организация воспитательной работы в начальных классах
методическая разработка

Чеканова Даяна Артёмовна

воспитательная работа, её значение, функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vospitatelnoy_raboty.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и назначение воспитательной работы

Основное назначение воспитательной работы в школе — разностороннее развитие личности ребенка, введение его в контекст современной куль­туры. Именно воспитательная работа помогает ребенку реализовать себя как личность в широком взаимодействии с окружающим миром.

Не все дети могут успешно учиться, полностью проявлять себя в уче­бе. Это объясняется и различной подготовкой к обучению в школе, и неравномерностью умственного развития, и особенностями семейного воспитания. Такие дети испытывают в обучении серьезные затрудне­ния, и поэтому школьная жизнь у них зачастую связана с отрицатель­ными эмоциональными переживаниями.

Воспитательная работа, предоставляя детям широкие возможности для индивидуальных проявлений, может смягчить сложную социальную ситуацию, жестокую среду, в которой совершается становление лично­сти. Данная работа рассчитана на свободный выбор содержания и ви­дов деятельности, проявление творческих способностей. Именно бога­тая по содержанию воспитательная работа способна сделать школу «домом радости». И чем богаче и разнообразнее жизнедеятельность в таком «доме», тем глубже влияние школы на детей, тем больше воз­можностей у каждого ученика найти дело по душе.

Воспитательная работа — это организованная групповая деятель­ность, вовлекающая школьников в запланированные педагогом отно­шения. Ценностные отношения — главная задача вос­питательной работы. Через организованную групповую деятельность педагог формирует у школьников отношение к людям, к труду, к Роди­не, к познанию, к природе, к прекрасному, к самому себе — ценнос­тям, существующим в обществе. Цель воспитательной работы — ра­зумно и гуманно построенные отношения. Если деятельность не вовлекает ребят в формирование отношений к объектам, с которыми они взаимодействуют, то она теряет свой воспитательный потенциал.

Назначение воспитательной работы многообразно. Она удовлетворя­ет личные интересы и притязания детей. Если на уроках учащиеся зани­маются по утвержденным планам и программам, то в воспитательной работе можно опереться на их интересы и желания. Таким образом, воспитательная работа создает условия для самореализации личности ребенка, расширяет круг его общения, удовлетворяя социально-психологические потребности в эмоциональных контактах с людьми. В учебной деятельности учащиеся в основном общаются с учителем, поэтому для проведения воспитательной работы целесообразно активно привлекать старшеклассников, родителей, представителей разных профессий, руководителей кружков, секций, студий и т.д.

Воспитательная работа, представляя собой поле разнообразной деятельности, помогает ребенку ощутить себя нужным другим, коллективу.

Один коллекционирует марки или значки, другой много читает и собирает интересный материал по различным темам, третий прекрасно мастерит (вяжет, вышивает, шьет), четвертый увлекается моделированием и т.д. Все нужны коллективу, выступая лидерами в своей области.

Воспитательная работа в большей степени, чем учебная, предлага­ет детям широкий выбор содержания деятельности, способов взаимодействия друг с другом и окружающими людьми, форм работы, средств
и материалов. Возможность выбора формирует субъектную позицию
ребенка — он занимается тем, что выбрал сам.

И, наконец, воспитательная работа приносит радость и удовлетво­рение самому педагогу, поскольку в ней он может проявлять свои способности, развивать разные стороны своей личности и реализовывать свои увлечения.

Принципы построения

Воспитательная работа строится на следующих принципах:

Принцип субъектности

Суть принципа субъектности заключается в развитии самосознания школьников, предоставлении им возможности быть субъектами своей деятельности от постановки цели, планирования, поиска средств осуществления до анализа результатов. Субъектность предполагает осмысление ребенком своего «Я» во взаимосвязях с окружающим миром, самоопределение его в мире.

Принцип индивидуальности

Данный принцип является продолжением предыдущего. Суть его в том, что, организуя воспитательную работу, педагог способствует рас­крытию уникальной личности ребенка, учитывает индивидуальные тем­пы ее развития, исходит из интересов и потребностей ребенка, помога­ет ему занять собственную позицию, увидеть границы собственного «Я». Реализация принципа предполагает уважение к индивидуальности ре­бенка, признание его уникальности и неповторимости.

Принцип активной деятельности

Одной из ярких особенностей младших школьников является активность. Дети с огромным удовольствием и неиссякаемой энергией включаются во все школьные и классные дела. Чтобы направить эту энер­гию в нужное русло, педагог организует такую деятельность, в которой нашлось бы место каждому ребенку. Активное участие детей в органи­зуемых делах, с одной стороны, развивает индивидуальные способно­сти и склонности ребенка, а с другой — позволяет ему занять достой­ное место в группе сверстников.

Принцип успеха

Ситуация успеха — это внутренняя удовлет­воренность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом.

Создавая ситуацию успеха, педагог использует положительное подкрепление в виде поощрения, похвалы, сюрприза.

Переживание успеха ведет к возвышению ребенка.

Принцип оптимизма

По-другому его можно назвать принципом «мажора», «оптимистического рубежа» (А. С. Макаренко). Он продолжает предыдущий принцип. Суть его раскрывается через опору на положительное в ребенке, веру в его способности и возможности, уверенность в том, что у него все получится.

Принцип свободы выбора

Каждому участнику совместной деятельности предоставляется право свободы выбора. Оно проявляется в свободном высказывании своего мнения, суждения, оценки, желания или нежелания участвовать в деятельности. При этом педагог приучает детей к ответственности тем, что просит непременно аргументировать сделанный выбор.

Принцип связи с жизнью детей

Обучаясь в школе, ребенок не готовится к будущему, а живет «здесь и сейчас». Период детства имеет свою ценность и важен не менее других. Поэтому, определяя содержание деятельности детей, необходимо отталкиваться от их актуальных потребностей и интересов, помочь им в решении насущных проблем, сложившихся жизненных ситуациях. Важно учи­тывать то, что действительно волнует детей, затрагивает их чувств

2. Функции классного руководителя

1. Обустройство школьной жизнедеятельности класса

Это самая простая функция. Она заключается в организации той стороны пребывания ребенка в школе, которая касается его жизнеобеспечения: дыхания, движения, питания, тепла, удобства.

Обустройство жизни детей — первый фактор их благоприятного физического, психологического, социально-этического самочувствия, поэтому педагог заботится о наилучших условиях пребывания ребенка в школе:

- о наличии у каждого необходимых учебных пособий, принадлеж­ностей, методических средств;

- продуманном расположении детей в классе с учетом особенно­стей зрения, слуха, роста, меры активности, степени коммуникативно­сти каждого;

- месте хранения верхней одежды и обуви, их сохранности;

- питании, правилах пользования столовой и буфетом;

- правилах пользования туалетом;

- оформлении классной комнаты, поддержании чистоты и поряд­ка, дежурстве по классу и столовой;

- высоких требованиях к гигиене, эстетике одежды, обуви, внеш­нему виду;

- правилах поведения в школе, аккуратном обращении с окружаю­щими предметами, сохраняя чистоту и порядок;

- координации работы педагогов, ведущих в классе различные учеб­ные предметы;

- проверке дневников, выписывании отметок в дневники, контакте с родителями учащихся;

- контроле за посещаемостью;

- организации помощи часто болеющим детям.


2. Организация внеклассной деятельности детей

Функция обусловлена необходимостью содействовать разносторон­нему развитию детей. Педагогу необходимо обратить внимание на взаи­модействие детей с окружающим миром, которое осуществляется в про­цессе деятельности. Чем разнообразнее деятельность, тем разностороннее развивается ребенок. Учитывая это, педагог организует следующие виды деятельности:

- познавательную, раскрывающую перед ребенком мир во всей его пестроте и сложности;

- трудовую, вводящую ребенка в мир материальных ценностей, труда взрослых людей, помогающую освоить способы и приемы работы с различными материалами и инструментами;

- социально-ориентационную, дающую ребенку представление об обществе, Родине, народе, его культуре, формирующую у него умение вглядываться в окружающую жизнь и думать над тем, как ее улучшить;

- физкультурно-спортивную, обращающую усилия ребенка на свое тело, здоровье, красоту и силу организма;

- художественную, предоставляющую ребенку возможность позна­вать художественный образ мира и преобразовывать этот мир, созидая художественные предметы;

- свободное общение — деятельность, в которой нет предметного результата как цели. Общаются ради самого общения, где ребенок познает себя и другого человека;

- ценностно-ориентировочную (духовную) – деятельность по осмыслению ценностей жизни, позволяющую воспитывать духовность как способность человека иметь автономный внутренний мир, обла­дающий своим содержанием, своими принципами жизни, своей системой отношений к окружающему миру.

3. Педагогическая поддержка и защита

Это функция психологическая. Прежде всего, она означает защиту и помощь ребенку в развитии, образовании. Защита от оскорблений учителей, сверстников, родителей, даже от самого себя. Ребенок не всег­да видит и понимает опасности, которые встречаются на его пути, по­этому важно вовремя помочь ему освоить способы выхода из трудной ситуации, способы самозащиты своей индивидуальности, достижения внутренней устойчивости. В этом суть педагогической защиты.

Педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребен­ком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем и препятствий, мешающих ему сохра­нить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать же­лаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

4. Характеристика личностного развития (педагогическая диагностика)

Характеризовать и оценивать социально-ценностное развитие группы и личностное развитие каждого ребенка – обязанность клас­сного руководителя. Он должен постоянно наблюдать за деятельно­стью и поведением детей, фиксируя их взаимоотношения, реакции на происходящее вокруг, содержание самостоятельной деятельнос­ти, изменения внешнего облика детей, особенности их речи, отдель­ные поступки, привычки.

Все это осуществляется в фокусированном виде: в одном акте рабо­ты с детьми педагог воспринимает, фиксирует, оценивает и, обобщая, характеризует детей и группу в целом с позиции цели воспитания. Эти педагогические характеристики называют характеристиками воспи­танности детей.

3. Планирование воспитательной работы

При составлении плана воспитательной работы педагог руководствуется следующими прин­ципами:

— планирование деятельности самих детей;

— учет задачи-доминанты, как возрастной, так и преобладающей в данном классе с конкретными детьми;

— отражение трех объектов внимания педагога: вид деятельности, работа с коллективом, работа с личностью;

— координация воспитательной работы в классе и школе, посколь­ку класс — структурная единица школьного коллектива;

— гибкость плана и удобство в пользовании.

Прежде всего планируется групповая деятельность детей, форми­рующая их отношения к окружающему миру: обществу, Родине, приро­де, труду, человеку, красоте, здоровью, самому себе и т. д. Для развития этих отношений в план включаются все виды групповой деятельности: познавательной, общественной, трудовой, художественной, физкультур­ной, ценностно-ориентировочной, свободного общения.

Кроме видов деятельности, учитель планирует работу с группой (коллективом) учащихся: создание дружных, жизнеспособных микрогрупп, чередование традиционных коллективных поручений как проявление заботы о своем коллективе, организация самоуправления, включение всех в коллективную творческую деятельность, влияние на внутригрупповые межличностные отношения, воспитание культуры общения, гуманных отношений, создание традиций, общественного мнения, благоприятной психологической атмосферы.

Значимый раздел плана — работа с личностью, индивидуально­стью: изучение личности учащихся и их семей, семейных отношений, приемы индивидуального воздействия, развитие самосознания, позна­вательных процессов, обогащения эмоционально-волевой сферы, вза­имодействие с семьей.

Источники планирования:

— программа воспитания школьников (ее индивидуализированный вариант) — определяет содержание, средства и формы деятельности детей;

— задача-доминанта — определяет содержание и формы деятельнос­ти. Например: расширение кругозора; воспитание дисциплины, культу­ры поведения; воспитание дружеских и товарищеских отношений и т. д.;

— социальная ситуация, социальные обстоятельства: события, происходящие в мире, ближайшем окружении, школе, классе; государственные праздники; юбилейные и исторические даты;

— возрастная ситуация (ситуация развития): возрастные возможно­сти, интересы детей, уровень их воспитанности, степень развитости коллектива;— природно-погодная ситуация, которая определяет место проведения групповой деятельности: что целесообразно провести в школе (классе, актовом или спортивном зале), а что — на улице, в парке, в лесу, на поляне.

Учителю целесообразно вести картотеку различных форм работы с детьми. На одной стороне карточки указывается название групповой деятельности, а на другой — ее краткое описание. Карточки группиру­ются по видам деятельности (табл. 1—4).

4. Воспитание дисциплины

Основное назначение дисциплины — защита прав и интересов всех детей, а ее суть заключается в нравственном отношении к людям, ува­жении личности ученика и учителя. Такое понимание дисциплины ис­ключает подавление, насилие, диктат.

Установление в классе определенных норм поведения, общения, распорядка, совместной работы необходимо для обеспечения успеха учащихся в учебной деятельности, создания уюта и порядка в классе, защиты прав личности на отдых, развитие своих способностей, уваже­ние собственного достоинства, неприкосновенность. В классе, где ни­кто (или даже несколько человек) не соблюдает дисциплины, очень трудно учиться.

Дисциплина помогает организовать детей, способствует развитию внутреннего самоконтроля, воспитанию культуры поведения. Соблю­дение дисциплинарных норм и правил снижает уровень тревожности, обусловленной ожиданием реакции взрослых на поведение ребенка. Он знает, чего можно ожидать от окружающих, у него развивается уве­ренность в том, что он способен регулировать различные ситуации.

Дети любят строгих и справедливых учителей, интуитивно чувствуя, что они больше заинтересованы в их развитии и становлении, чем мягкие и либеральные, отличающиеся попустительским отноше­нием. У строгого учителя всегда все работают, все понятно, никто не мешает, никто никого не смеет обидеть. Социальное окружение ре­бенка приобретает черты упорядоченности, постоянства.

Правила поведения педагога, соблюдение которых позволит сохра­нить дисциплину в классе:

1. Придерживаться твердых правил и требований и доводить их до логического завершения, т. е. до того момента, пока все дети не научат­ся их выполнять.

2. Аргументировать требования к дисциплине с позиции интере­сов всех и каждого: «Приходя вовремя на урок, ты не отвлекаешь учителя и учеников, не переживаешь из-за опоздания, ничего не пропускаешь. Соблюдая абсолютную тишину во время ответа одного из учеников (рассказа учителя), мы помогаем ему собраться и выступить на высоком уровне своих возможностей. Точно и в срок выполняя поручение, ты проявляешь заботу обо всех ребятах: в классе чисто, ничто не отвле­кает от напряженной работы; всем интересно».

Аргументацию требования следует сопровождать инструкцией (что и как нужно сделать, чтобы его выполнить), так как дети еще многого не знают и не умеют.

3. Проводить уроки нужно на самом высоком уровне, тщательно готовиться к ним, чтобы у учеников не было времени на праздное времяпровождение. Когда все заняты интересной работой, некогда думать о шалос­тях. Необходимо поощрять активность учащихся, предлагать разнообразные виды и формы работы, чтобы каждому нашлось в ней место.

4. Быть примером дисциплинированности и уважения прав детей: не прерывать ответ ученика у доски; использовать этические принци­пы общения, оценки, замечаний; не задерживать учащихся после звон­ка на перемену, самим не опаздывать, выполнять свои обещания и т. д.

5. Проявлять справедливость! Объективно и справедливо оценивать знания и поведение детей. Не давать классу почувствовать, что одни — «любимчики», а другие — «серая масса». Отнесенные ко второй кате­гории не станут сотрудничать с учителем, обидятся и перестанут ак­тивно работать на уроке и после уроков.

6. Предъявлять требования в позитивном плане. Можно сказать: «Не вертись», а можно: «Сиди спокойно». При негативных обращениях наше сознание невольно начинает воспроизводить беспокойство, что вы­зывает агрессию, отторжение. Позитивные требования содержат про­грамму действий, которой хочется следовать. Кроме того, младшие школьники часто плохо себя ведут потому, что многого не знают, не умеют. Позитивный характер требований направлен на заботу о раз­витии ребенка, которое идет гораздо эффективнее в «разрешающем», а не в «запрещающем» режиме.

7. Закладывать поведенческие (дисциплинарные) традиции порядка, точности, аккуратности, упорядоченности, вежливости, сдержанности и т. д. Тогда не нужно будет каждый раз объяснять те или иные нормы поведения. Привычные формы поведения освобождают от большого на­пряжения и постоянных усилий по саморегулированию. Для создания традиционных культурных навыков рекомендуется использовать требова­ние, контроль, поощрение, коррекцию, увлечение, тренинги, упражнения.

Для приучения детей к дисциплине и порядку решающее значение имеет устройство школьной жизни — одна из составляющих воспитывающей среды.

Школа — модель взрослого общества, в ней и взрослые, и дети могут стать творцами и участниками общественной жизни. Именно здесь дети впервые переживают ситуации общественной оценки своих по­ступков, сами определяют правила школьной жизни, которые могут су­ществовать в виде традиций, школьных законов, устава школы, декла­рации, договора. Есть опыт создания школьного парламента, который избирается из представителей всех классов, начиная с первого. Таким образом даже младшие школьники имеют возможность участвовать в ре­шении насущных вопросов школьной жизни, получая бесценный опыт коллективного законотворчества. Все дети получают разработанные пар­ламентом Правила школьной жизни, которые становятся самой дей­ственной и беспрекословной нормой поведения и взаимоотношений. К ним апеллируют во всех спорных ситуациях. Эти документы дей­ствуют гораздо продуктивнее самых страшных угроз, окриков и запретов. Процесс коллективного жизнестроительства и законотворчества мож­но начать и в отдельном классе, обсудив с учащимися и выработав общие правила взаимоотношений между взрослыми и детьми. Например:

Что должны выполнять дети:

1. Соблюдать Устав школы.

2. Уважать друг друга, идти друг другу навстречу.

3. Дружить со всеми ребятами в классе.

4. Быть вежливыми.

5. Всегда смело говорить правду.

6. Не шуметь, когда учителя нет в классе.

7. Не жевать жвачку.

8. Не подсказывать на уроке.

9. На уроках не кричать, не шептаться, не шуршать, потому что у дос­ки тяжело отвечать, а учитель может испортить голос.

10. Не винить учителя в получении плохой отметки — виноват сам ученик.

11. Быть послушным, не опаздывать на уроки, хорошо себя вести.

12. Просить прощения при опоздании на урок.

13. Не бегать на переменах, не толкать учителей.

На классном собрании следует обсудить предложенные правила, выбрать некоторые из них, сочетающиеся с Уставом школы. Затем ре­бятам нужно дать время, чтобы они научились выполнять эти правила, а после этого провести опрос для выяснения результатов.

Совместное обсуждение жизни и дел в коллективе должно стать традицией класса.

5. Организация жизнедеятельности группы

Работа по микрогруппам и распределение поручений

Младшим школьникам, в силу их психических особенностей, труд­но взаимодействовать с большим коллективом. В новой для них ситуа­ции дети больше озабочены своими собственными переживаниями, впе­чатлениями. Им проще общаться с небольшой группой, поэтому, педагогу целесообразно разделить детей на микрогруппы и организовать рабо­ту в них. Такое разделение в 1-м классе происходит в конце сентября, во 2—4-х классах — в начале года, когда дети немного освоились в шко­ле, познакомились друг с другом. На сборе каждая микрогруппа придумывает себе название, девиз, эмблему, песню и распределяет поручения.

Микрогруппы могут быть как постоянными, так и временными, создаваемыми для организации какого-либо дела.

Поручения способствуют установлению и закреплению определенного порядка, который поддерживается не только учителем, но и самими детьми.

Поручения создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности: общественной, трудовой, художественной, спортивной и др., формируют навыки совместной работы, стимулируют проявление самостоятельности, творчества, учат сочетать личные интересы с общественными, требуют проявления все более значимых волевых усилий. Поручения периодически нужно менять, чтобы дети смогли попробовать себя во всех видах дел.

Виды дел-поручений, используемые в группе младших школьников:

«Хозяева класса» (дежурные) поддерживают в классе чистоту и поря­док; готовят (3-4 классы) творческие поздравления и подарки именин­никам: самоделки, рисунки, стихи, интересные задания на уроках и т. п.

«Айболиты» (санитары) заботятся о внешнем виде учеников, нали­чии сменной обуви, чистоте рук и ногтей; учатся оказывать простейшую медицинскую помощь; ведут санитарный лист в классном уголке; под­водят итоги соревнования — вручают Куклу Машу Опрятную (вымпел за чистоту) или выпускают молнию.

«Книголюбы», «Друзья книг» (библиотекари) следят за сохранно­стью учебников, держат связь со школьной библиотекой, знакомят всех с интересными книгами, информируют о новинках детской литерату­ры, ведут «книжную больничку», собирают и работают с классной биб­лиотекой, устраивают книжные выставки на уроках внеклассного чте­ния, проводят праздники книги.

hello_html_m21d31b22.gif«Цветоводы», «Любители природы» ухаживают за комнатными растениями, рассказывают о любопытных-фактах, явлениях природы, ведут рубрику «Друзья природы» в классном уголке, календарь погоды, знакомят всех с природоведческими газетами и журналами, научно-по­знавательной и энциклопедической литературой о природе.

«Почемучки», «Любознательные» проводят викторины, познавательные игры, выпускают «Ребусник», придумывают и подбирают загадки, ребусы, шарады, занимательные задачи и задания по различным учебным предметам.

«Журналисты» выпускают устный журнал с различными страничка­ми («События в мире», «Спортивные новости», «Тайны вокруг нас», «Юмористическая» и др.) или стенгазету — юмористическую или тематическую («Праздник наших мам», «Весенняя», «Спортивная», «Почемучкина газе­та», «Новости класса», «Именинная», «Мир вокруг нас» и др.).

«Артисты» готовят спектакль кукольного (игрового) театра или кон­церт, в котором участвуют все желающие. В классе может быть также организован теневой театр, шумовой оркестр.

«Затейники-игровики» проводят, игры, организовывают подвиж­ные перемены, физкультминутки на уроках, ритмическую гимнастику в начале дня, устраивают спортивные соревнования между микрогруп­пами, проводят мероприятия: «День здоровья», «История Олимпийских игр», «Конкурс трех С», спартакиады, олимпиады.

«Пресс-информаторы» готовят информацию о событиях в мире, стране, родном крае, ведут в классном уголке рубрику «Это интерес­но», собирают в папки газетные и журнальные вырезки по определен­ной тематике.

При введении поручений не стоит сразу стремиться к оригинальнос­ти и сложности их выполнения. Сначала пусть будут самые простые и по­нятные практические задания. На первых порах учитель обязательно по­могает детям распределить общую работу между членами микрогруппы, подсказывает, что нужно делать при выполнении своего поручения.

6.Взаимодействие с родителями

Расширяя сферу влияния на ребенка, учитель организует работу с родителями, основное назначение которой — создание единой воспитательной среды или, по выражению Ш. А. Амонашвили, гуманной педагогической среды, что обеспечивает целостность воспитательного процесса. К сожалению, современная социальная среда часто жестока к ребенку, а объединение усилий семьи и школы поможет смягчить ее негативное воздействие.

Учитель не может и не должен перевоспитывать родителей, но он может содействовать благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Именно семейное воспитание является объектом профессионального влияния педагога, а не сама семья или родители.

Взаимодействие педагога с родителями осуществляется по следующим направлениям: педагогическое просвещение родителей, пе­дагогическое корректирование семейного воспитания, практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог.

Содержание педагогического просвещения включает в себя информацию о педагогической позиции учителя, методике воспитания, психологических особенностях детей данного возраста, задачах, кото­рые ставит воспитатель в работе с классом, о взаимоотношениях детей, их успехах в учебе, о том, как идет их развитие и воспитание.

Такая информация помогает родителям более осознанно подходить к воспитанию детей в семье, своим семейным обязанностям, повышает уровень положительного отношения к школе.

Формы педагогического просвещения родителей:

1. Родительский лекторий (лекции по педагогике, психологии, гигие­не, этике).

2. Вечер вопросов и ответов (ответы педагогов и психологов на вопросы родителей по проблемам обучения, воспитания и личностного развития детей).

3. Родительское собрание (обсуждение проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, ознакомление родителей с основами школьной жизни, педагогическими позициями учителя).

4. Круглый стол (совместное обсуждение вопросов организации учеб­но-воспитательного процесса в школе, а также устоев семейной жизни).

5. Открытый день школы (посещение родителями учебных занятий и внеклассных мероприятий; выставок творческих работ).

6. Информационный листок для родителей с рубриками: «Для вас, родители», «Примите участие», «Прочитайте», «Служба помощи», «Календарь заданий».

7. Общественный смотр знаний (итоговые занятия по каким-либо предметам в игровой, занимательной форме, где родители присутству­ют в качестве «экзаменаторов»).

8. Индивидуальная беседа с родителями (об успехах, трудностях в обучении и воспитании конкретного ребенка).

9. Письменная записка-характеристика (краткое сообщение о содержании индивидуальной деятельности ребенка).

10. Родительский клуб: обмен опытом семейного воспитания, обсуждение вопросов семейной жизни (проводится психологом).

11. Рекомендованная педагогическая литература, телепередачи, радиопередачи, книги.

Итог реализации функции педагогического просвещения — единая воспитательная позиция школы и семьи по отношению к ребенку.

Второе направление взаимодействия с родителями — педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая касается отношения к ребенку, его режима жизни и деятельности. :Корректирование исходит из воспитательных целей, блага ребенка как растущей и развивающейся личности. Забота о ребенке – глав­ное во взаимодействии педагога с родителями. Все, о чем просит педагог относительно необходимых изменений, должно быть связано с воспитанием ребенка.

Например, педагог предлагает родителям побывать с детьми в теат­ре, отправиться вместе в лес ранней весной. Педагог обращается за со­действием в переоборудовании классной комнаты с целью создания наилучших условий для развития детей. Педагог советует корректировать семейные отношения лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают все это лишь при условии, что классный руководитель показывает им, каким образом требуемое может содейство­вать развитию ребенка и его счастью.

Формы корректирования семейного воспитания:

1. Индивидуальные .беседы с родителями (об изменении климата семьи, отношения к ребенку, обстоятельств жизни ребенка).

2. Посещение родителями учебных занятий (открытые уроки для родителей в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к ученику).

3. Просьбы педагога (письменные или устные указания, переданные через детей, на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка).

4. Задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, домашние стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни).

5. Семейное интервью (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления со своим собственным мнением).

6. Психологические тренинги (проводятся психологом).

7. Социально-психологические игры (во время родительских собраний, на специальных занятиях, на праздниках в форме веселого состязания).

8. Памятки для родителей (по конкретным вопросам помощи ребен­ку в обучении и воспитании как вхождению в культуру).

9. Благодарность родителям (может быть оформлена в виде официальной грамоты или диплома от администрации школы).

Итог реализации функции корректирования семейного воспитания — единое поле воспитательного пространства, благоприятное изменение атмосферы семейного окружения ребенка.

Единое воспитательное поле создается и в том случае, если родите­ли приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе. Это составляет суть третьего направления взаимодействия пе­дагога и родителей — практической совместной деятельности детей и родителей, которую организует педагог.

Совместная деятельность детей и родителей стирает грань между школой и семьей. Ребенок видит единые отношения в школе и семье, где все живут по общечеловеческим нормам.

Организуя совместную деятельность, мы даем возможность детям увидеть реальные отношения родителей к ценностям.

Формы взаимодействия детей и родителей:

1. Туризм (совместные походы, поездки, экскурсии, путешествия).

2. Посещение эстетических объектов (выставок, музеев, театров).

3. Коллективные дискуссии (обсуждение общих проблем).

4, Выпуск газет, журналов., летописи (творчество детей и родите­лей: стихи, рассказы, сказки, очерки, басни).

5. Совместные классные собрания (посвящены решению насущных вопросов и проблем детей, класса).

6. Конкурсы («Бабушкина каша», «Мамы и девочки», «Папа, мама, я — спортивная (читающая) семья», «А ну-ка, дедушки (бабушки)!», «Умелые руки» (состязания по практическим жиз­ненно важным умениям между детьми с судейством родителей)).

7. Праздники («День семьи», «Праздник братика или сестрички», «На балу у Барсика и Мурки», «День именинника», «Праздник чая»).

8. Веселая ярмарка (продажа изделий, изготовленных детьми и их родителями — чаще всего благотворительная).

9. Гостиная (музыкальная, театральная, поэтическая, где свои та­ланты показывают дети и родители).

10. Работа «Наш школьный двор» (работа по благоустройству двора школы).

11. «Календарь всех наших праздничных дат» (составляется и вы­вешивается в классе с указаниями дней рождения всех родителей и де­тей, а также педагогов).

12. «Юбилеи наших родителей» (торжественное поздравление юбиляров).

13. Родительский рейд «Чем я могу помочь?» (письменное или уст­ное сообщение о надобности в свободных сильных руках с указанием срока востребованности рабочих рук).

14. Выставка «Наша родословная» (составление схемы семейной родословной с последующим КТД «Моя родословная»).

Результат совместной деятельности детей и родителей — улучше­ние социально-психологического климата школы и семьи.

Изучение условий семейной жизни

Условием и следствием всех перечисленных направлений является изучение учителем условий семейной жизни. Оно начинается в начале учебного года со знакомства с родителями. На первом родительском собрании учитель рассказывает о себе: где учился, сколько лет работает, чем любит заниматься, какими хочет видеть детей и т. д. А в конце собрания просит заполнить анкету. Наилучший вариант— табличная форма.

Анкету можно заполнить по алфавиту или по микрогруппам, ее очень удобно анализировать. Тетрадь с табличными анкетами хранится у пе­дагога, который вносит дополнения или изменения в графы.

Данные каждой графы анкеты очень важны для работы учителя:

1. Для работы с классом необходима информация о дошкольном учреждении, в котором воспитывался ребенок. С одной стороны, можно многое узнать о ребенке у воспитателя; с другой стороны, ребенку важ­но чувствовать себя взрослым, а значит, можно в свой детский сад прий­ти с концертом, подарками, а заодно и навестить воспитателя.

2. Домашний адрес понадобится, когда учитель будет посылать поздравительные открытки и письма ребенку и всей семье.

3. Графа о состоянии здоровья ребенка имеет большое значение. К сожалению, часто в медкарте стоит «здоров», в то время как ребенок жалуется на головные или желудочные боли, часто отвлекается, не может сосре­доточиться на предмете. И оказывается, причина — аллергия и другие болезни, не указанные в медкарте. Поэтому важно, что напишет о здоро­вье родитель. В кружки (студии) дети начинают ходить с пяти лет (в спортив­ные, языковые, музыкальные), и педагогу надо знать, чем занимается ре­бенок. Каждый год учитель дописывает, какие кружки он теперь посещает, таким образом отражается динамика увлечений ребенка.

4. Графа об интересах и характере ребенка весьма показательна: по нескольким родительским словам учитель может определить не только отношение родителя к ребенку, но и взаимоотношения в семье.

5. Знать материальное положение нужно, чтобы в случае необходи­мости помочь семье (бесплатные обеды, приобретение книг, одежды).

6. Состояние домашних библиотек интересует учителя в связи с организацией познавательной деятельности. Одна из ее задач — научить и приучить ребенка читать. На родительских собраниях педагог обьясняет, книги каких авторов необходимо иметь дома.

Периодические издания, которые выписывают родители себе и ребен­ку, также являются показателем для учителя. Если родители выписывают педагогические издания, на них можно опереться на заседаниях, на­пример, «Родительского клуба решенных и нерешенных проблем».

7. Для учителя важны данные не только об отце и матери, но и о дру­гих членах семьи.

8. В графе о помощи классному коллективу родители обычно скромничают, пишут «по мере возможности». Поэтому учитель просит их указать, что они любят и умеют делать.

В дальнейшей работе, с классом и родителями учитель продолжает изучать условия семейного воспитания, применяя различные методы диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, ана­лиз материалов детского творчества и др.

Вопросы для изучения отношения родителей к ребенку, перспекти­вам его обучения и воспитания:

1. С каким чувством ваш ребенок переступает порог школы?

2. Как он чувствует себя в классном коллективе?

3. Знаете ли вы одноклассников своего ребенка?

4. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализа­ции в учебной деятельности вашего ребенка?

5.Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повыше­ния результативности его учебной деятельности?

Вопросы для изучения характера взаимоотношений в семьях:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы мо­жете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка меша­ют ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школь­ной жизни, жизни класса? ,:

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать метод «Незаконченное предложение», в котором участвуют как дети, так и родители. Они дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Несовпадение взглядов, мнений, точек зрения родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Незаконченные предложения для детей:

Школа для меня — это...

Класс, в котором я учусь, - это…

Учитель для меня — это человек, который...

Мои одноклассники — это …

Уроки для меня — это...

Мне нравятся предметы...

Мне не нравятся предметы...

Незаконченные предложения для изучения мнения родителей:

Школа, в которой учится мой ребенок, — это...

Класс, в котором учится мой ребенок, — это... Одноклассники моего ребенка — это.

Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это,.. Моему ребенку нравятся учебные предметы.,.

Ребенку не нравятся предметы...

Результаты' анализа ответов можно использовать на родительских собраниях и других формах взаимодействия с родителями.

Изучая нравственные ценности семьи, ее традиции и обычаи, мож­но использовать такие незаконченные предложения:

Для учащихся:

Я радуюсь, когда...

Я огорчаюсь, когда...

Я плачу, когда…

Я злюсь, когда...

Мне нравится, когда... Мне не нравится, когда.

:Если у меня хорошие новости, то я...

Если у меня плохие новости, то я...

Если у меня что-то не получается, то я...

Для родителей: Я радуюсь, когда мой ребенок…

Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

Я злюсь, когда мой ребенок…

Мне нравится, когда мой ребенок...

Мне не нравится, когда мой ребенок...

Если у моего ребенка хорошие новости, то...

Если у моего ребенка плохие новости, то..,

Если у моего ребенка что-то не получается, то...

Интересные результаты дают рисуночные диагностики. Детям пред­лагают нарисовать рисунки на следующие темы: «Моя семья», «День рож­дения в моей семье», «Выходной день в моей семье». Эти рисунки дают

представление о взаимоотношениях в-.семье, о месте, которое занимает каждый член семьи. При анализе, например, рисунка «Моя семья» учи­тывается: какие цвета использовал ребенок (яркие или мрачные); отно­сительные размеры (психологи выявили, что чем крупнее изображен кто-либо из членов семьи, тем важнее его роль, для ребенка); расположение персонажей относительно друг друга; пропущен ли в рисунке кто-либо; расстояние между членами семьи.

Используя рисунки, педагог, получает, богатый материал о микро­климате в семье, о самочувствии ребенка в семье. Анализ рисунков можно использовать в беседах с родителями.

Для выявления характера взаимоотношений в семье, определения роли и места в ней ребенка, для изучения наиболее значимых членов семьи можно провести методику «Дактилоскопия» (В. Ю. Пи-тюков, С. Э. Масс).

Ребенку дают лист бумаги и простой карандаш и предлагают обвести руку (кисть с отведенными в сторону пальцами), приложив ее к листу бу- маги. После этого приступают к самой процедуре исследования. Сначала ребенка просят указать или самостоятельно написать, букву «Я» на одном из пальцев, а затем назвать людей, которые располагаются рядом, в непо­средственной близости или на некотором удалении. Если пальцев одной руки недостаточно, то можно подрисовать рядом «веер» другой руки.

Выбирая для «Я» средний палец, ребенок подсознательно распола­гает себя в центре внимания, что свидетельствует о его комфортных ощущениях в семье. Положение «Я» на безымянном или указательном пальце — незначительное отклонение от нормы, мизинце или большом пальце — явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.

Обозначение значимых для ребенка людей на соседних пальцах позволяет судить о разнообразии и степени важности его контактов (члены семьи, приятели по двору, школе, спортивной секции и т. д.).

Фактические результаты исследования дополняются субъективны­ми наблюдениями педагога: обращается внимание на то, насколько ха­отично или последовательно ребенок называет значимых ддя него лю­дей, как часто изменяется их позиционное положение.

Для 1-го класса тестирование можно сопровождать дополнительны­ми вопросами:

— Почему ты расположил этих людей именно так?

— Как ты можешь объяснить, что рядом с. тобой (или в отдалении) оказался именно этот человек?

—Что бы ты хотел изменить в этой картинке?

— Что бы ты сам сделал, чтобы этот человек оказался рядом? Результаты всех методик используются педагогом во взаимодействии

с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа

Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

«Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родит...

Организация воспитательной работы в начальной школе

На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства, методы, вводятся новые образовательные стандарты. Теперь учителю предстоит самому решать, что он...

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности

В статье описывается воспитательная работа с учащимися на занятиях внеурочной деятельности....

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности.

           Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать позн...