Классный час "Я и мои роли в жизни"
классный час

Анохина Любовь Валентиновна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Я и мои роли в жизни»

Класс:
Тема занятия:
«Я и мои роли в жизни»

Цель занятия: формирование сознательного отношения к своим поступкам и поступкам других.

Задачи: 

- раскрыть понятие «мои роли в жизни»;

- показать некоторые способы самопознания;

- продолжить формирование навыков самооценки.

Планируемые результаты занятия

Личностный:

- зарождение сознательного отношения к своим поступкам и поступкам других;

- мотивация деятельности самопознания (стремление к совершенствованию);

- понимание основных моральных норм;

- развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и  смысле поступков;

- способность к самооценке своих поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- сохранять и принимать учебную задачу;

- планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- проявлять самостоятельность и инициативу.

Познавательные УУД:

- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- анализировать, обобщать.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- аргументировать свои высказывания;

- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-  выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

- понимать необходимость сотрудничества с целью успешного участия в диалоге;

- стремиться к более точному выражению собственного мнения.

Тип занятия: час самопознания 

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: для учителя - компьютер, доска, фрагмент мультфильма «Чебурашка» 1 серия, карточки со словами на доску,

для учащихся – простые карандаши, чистые листы бумаги, тесты «Какой я ученик?», изображения солнышек для рефлексии.

Предварительная подготовка: чтение рассказа Евгении Хочинской «Дружба»

Ход занятия

I. Психологический настрой.

Мы друг к другу повернёмся.

Нежно, мило улыбнёмся.

Руку другу мы пожмём.

И занятие начнём.

- Прежде чем начать наше мероприятие, мне хотелось бы провести с вами небольшую разминку, которая поможет всем нам настроиться.

Все вы, конечно же, любите играть. Я вам предлагаю игру «Поменяйтесь местами те …»

Игра «Поменяйтесь местами те …»

-Поменяйтесь местами те, кто с хорошим настроением начал этот день.

-Поменяйтесь местами те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам.

-Поменяйтесь местами те, кто порадует родителей хорошей оценкой, а себя хорошими знаниями.

-Поменяйтесь местами те, кто помог сегодня друзьям разобраться со школьными заданиями.

Поменяйтесь местами те, кто с нетерпением ждет наступление Нового года.

-Молодцы. Я желаю вам с таким же хорошим настроем провести наше мероприятие.

II. Формулирование темы занятия,   постановка цели

- Ребята, я сегодня пришла к вам  не одна, а со своим любимым сказочным героем. Посмотрите фрагмент мультфильма («Чебурашка», 1 серия, 1мин )

- Почему Чебурашка загрустил? (не взяли в зоопарк, никому не нужен)

- Почему не взяли в зоопарк? (не смогли определить, кто он)

- Почему Чебурашка сам не сказал кто он? (не знал)

-  А вы  задавали себе когда-нибудь вопрос «КТО Я?».

- Сегодня мы с вами попытаемся ответить на этот  вопрос «Кто я в жизни?» (на доске появляется  запись Я………………. В ЖИЗНИ).

- Какие слова можно добавить вместо точек? Какие будут варианты?  Что вам приходится делать в жизни? (В разные периоды жизни мы имеем разные роли: для родителей мы дочь, сын; для бабушек и дедушек - внук, внучка; в школе -  ученица, подруга, друг. Когда закончим школу будем  отец, мама, бабушка и т.д.)

- Какие же слова можно вставить? (мои роли)

- Тема нашего разговора «Я И МОИ РОЛИ В ЖИЗНИ» (добавляется  запись на доске).

- Что вы изучаете на уроках математики? (числа, геометрические фигуры и т.д.), русского языка (слова, предложения, орфограммы и т.д.).

-Что можно изучать на сегодняшнем занятии? (себя) Как это можно сделать? (заглянуть внутрь себя, оценить свои поступки) Кто уже умеет это делать? Как вы думаете, зачем уметь оценивать свои поступки?

III. Основная часть

А) Осознание роли «дочь, сын»

- Как только вы родились, у вас появилась ваша первая роль. Какая? Для своих родителей вы - (сын, дочь).

- Сначала вы еще не могли себя проявить, потому что были очень маленькие. Но, время шло, вы подросли. Пора посмотреть на себя со стороны. (На доске появляется запись «Я – дочь, сын».)

Упражнение "Мои плюсы и мои минусы".  

- Сейчас вы будете выполнять очень интересное упражнение. Поделите лист бумаги фломастером пополам. На одной половине поставьте «+», а на другой   «-». Посмотрите на себя как бы со стороны глазами ваших родителей и попробуйте определить, когда вы для родителей хорошие сыновья и дочки, а когда не очень. Любыми значками-символами, схематичными рисунками попытайтесь отразить это в таблице. На эту работу отводится 3 мин.

( Дополнительные  вопросы:
-  трудно ли тебе искать в себе хорошее и плохое?
- тяжело ли тебе было изобразить это?
-  почему это было трудно?)

( помогать по дому, выполнять свои домашние обязанности, без напоминания родителей; помогать присматривать за младшими сестрами и братьям; слушать родителей, уважать их решения, выполнять домашнюю работу, всегда говорить правду, показывать родителям свою любовь –дарить подарки, выражать свою благодарность, ответственность, чистоплотность)

Обсуждение. По желанию дети рассказывают про свои «+» и «-».

МИКРОВЫВОД:  

- Что можно сделать, чтобы увеличить количество «+» и уменьшить количество  «-»?  

- Поднимите руки, кто готов к такой работе?

- Почему важно быть хорошей дочерью или сыном?

Б) Осознание роли  «ученица, ученик»

- Продолжим наш разговор? Какую роль вы выполняете в данный момент? В школе вы - (На доске появляется запись «Я – ученица, ученик»)

- У каждого из вас на парте лежит небольшая анкета - листочек с вопросами.  Прочтите их внимательно и выберите ответ.

Самостоятельная работа. Анкета «Какие мы ученики?»

1

2

3

- Внизу на листочке вы видите табличку с цифрами 1,2,3. Сосчитайте, сколько раз вы выбрали ответ 1, нарисуйте столько же кружков в таблице под цифрой 1 (аналогично с другими ответами).

- Посмотрите на свою таблицу. Встаньте те, у кого больше кружков оказалось

  • под цифрой 1 – пора бить тревогу, вам могут помочь взрослые, надо только очень захотеть,
  • под цифрой 2 – вам предстоит научиться быть самостоятельными,
  • под цифрой 3 -  вы старательные ученики.

МИКРОВЫВОД: 

- Что нужно делать, чтобы быть хорошей ученицей, учеником?

- Почему важно быть старательным учеником?

- Поднимите руки, кому хотелось бы подтянуться в учебе? Вы постараетесь?

В) Осознание роли  «подруга, друг»

1) - Посмотрите в анкете на последний вопрос. О ком он? (об одноклассниках) Кто из вас отметил 3-й вариант ответа. Кто для вас одноклассники? (друзья)

- О какой роли мы будем говорить сейчас? Для своих друзей вы –…

(На доске появляется запись «Я – подруга, друг»)

2)  Беседа о значении слова «дружба»

- Итак, что же такое дружба?

Чтение стихотворения учителем.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчики девочек не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

 -Как мы можем объяснить значение слова ДРУЖБА? Обратимся к словарю.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

3) Игра «Магнит»:

- Представьте, что слово ДРУЖБА – это слово - магнит.

-Какие слова притягивает это слово? (например: дружба – это взаимопомощь, радость общения и т.д.). Дети называют слова.

4) - Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский составил Законы дружбы, давайте с ними познакомимся.

Первый закон дружбы:

«Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке.

Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен»

Второй закон дружбы:

Не обзывай и не унижай своего друга.

Третий закон дружбы:

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Четвёртый закон дружбы:

Умей с другом разделить радость и горе.

- Какой закон дружбы вы бы добавили?

5. Обсуждение рассказа

- Вы уже знакомы с рассказом  Евгении Хочинской «Дружба». (ПРИЛОЖЕНИЕ ) Вспомните героев рассказа.

- Почему мальчик ( от лица которого ведется рассказ) ходил расстроенный? Кто помог ему разобраться – что значит настоящий друг?

 - Случалась ли в вашей жизни похожая ситуация? Часто ли вы ссоритесь? По какой причине  можно поссориться? Что нужно сделать, чтобы помириться? (попросить прощения, признать свои ошибки, простить)

6. Совет друзьям: продолжите фразу      

• Помогай другу:

 если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

• Делись с друзьями: 

если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.

• Останови друга, 

если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

• Не ссорься с друзьями: 

старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

7. Даже если друзья поссорятся, нужно уметь мириться.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Кто знает, чем занимается режиссер фильма. Кто из вас хотел бы побывать в роли режиссера? Выберите актеров для работы. Каждая группа получает лист с сюжетом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Вам нужно прочесть текст, а затем придумать и показать, как эта история должна закончиться.  (Моделирование вариантов в парах, тройках)

Показ и обсуждение импровизаций.

МИКРОВЫВОД: 

- Почему важно быть хорошей подругой, другом?

- Кого из своих одноклассников вы бы назвали хорошим другом?

 

IV. Подведение итогов.

- Какие роли у меня есть, а у вас пока нет? (учитель, мать)

- Нужно ли как-то готовиться, чтобы каждая роль в вашей жизни была исполнена хорошо, чтобы людям, которые окружают вас, было с вами тепло и радостно?

-  Как? (читать книги, обсуждать их с друзьями, родителями, учиться готовить вкусную еду, вязать, шить,  мальчикам учиться ремонтировать машины, электроприборы, колоть дрова, работать с разными инструментами,  получить профессию, обучаясь в средних и высших учебных заведениях)

- Я желаю вам, кем бы вы ни были в жизни, какую бы роль вам не пришлось исполнять, чтобы вы всегда оставались добрыми, внимательными, заботливыми людьми.

V. Рефлексия:

- Чему мы учились  сегодня?

- Вставьте слова о том, какие вы:  Я…….ДОЧЬ, СЫН; Я…….УЧЕНИЦА, УЧЕНИК; Я……ПОДРУГА, ДРУГ  (по желанию).

- У каждого из вас есть маленькое солнышко. Если сегодняшний разговор был для вас полезным, вы задумались о том, хорошие ли вы дети для своих родителей, старательные ли вы ученики, надежные ли вы друзья и вам захотелось стать лучше -  поместите свое солнышко на голубой лист. Если вам пока не удалось заглянуть в свое сердечко, поразмышлять о своей роли в жизни  – на красный лист.  

- Посмотрите, сколько солнышек появилось в классе на нашем импровизированном голубом небе. Все их тепло останется в наших  сердцах. Но этого тепла так много! А с кем  еще вы можете поделиться этим теплом? (с мамой, учителем, другом).  А еще? (с гостями). Спасибо вам за приятные минуты совместной работы.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Какие мы ученики?»

В чём ты ходишь в школу?

1. в чём захочу

2. в чём родители заставят

3. в школьной форме

В чём ты носишь учебники?

1. в пакете

2. в сумке через плечо

3. в портфеле

Как ты учишься?

1. плохо

2. учусь хорошо

3. отлично

Как обстоят дела с домашними заданиями?

1. никак, я выполняю их редко

2. выполняю почти каждый день, иногда с помарками

3. выполняю каждый день

Твои любимые предметы

1. физкультура

2. те предметы, где писать не надо

3. все любимые, я люблю школу

Во сколько ты встаешь, когда надо идти в школу?

1. перед звонком и часто опаздываю

2. встаю вовремя, но мама долго меня будит

3. встаю пораньше, чтобы всё успеть

Ты ладишь с одноклассниками?

1. нет, постоянно ссорюсь

2. с некоторыми

3. да, причём со всеми

1

2

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Евгения Хочинская

Дружба

 Петька – мой самый лучший друг. Мы с ним дружим ещё с детского сада, живем в одном доме, вместе ходим в школу и на тренировки, вместе играем в футбол. У нас нет никаких секретов друг от друга. Мне для него ничего не жалко: жвачку – пожалуйста, конфеты – пожалуйста, мороженое – пожалуйста, я всегда с ним делюсь. Он тоже не жадина, в общем, все у нас было хорошо до поры до времени.

Однажды я посмотрел в окно и увидел, как мой Петька о чем-то живо беседует с Витькой из соседнего двора. Сначала они размахивали руками и что-то доказывали друг другу, а потом зашли к Витьке в подъезд. Мне было очень интересно, о чем же таком они говорили и почему Петька так долго не выходил.

Утром по дороге в школу я спросил об этом у Петьки.

-Мы с ним про машины говорили, какая самая лучшая. Я доказывал, что лучше «Мерседеса» нет ничего, а он говорил, что полно машин ещё лучше. А потом он пригласил меня к себе и показал свою коллекцию машинок, их у него штук сто! Знаешь, как интересно!  И ещё он марки собирает, у него их аж три альбома! И вообще он такой интересный парень! Я с ним дружить буду.

- Как это дружить? Мы же с тобой дружим! А теперь ещё и Витька? Нет уж, если ты мой друг, то дружи только со мной. Мы прекрасно и без твоего Витьки обходились.

- С какой это стати? Я тебе что – крепостной? Получается, что я у тебя должен разрешения спрашивать, с кем дружить, а с кем нет? 
          Петька страшно рассердился, и это был первый случай, когда мы с ним по-настоящему поссорились. В школе мы тоже не разговаривали, и домой я тоже шёл без Петьки. Вечером мама у меня спросила:

-Чего  это ты такой надутый ходишь? С Петькой, что ли, поссорился?
 Я  удивляюсь, как это мама всегда угадывает, что со мной происходит? Пришлось ей всё рассказать про Петьку и про Витьку.

- Понимаешь, Петька оказался предателем, он нашу дружбу предал. 

- И кто это тебе такую глупость сказал? Разве можно называть человека предателем только за то, что он хочет ещё с кем-то дружить, кроме тебя? Ты что же, самый лучший на свете? Нет уж, дорогой, каждый человек имеет право распоряжаться собой, как он хочет, и дружить с кем хочет. Если ты будешь таким эгоистом, с тобой вообще никто дружить не будет.

-А кто такой – эгоист?

-Эгоист -  это человек, который думает только о себе, чтоб только ему было хорошо, а с другими людьми вообще не считается.

- Неправда, я с Петькой всегда считался.

- Да, но ты хочешь, чтоб Петька принадлежал только тебе, а хорошо ли при этом Петьке, ты не подумал. Советую тебе попросить у него прощения. А дружить можно и втроём и даже целой компанией. Так даже интереснее.
На следующий день я подошел к Петьке и сказал:

- Я тоже хочу с вами дружить. Можно?

- Ну, конечно, можно! – обрадовался Петька. Витька тоже рад будет!
С тех пор мы дружим втроём, и  нам хорошо.

Группа 1

Две  подруги,  Света  и  Катя,  разговаривая  о своих  домашних  животных,  начинают  спорить  и ругаться.  Свете  нравятся  собаки,  а  Кате – кошки.  Она считает  их  лучшими  в  мире.  Девочки  поссорились.

Распределите  роли  и  покажите,  как  девочки могут  помириться.

Группа 2

В воскресенье вечером должна быть очень интересная  передача  по  телевизору,  которую  Толик  ждал  всю  неделю.  Вдруг  позвонил  одноклассник  Максим  и  попросил  помочь  ему  разобраться  с  задачей по  математике.  Толик выбрал телевизор.  Мальчики  поссорились.

Покажите,  как  мальчики могут  помириться.

Группа 3

В классе готовили спектакль для новогоднего праздника, всем хотелось получить главные роли. Решили тянуть жребий. Роль Кощея  досталась Кириллу, а его друг Саня тоже хотел сыграть эту роль. Не смогли договориться, поссорились. Покажите,  как  мальчики могут  помириться.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчики девочек не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию на тему "Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника"

Материал для подготовки к родительскому собранию "Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника"...

Внимание. Его роль в жизни человека.

Внимание. Его роль в жизни человека....

Цветок , его роль в жизни растения

На уроке окружающего мира в 3 классе у учащихся формируется представление о разнообразии цветков, о строении цветка,о цветке как органе размножения растений.Продолжается работа по воспитанию бережного...

Родительское собрание "Воображение и его роль в жизни ребёнка"

Материал для проведения родительского собрания...

Исследовательская работа "Книга и компьютер. Их роль в жизни школьника"

Забота о детском чтении - это забота о будущем России.   Цель работы -  определение роли книги  и компьютера  в жизни школьников  в МБОУ Топкинская ООШ и расстановка...

Домашние животные, их роль в жизни человека

Домашние животные, их роль в жизни человека...

Протокол родительского собрания по теме "Воображение и его роль в жизни ребёнка" 3 класс

Родительское собрание в форме беседы содержит материал для анкетирования родителей и подборку упранений для развития воображения учащихся...