Всероссийский урок памяти «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»
план-конспект

Цели:

1.     формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;

2.     способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_rabota.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок памяти «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Цели:

  1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  3. воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Ход урока.

Ученица: Читает стихотворение О. Ф. Берггольца «Блокадный хлеб» слайд

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб. И тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящен, 

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения?  (ответы детей) Да, ребята, 27 января  - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу». слайд

Ведущий: Хлеб… слайд

Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Ведущий:  Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

Ведущий:   Страшное веяние нашего времени- мы перестали беречь хлеб!  А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.

Ученик: чтение отрывка из стихотворения. слайд

Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит.

Хлеб "головою" считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
Он стоил копейки, голодных спасал
Был в семьях больших дефицитом…

Ведущий:   Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…

Ведущий:   У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

(Звучит песня «Священная война»)

Ученик: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.

Ученица: Мужественно  держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался  в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался  900 страшных голодных блокадных  дней и ночей.

Ученик: слайд

Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Ведущий:   Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Ученица 1: слайд

 Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

Ученица 2: слайд

Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

 Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ученица 1: 

Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.

Ученица 2:

Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.

Ведущий:   Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Это много или мало?

 А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Ведущий: Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Ученик.

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Ученица: Рассказ "Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова "900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как  память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Ведущий:   Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.  

Ведущий:   Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

Учащийся: 

Чтение со слайда

28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в  этот день первую запись в своем дневнике:

Ученица 1. 

«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года »
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года »
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Савичевы умерли» 
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»

 Ученик.

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала

Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Ученица 2 (под музыку «Реквиема»  Моцарта)

У страничек страшные строчки,

Нет запятых. Только черные точки.

"Умерли все". Что поделать? Блокада...

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире,

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, длиннее дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых - только Таня.

В, маленьком сердце - столько страданья.

"Умерли  все". Никого больше нет.

(в тишине зала продолжает звучать музыка )

Ведущий: слайд

В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Ведущий: Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Ученица:

Время - лекарь.

И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает

Людская боль,

Над которой

Не властно время.

Вот опять

Через несколько лет!

Эта женщина

В День Победы

Не венок, не цветок, а хлеб

Принесла на могилу деду...

Ученик:

Сломя зловещий гул орудий

Пронеслась войны гроза.

Но всё также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

Но на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова:

Здесь лежат ленинградцы:

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания. Звучит метроном.

Ученица 1. Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб.

  Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 граммов  в сутки.

Ученик:

Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть — мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза.

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

 Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Ученица 2.

Я помню хлеб. Он черен был и липок – 
Ржаной муки был грубоват помол. 
Но расплывались лица от улыбок, 
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным, 
Раскрошенный, он был неплох с кваском. 
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам. 
Его мы отдирали языком. 
Он кислым был, ведь был он с отрубями! 
Не поручусь, что был без лебеды. 
И все ж с ладони жадными губами 
Я крошки подбирал после еды.

Ведущий: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек.

Ведущий:  Дети из Ленинграда были в нашей Нижегородской области.  

В августе 1942 года в составе 125 детей Таня прибыла в посёлок Шатки, где их отправили в расположенный неподалёку от Шатков посёлок Красный Бор и разместили в одном из зданий средней школы на двухнедельный карантин. Несмотря на то, что все 125 детей были физически истощёны, инфекционно-больных среди них было только пятеро. Таня была единственным ребёнком, который был болен туберкулёзом, из-за чего её не допускали к другим детям, и единственным человеком, который с ней общался, была приставленная к ней медсестра Нина Михайловна Серёдкина. Она делала всё, чтобы облегчить Танины страдания и ей это в какой-то степени удалось: через некоторое время Таня могла ходить на костылях, а позже передвигалась, держась руками за стенку.

Но организм Тани был настолько подорван, что в начале марта 1944 года её перевезли в дом инвалидов в селе Понетаевка, что было в 25 километрах от Красного Бора. Там туберкулёз стал прогрессировать и через два месяца 24 мая Таню перевели в инфекционное отделение Шатковской районной больницы, где за ней до последнего дня ухаживала санитарка Анна Михайловна Журкина. 1 июля 1944 в возрасте 14 с половиной лет Таня Савичева умерла от туберкулёза кишечника (по другой версии, это был энцефалит). Она стала единственной умершей из всех прибывших тогда детей детского дома № 48. Перед смертью её часто мучили головные боли, а в последние дни она ослепла.

После окончания войны в 1945 году дети, у которых были живы родные, вернулись в Ленинград. У кого родных не было, оставались в детдомах, затем оканчивали учебные заведения и разъезжались по направлениям на работу, некоторые оставались на постоянное жительство в местах эвакуации.

И в наш Сергачский район были привезены дети из Ленинграда- в село Толба и село Воскресенское. Детей лечили, кормили и они начали помаленьку возвращаться к жизни.

Ведущий:  В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

 А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Ученик:

Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь...
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?

Ведущий: Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите   Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.

Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов.  Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и  символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.

Ведущий: Каждый  день, беря  в  руки  ломоть  хлеба, вспомните  добрым  словом  всех  тех,   кто  его  создавал  и  создаёт,  подумайте  о  том, каким  великим   богатством  вы  владеете  и  как  его  надо  беречь.

 Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль

Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"

В год 75 летия Победы учащиеся знакомятся с городами героями.Разработка классного часа+ презентация "Всероссийский Урок памяти "Блокадный хлеб"...

Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"

Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...

Классный час, посвященный всероссийской акции памяти "Блокадный хлеб"

Ключевым символом Всероссийской акции памяти "Блокадный хлеб" является кусочек хлеба весом 125 граммов.  Блокадный хлеб - символ жизни и надежды. Ежегодно 27 января в России проходит эт...

Классный час, посвященный всероссийской акции памяти "Блокадный хлеб"

Данный материал  воспитывает у детей патриотизм и патриотические качества, любовь к своей стране.Знакомит детей с основными событиями, происходящими во время блокады Ленинграда. Формирует пр...

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводится в память о стойкости духа советского народа в годы Великой Отечественной войны....

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"

Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб"...