьи упряжки  и  отправимся на стойбища.

Но сначала, нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра, царя оленей и оленеводов хантов и манси. Народ манси и ханты верили, что царь Культ-отыр приносит удачу.   Давайте дружно для него споём запевку с волшебными движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают  только хвалебные слова.

Слайды 12-14 

2 раза:

Куль-куль-отыр(2 раза)- руки хлопают по коленям.

Гули-гули(4 раза)- руки над головой.

Куль-отыр- руки хлопают по коленям.

Оленя (2 раза) – руки скрещивают над головой (показывают рожки оленя).

Гули-гули(4 раза)- руки над головой.

Куль-отыр- руки хлопают по коленям.

(Игроки произносят слова, соединяют их с движениями, постепенно темп убыстряется)

- Вот теперь мы в пути.

Стойбище «Загадочное»

Учитель: В нашем крае люди издавна занимаются рыбалкой, даже детей хантов и манси с раннего детства приучают этому полезному делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки.  А вы хотите пойти на рыбалку? (на доске натянута сеть, на которой прикреплены «рыбки» с загадками). Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы отгадаете, то выпутываете рыбу и помещаете в свой водоём.

Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука, –
Сверкнув глазами, приплыла…
Скорее в тину! Это -
… (щука).

Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель родников, глубин,
Изворотливый…
(налим).

Золотая чешуя, красны плавники,
Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.
Разоделся словно князь
Хороша ты, рыба…
(язь)!

Краснопёр, полосат,
Гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый …
 (окунёк).

Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его…
(карась).

Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живёт в воде,
Носит иглы на спине.
(Ерш)

- Хороший улов, молодцы! А сейчас мы прибываем на стойбище «Таёжных секретов». Вы готовы отгадать мой первый секрет, что находится в чёрном ящике?

Игра «Черный ящик»  (описание медведя)

- Это животное, если станет на задние лапы, может достигать  в высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. Зимой обычно ложится в спячку.

Медведь почитаем у народов ханты и манси. Его имя боялись даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки медведя, пели песни (достаёт из коробки деревянного медведя).

Сегодня и мы с вами можем  окунуться в волшебство заклинаний  народов ханты и манси: кто дотронется до этой волшебной фигурки и при этом загадает про себя  желание, оно исполнится (играет музыка, подходит к  детям, затем к учителю).

Учитель:  - Моё желание остаётся неизменным,  хочу, чтобы вы, ребята,  больше знали,  хорошо себя вели.

Ваше желание частично уже исполнилось. А проверить вы можете прямо сейчас.

 Отгадывание по картинкам названия растений края.

 Слайд 15

Учитель: - Лесные жители для народов хантов и манси кормилицы. Чем занимались ханты и манси, живущие в тайге? Рыболовство, собирательство ягод, орехов, съедобных корней. Конечно,  это охота, тогда разгадайте,  какие животные живут в нашем крае.

Разгадывание кроссворда «Животные нашего края» (слайд  сопровождение)

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка) 

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...
(белочка) 

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(дятел)

Кто средь птиц лесных "глухой",
А не подпустит ближе.
Кто красуется, как царь,
Брови - красно - рыжи
(глухарь)

Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко
(лось)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
 (рысь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её?
(лиса) 

Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга
(олень)

Главное животное  в стаде у хантов и манси-это олень.

Песенка «Оленя» с движениями

1 . У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Зайка серенький бежит,
В дверь к нему стучит.

Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай,
Двери закрывай!

1 . У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Мышка серая бежит,
В дверь к нему стучит.

Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там мороз холодный, злой,
Мышка, мышка забегай,
Лапки согревай!

III. Заключительная часть

- Велика наша бескрайняя тайга, широки  полноводные реки и в разных уголках Югры, в разных городах живут   и учатся такие же ребята как вы.

- Давайте сделаем последнюю остановку на стойбище «Юрта хантов и манси» и узнаем, какие же есть ещё города, кроме г. Ханты-Мансийска в нашем округе.

Перед вами карта нашего округа, на которой изображены города и их гербы. Мы с вами, знаем, что герб-это символ города и на нём отображено самое главное, чем богат  и чем знаменит город. Вам необходимо сложить недостающие части карты и познакомиться с новыми названиями городов. Задания записаны у вас на карточках. (На карту дети вклеивают  гербы с названием городов, готовятся к ответу)

IV. Рефлексия

Слайд 16

Итог  (недосказанное предложение):

1. Я живу в посёлке …………….

2. Мой посёлок находится в …..(Ханты-Мансийском Автономном) округе.

3. Самый главный город нашего округа - (Ханты-Мансийск)

4. В нашем округе добывают….(нефть, газ, древесину)

5. В округе проживают коренные народы - (ханты и манси)

6. В наших лесах обитают животные…(медведь, лиса,  лось, олень, белка, дятел, глухарь)

7. В наших реках и озёрах водятся рыбы….(щука, ёрш, окунь), птицы .

8. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г. Югорск, г.Когалым, г.Урай и др.)

- Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё предстоит узнать!

Мы гордимся. Что живём в  прекрасном богатом крае. (Играет музыка, и раздаются  детям сладкие призы.) Так давайте же поздравим друг друга с днём рождения, Округ! Хором говорят.

- Спасибо всем вам, ребята,  за активное участие! А сейчас я говорю вам - ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает до свидания (уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

Классный час "Мама - самый родной и любимый человек"

Материал для проведения классного часа для учеников начальной школы Тема: «Мама – самый родной и любимый человек» Цель: привитие потребности в чутком, отзывчивом, добром, вежливом отношении к ж...

Классный час "Путешествие по родному городу"

Урок в форме путешествия всегда интересен младшим школьникам из - за обилия массы полезной и нужной информации, которую они схватывают налету. На таких уроках дети раскованы, все без исключения любозн...

Классный час "Край мой родной, Забайкалье!"

Знакомит с удивительными уголками Забайкальского края....

презентация к классному часу "Край мой родной, Забайкалье!"

Знакомит с удивительными уголками Забайкальского края....