Методическая разработка занятия "Притча о фарисее и мытаре"
методическая разработка (4 класс)

Голутвина Людмила Степановна

Дети узнают, что есть фарисейство. Речь идет об умении видеть свое несовершенство, свои недостатки, о  главной библейской заповеди "Возлюби Бога и ближнего".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия 8

Тема: Притча о фарисее и мытаре

Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи занятия:

Образовательные:

  • учить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
  • формировать у учащихся представление о жизни, обычаях людей во времена Иисуса Христа;
  • раскрыть учащимся содержание таких понятий как гордыня и фарисейство, смирение и покаяние, молитва, любовь Агапе;
  • Развивающие:
  • развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
  • развивать желание учиться, познавать окружающий мир;
  • ознакомить детей с русской поэзией, посвященной притче;
  • ознакомить учеников с репродукциями картин русских и зарубежных художников, использовавших тему притчи о фарисее и мытаре в своем творчестве;
  • предложить ученикам прослушивание духовного песнопения детско – юношеского хора Иоанна Дамаскина «постоянная молитва»

Воспитательные:

 воспитывать у младших школьников бережное отношение к ближнему, умение мирно разрешать конфликты

Оснащение (оборудование) занятия

  • Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
  • Презентация репродукций картин на тему урока - Юлиуса фон Карольсфельда, Юрия Богоявленского;
  • Раскраски с репродукцией Доре «Фарисей и мытарь»
  • Рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
  • Музыкальная кассета с песнопениями детско – юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт - Петербурга;

Тип занятия: открытие нового знания

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся)

Притча о фарисее и мытаре

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости

Титу 3:5

Учитель: Библия содержит истории, непревзойденные по важности для человечества. Проходят столетия, а они не утрачивают своей значимости, по-прежнему воспитывают нас духовно, учат различать добро и зло. Почитаемый Православной Церковью Св. Серафим Саровский говорит: «…Только тогда, когда человек снабдит душу свою словом Божьим, он исполнится разумением того, что есть добро, а что – зло (слайд 1).

Продолжим наше путешествие по Библии.

 Сегодня мы находимся в Новом Завете, о котором английский писатель Чарльз Диккенс сказал: «Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». Сейчас нас интересует Евангелие от Луки, глава 18. Мы начинаем изучать притчу Иисуса Христа о фарисее и мытаре.

Как мы уже знаем, притча - это рассказ, сюжет для которого Спаситель брал из обычной жизни. Посредством притч Иисус Христос вводил людей в мир невидимый, мир духовный, мир взаимоотношений между Богом и человеком.

В Православных храмах притча о фарисее и мытаре читается раз в году, и целую неделю упоминается в церковных песнопениях. Она раскрывает понятия смирения и гордыни, предостерегает нас от фарисейства, отвечает на вопрос, как правильно приближаться к Богу.

Начнем наше занятие. Запишите в тетрадях тему урока (слайд 2) и библейский стих, отражающий основную мысль занятия (слайд 3).

Артем, прочти нам этот стих.

Ученик: «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Мф.23:12).  

Учитель: находим Евангелие от Луки, глава 18, стихи 9 -14.

Ученики читают текст «по цепочке» с паузой для комментирования библейских стихов:

«сказал также к некоторым, которые были уверены о себе, что праведны, и уничижали других, следующую притчу».

Учитель: обратите внимание. Иисус Христос адресует свою притчу тем, кто, считая себя праведным, не задумываясь, может оттолкнуть, унизить, оскорбить своего ближнего. Продолжим чтение Библии.

Ученик: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой   мытарь».

Учитель: я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Юлиуса фон Карольсфельда   (слайд 4), посвященную притче о фарисее и мытаре.

Словарная работа (толкование лексического значения непонятных для учащихся слов)

Учитель: что такое фарисейство? Это - отрицательное духовное состояние человека, оно проявляется в совершении неискренних, лицемерных поступков. Фарисей –  гордый, надменный, человек. Критикует других людей, чтобы самому выглядеть лучше. Молится, раздает милостыню, жертвует на храм напоказ - так, чтобы все это видели и восхищались его набожностью. Набожность у него притворная, показная.

 Написано: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).    

Фарисей же считает себя безгрешным. Идет по жизни гордо подняв голову, и с этим грузом гордыни - он приходит и в храм

О таких людях Иисус Христос сказал: «Горе вам … фарисеи, вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:28).

Мытарь – безжалостный сборщик податей (налогов), обманщик. Мытари завышали налоги, собиравшиеся с простого народа, и за счет этого имели неправедные доходы. Поэтому люди к ним относились с глубоким презрением, неуважением. В храме он – редкий гость

Продолжим чтение притчи.

Ученик: «Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Учитель: вот такова молитва фарисея. Не кажется ли она вам странной?

Ученики: реплики с мест: «Не похоже на молитву». «Ужасно». «Фарисей хвастается, все «я» да «я». «Он не просит прощения за свои недостатки».   «Не понятно – благодарит Бога или восхищается  собой»

Ученица: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному!»

Ученики: «это - молитва». «Мытарю страшно, он боится наказания. Много наворовал, многих обидел. Просит Бога не наказывать его».

 

Ученик: «Сказываю вам, что этот пошел в свой дом более оправданным, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится».

Учитель:  Аня, прочти  нам стихотворение, посвященное этой притче

Ученица:

В Господень храм вошел молиться

Однажды гордый фарисей,

И, возведя на небо взоры,

Хвалился святостью своей.

Благодарю Тебя, о Боже,

Так он в молитве говорил,

За то, что праведно и свято

Я жизнь доныне проводил

Я не таков, как эти люди,

Что утопают во грехах,

Чьи дни в неправде протекают

И в беззаконных злых делах.

Вот мытарь там стоит у двери,

Я на него не похожу:

Пощусь два раза я в неделю,

В храм десятину приношу!

Мытарь стоял главой поникнув

И в грудь с тоскою ударял:

«Помилуй, грешника, о Боже» -

Так он смиренно повторял.

И был он Господом оправдан

И за смиренье вознесен…

Господь смиренных возвышает,

А гордых всех смиряет Он…

Учитель:  автор стихотворения Евгений – Людвиг Карлович Миллер, один из наиболее талантливых генералов русской императорской армии. Истинный, пламенный христианин. За свои убеждения был расстрелян большевиками в 1939  году. Христос говорит: « Я есть путь, истина и жизнь». Лидер партии большевиков Ленин заявил: «Мы пойдем другим путем. Это был кровавый путь воинствующего безбожия. Разрушались храмы, сбрасывались кресты с церквей, отправлялись за решетку и расстреливались  священнослужители и члены их семей, преследовались христиане. Такой трагедии не переживала ни одна страна в мире. Погибли тысячи людей.

Но вернемся к притче о фарисее и мытаре.

Учитель: св. Николай Сербский свое толкование притчи о фарисее и мытаре начал с такой истории: «Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое дерево снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое. Если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, недолго думая, он выбрал второе дерево».

Давайте разделимся сейчас на две группы. После обмена мнениями в группах дайте ответ на три вопроса:

1. Как вы думаете, какое дерево из двух символизирует мытаря, а какое - фарисея?

2. Какую главную заповедь дал нам, людям, Бог?  Исполнил ли фарисей Божью заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» по отношению к мытарю?

3.Что общего между фарисеем и мытарем? В чем различие между ними?

Ответы учеников

  1. «Дерево с гнилой древесиной внутри – фарисей; со здоровой сердцевиной -  мытарь
  2. Главная Божия заповедь - «Возлюби Бога и ближнего». Фарисей не любит мытаря. Осуждает его.
  3. «Фарисей всех судит, сам себя хвалит. Мытарь –  вор. Оба поступают плохо».

«Фарисей считает себя хорошим человеком, а мытарь – грешником, в этом различие между ними».

Комментарий учителя к ответам учащихся

Учитель: да, и фарисей, и мытарь – грешники. Апостол Павел говорит: «Все согрешили … Нет праведного ни одного» (Рим.3:23,10). Разница между фарисеем и мытарем очевидна. Они принесли Богу разные плоды своей духовной жизни: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние.

Один пришел к Богу для того, чтобы сказать, что он хорош, что он все исполняет, как надо, и потому заслужил награду от Бога.

Фарисей, вместо того, чтобы сравнивать свою жизнь и сердце в свете Божьих требований, сравнивает себя с вором. И это возвеличивает его в собственных глазах. Он всерьез думает, что достиг духовного совершенства.

Ученик: читает текст к репродукции художника Ю. Богоявленского «Фарисей и мытарь» (слайд 5)

"Чем ниже человек душой,

тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда,

куда душою не дорос".

                                   Омар Хайям.

Учитель: в сердце фарисея нет любви Агапе к мытарю. Изучая притчу о блудном сыне, мы узнали, что «Агапе» - это способность любить тех, кто нам не нравится, и кому мы не нравимся. Это - глубокое нравственное чувство, возникающее не спонтанно, как порыв, а сознательно, на основании моральных принципов, чувства долга. Любовь Агапе – это непоколебимая доброжелательность, безусловная любовь, которая любит независимо от того, совершенен объект любви или нет. В христианстве – это любовь Бога к человеку. Именно любовь Агапе побудила Иисуса Христа сойти на землю в образе Человека ради нашего искупления.

Учитель: Максим, прочти нам библейский стих на слайде 6.

Ученик: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8).

Учитель: вы правильно отметили, что в сердце фарисея нет любви к мытарю. Значит, и любви к Богу у него тоже нет.

О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).

Эти слова актуальны и сейчас для людей, соблюдающих лишь «наружность» христианских добродетелей.

Ученик: читает текст слайда 7 .

Прикинулась гордыня высотой души…

Поверить в это, друг мой, не спеши!

Гордыня — величайший из пороков.

Не высота, убожество души…

Учитель: синоним слова «убожество» - «нищета». Фарисей – духовно нищий человек. У него в сердце нет ни любви, ни смирения, ни покаяния. Фарисей далек и от ближнего, и от Бога. Он не совершил того великого перехода к Всевышнему, который совершил мытарь.

Мытарь пришел в храм, чтобы молить Бога о прощении. Он осознал весь ужас своей жизни – воровство, бессердечие. Из груди его вырывались лишь вздохи и всхлипывания. Он не смел даже поднять глаза на небо, потому что остро ощущал свою греховность перед Святым Богом. Возможно, он не поклонялся Ему до прихода в храм. Но сейчас это -  молитва убитого горем и презирающего себя человека. Мытарь отдал свою изломанную судьбу в руки Всевышнего: «Господи, будь милостив ко мне грешному». Это - великая молитва, путь приближения к Богу.  Именно ей посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов (слайд 8).

Ученица:

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть,

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко

И верится, и плачется,

И так легко, легко …

                        М. Лермонтов

Она составляет единое целое с молитвой царя Давида: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс.50:12) …

 Молитва покаяния мытаря показывает нам, что приблизиться к Богу можно только через осознание своего несовершенства.

Максим, прочти нам молитву святого Франциска Ассизского, сердце которого полно любви и смирения (слайд 9).

Ученик:

«Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего,

Чтобы я любил, где ненавидят,

Прощал, где обижают,

Мирил, где враждуют,

Давал веру, где сомневаются

Господи, удостой меня

Любить, а не ждать любви

Ибо, кто дает, тот получает

                                                                    АМИНЬ

Учитель: а как вы думаете, в нашем классе есть фарисеи»? (слайд 10)

Ученики: дружное, громогласное «Нет»!

Учитель: на прошлом занятии у меня возникло ощущение, что дух фарисейства проник в наш класс. Команды, на которые разделился класс для проведения занятия, не пожелали принять в свой коллектив Степу. А одна из моих любимых учениц – Ира – громогласно заявила ему: «Ты нас не достоин». Ни один из учеников не возразил ей. Все промолчали. Я видела выражение лица Степы -  он был расстроен, сидел, опустив голову.

Артем, я всегда восхищаюсь тобой – ты реставрировал столько наших Библий, перед занятием прибегаешь ко мне с вопросом: «Чем помочь?» Ты несешь в класс тяжелые Библии, пособия. Меня радует твоя активность на уроках. Ты сидишь со Степой за одной партой. И вдруг эта фраза: «Он мне не друг».

Представьте, с каким настроением Степа каждый день идет в класс, где к нему относятся подобным образом (слайд 11). Представьте, с каким чувством разочарования и обиды он будет вспоминать вас, когда станет взрослым человеком (в классе тишина, все молчат).

Артем: «Степа, прости меня». Тася: «Степа, если хочешь, можешь сидеть со мной за партой».

Артем, прочти нам текст заключительного слайда (слайд 12).

Ученик: «Не тот мудр, кто всех судит, а тот мудр, кто всех любит» (Монах Симеон Афонский).

Дети получают раскраски – репродукцию гравюры Доре «фарисей и мытарь» (слайд 13).

Ученики рисуют. Звучит детский хор Иоанна Дамаскина (песнопение «постоянная молитва»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Презентация к методической разработке занятия "Притча о фарисее и мытаре"

Презентация  иллюстрирует содержание методической разработки "Притча о фарисее и мытаре"...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...