Викторина по чувашскому фольклору
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Никифорова Светлана Владимировна

Сценарий викторины

«Народное творчество Чувашии» для детей начальной школы

Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить

познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;

выявить знания учащихся.

Возраст: учащиеся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_chuv_folkloru.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий викторины

«Народное творчество Чувашии»

для детей начальной школы

Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить

познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;

выявить знания учащихся.

Возраст: учащиеся 1-4 классов.

План проведения мероприятия:

- подготовить вопросы, можно в виде «ромашки», на обороте каждого лепестка написать

вопросы;

-организовать команды в составе 5-6 человек;

-команда должна иметь эмблему и название.

Столы расставляются буквой «П», в центре находится стол, где распологается

«ромашка» (вопросы викторины).

Отдельно стоят столы для жюри.

Готовится музыкальное оформление мероприятия (чувашская музыка).

Сцена украшена цитатами:

«Самое ценное и удивительное, которое сохранили чуваши до наших дней, самое

великое, это язык, песни, вышивка. У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто

тысяч вышивок» (Иван Яковлеич Яковлев.)

«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души, мудрость народа.

Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений,

которые могут на основе лучших его образцов создавать новые, высокохудожественные

произведения декоративно-прикладного искусства, сделав их всенародным достоянием»

(М.С. Спиридонов.)

Действующие лица: ведущие – 1,2.

Девочки в национальных костюмах – 4 человека.

Жюри – 3 человека.

Правило: мероприятие сопровождается чувашской музыкой.

Ход викторины:

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались для того,

чтобы познакомиться с чувашским народным творчеством, вспомнить историю

чувашского края, обогатить свои знания о чувашской культуре!

Ведущий 2. Мы с вами сегодня проведём викторину о народном творчестве

Чувашии. Традиционное искусство любого народа – это коллективный творческий опыт

не только многих поколений входящих в него людей, но также сочетание трудовых

навыков и творческих принципов, вкуса и миропонимания других далёких и близких

народов. Чувашское народное искусство берёт свои истоки из глубины веков, в нём

прослеживается связь эпох из самых этнокультурных традиций.

Как известно, основу народного искусства чувашей составляют: вышивка, узорное

ткачество, шитьё бисером и монетами, резьба по дереву, керамика, плетение. Формы их

развития в современных условиях отличаются от природы народного искусства в

прошлом.

Ведущий 1. А сейчас приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали вопросы о

чувашской вышивке. Команде даётся 3 минуты на подготовку.

 Какие виды украшений вы знаете? (Ответы: ожерелье, бусы, шулкеме, нагрудное

украшение ама, серьги.)

 Что означает данный знак? (Ответ: он встречается в чувашском флаге и гербе -

«Древо жизни».)

 Из чего делали украшения? (Ответ: из монет, бисера, ракушек.)

 Какими основными цветами ниток пользовались чувашки при вышивке? (Ответ:

красный, чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.)

 Какими видами швов пользовались при вышивке? (Ответ: крестик, гладь,

двусторонний шов, тамбур.)

Просим жюри оценить ответы и объявить результаты.

В это время ведущий работает с залом.

Ребята, отгадайте загадки по теме «Предметы быта»:

 Конь железный, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

 Он толстый, квадратный - оделся в белый халат. (Печка)

 Чуть дотронешься, со звуком разобьётся (Стекло)

 В одной рубашке 50 человек, все они в красных шапочках. (Спички)

Ребята, давайте послушаем ваши ответы.

Ведущий 2. А теперь расскажу о чувашской вышивке. Древние мастерицы знали

большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом

домотканом холсте шерстяными и шёлковыми нитками создавали они неповторимые

узоры, расшивая ими предметы убранства. Сурбаны и масмаки, женские рубахи и

свадебные покрывала, жениховые платки, пояса и халаты – все украшалось вышивкой.

Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без неё не

обходились посиделки. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в

ритуальных и культовых обрядах, сопровождали на всём жизненном пути человека. В

элементах орнамента чувашской вышивки учёные-исследователи обнаружили знаки

древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и понятия о Земле,

небесном своде и светилах предстали здесь в геометрических линиях и пропорциях

узорного шитья. В прошлом, при вышивании применялось более 30 швов. Ныне на

фабрике «Ценный узор» в Альгешево применяется только 5-6 видов швов.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий 1. Я приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали следующие вопросы.

 Какими видами посуды пользовались чуваши в прошлом? (Глиняными,

деревянными чашками, ложками, кувшинами, ковшами и др.)

 Из чего делали плетёные изделия? (Из лыка, лозы, корней)

 Какой вид обуви носили чуваши? (Лапти, сапоги, валенки.)

 На чём ткали дорожки, покрывала? (На ткацком станке.)

 На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву? (Домашняя посуда,

мебель, ворота, игрушки.)

 Какие виды музыкальных инструментов вы знаете? (шапар – волынка, гусли,

балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)

Ведущий №2. Командам даётся 3 минуты для подготовки ответов, а мы с вами будем

отгадывать загадки об украшениях:

 Кораллы да агаты нанизаны на шнур. (Бусы.)

 Одна сторона покрыта лубком, другая – монетами. (Шулкеме.)

 Большая перепёлка собирает весь народ. (Волынка.)

 У одной мыши два хвоста. (Лапти.)

Ребята, ваше время истекло. Давайте послушаем ответы.

Ведущий №1. Послушайте наш рассказ о чувашских украшениях. Украшения из

серебра и бисера представляют собой одно из ярких самобытных явлений в истории

развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы:

тухья, хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет, шейные украшения алка, май

сыххи, наспинные пус хысе и др.

(Девушки выносят зрителям чувашские головные уборы.)

Бисер и раковины в качестве украшения появились у чувашей в очень древние

времена. Позднее у чувашей осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями

из драгоценных металлов. Произошла замена этих украшений монетами. Монеты

выбирались разные по размерам и по звучанию. Монеты, пришиваемые к острову,

прикреплялись плотно, а свисающие с краёв свободно. Между ними оставлялись

промежутки, чтобы во время танцев они издавали мелодичные звуки.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий №1. Я приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали следующие вопросы:

 Из какого вида ткани чуваши шили одежду?

 Из чего делали валенки? (Из войлока.)

 Перечислите, из каких надворных построек состоял крестьянский чувашский двор?

(Дом, амбар, лачуга, сарай, хлев, баня.)

 Где можно увидеть древние произведения народного творчества чувашей в

настоящее время? (В музеях.)

Команде даётся 3 минуты для подготовки ответов, а мы в это время познакомимся с

ткацким станком. (Внимание зрителям презентация о ткацком станке.)

Выносят тканые изделия.

Ведущий №2. Узорное ткачество – одно из древнейших и широко

распространённых видов народного искусства. До второй половины 19 века ткачество

использовалось больше всего при изготовлении поясов, сурпанов, повязок головным

уборам, покрывал, дорожек. Орнамент тканых вещей составляют геометрические и

растительные узоры, состоящие из фигур «Древа жизни», «небосвод», светила.

Совремнные мастерицы ткут паласы, ковры, дорожки, скатерти, занавески, покрывала.

Ведущий №2. А теперь перейдём к следующему разделу народного творчества –

резьбе по дереву. (Девочки выносят изделия из дерева.) Внимание на слайды с

презентаций.

В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой – это чашки, ложки,

ковши для пива, солонки, вазы для мёда. Украшали резьбой мебель, столбы ворот,

фризы, наличники, детские игрушки. И сегодня в каждом чувашском селении немало

мастеров-резчиков. Их умение и вкус направлен на внешнее оформление жилища и

других построек, благодаря чему каждое село приобретает свой собственный

художественно-эстетический облик.

Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело. Изготавливали

керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. В наши дни производство

налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов. Известна

по всему миру чувашская мастерица по керамику и стеклу Ольга Дуняк. Её наборы для

кухни, для пива, молока, мёда, декоративные блюда выразительностью пластики

восходят к старой чувашской глиняной утвари.

Богаты и разнообразны по своему творческому исполнению плетёные изделия –

кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др.

Ведущий №1. Ребята, мы сейчас познакомились с основными видами чувашских

народных промыслов, можем делать вывод, что богатое наследие оставили нам

предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев –

художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение

интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые,

разлетаясь по странам мира, становятся визитными карточками чувашской

художественной культуры!

А теперь предоставляем слово жюри для подведения итогов и определения

победителей.

Приглашаются на сцену победители и награждаются подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество. Фольклор. Игра-викторина

Данный конспект занятия я предлагаю для внеклассной работы....

Сценарий ко дню чувашского языка "Маленькая мисс" на чувашском языке

Сценарий подготовлен для начальной школы ко дню чувашского языка....

Игра-викторина для младших школьников «Фольклор – народное искусство»

Данное мероприятие может быть проведено учителями начальной школы в качестве урока внеклассного чтения или приуроченного к изучению раздела «Устное народное творчество»....

Рабочая программа по предмету «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)” для 1 класса

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной шко...

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...