«Об искусстве».
материал (3 класс)

Бизяева Ирина Васильевна

В данном уроке представленны материалы об известных писателях, художниках,композиторах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ob_iskusstve.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА

« Ассоциация творческих педагогов России»

Номинация:  Интегрированный урок.

Конспект урока по окружающему миру,   литературному чтению, ИЗО, музыке.

Тема урока: «Об искусстве».

3 класс

Бизяева Ирина Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Плодородная средняя общеобразовательная школа №16

             учитель начальных классов

Тема урока: « Об искусстве».

Цели:

- Познакомить с произведениями Е. Баратынского, И.И.Левитана, П.И.Чайковского А.П.Чехова о весне; познакомить с терминами «шедевр», «музей»;

- показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, литературы как составных частей искусства;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

 .

Задачи:

Образовательные:

Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках ИЗО, музыки, окружающего мира, литературного чтения; формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение; коммуникативно-речевые умения по составлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись).

Воспитательные:

Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создавать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности; воспитывать умение воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться.

Развивающие:

Развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; способствовать развитию творческого воображения детей: коммуникативные навыки при работе в группе, познавательный интерес; умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Учебные материалы:

  1. Зрительный ряд;

  - презентация;

  - репродукция картины И.И.Левитана «Март».

  - иллюстрация по теме «Ранняя весна».

  - Толковый словарь С.И.Ожегова.

2. Литературный ряд:

  - стихотворение Е.Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»!

  - отрывок из рассказа А.П.Чехова «Весной».

3. Музыкальный ряд:

      - Аудиозапись отрывка из произведения П.И.Чайковского «Времена

      года».

    4. Техническое оборудование;  

 - магнитофон;

 - компьютер;

 - проектор.

 5. Материалы:

       -Краски, кисти, пастельные карандаши, альбомные листы, цветная

      бумага, ножницы, клей.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Открытие детьми новых знаний.

а) работа со стихотворением Е Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»;

б) работа с произведением П.И.Чайковского «Весна»;

в) работа с отрывком из произведения А.П.Чехова «Весной»;

г) работа с репродукцией картины И.И.Левитана «Март».

      5. Творческая работа в группах.

      6. Итог урока.

      7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг, порадуйтесь солнцу – оно же светит для нас. Птицам – они поют для нас. Дорогие ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами! Я хочу пригласить вас в необычный музей. В его залах мы встретимся с поэтами, писателями, художниками и композиторами. А дорога в этот музей начинается в вашем сердце, в вашей душе!

        Мы будем учиться раскрывать свою душу для красоты; учиться смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное!

        Чтобы посетить этот музей, необходимо заполнить входной билет, который лежит у вас на партах. А ещё вы, наверное, заметили разноцветные «цветочки настроений», которые вам подарила весна. Выберите тот цветочек, который соответствует вашему настроению в начале урока.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, вы были в музеях?

                - Что вы там видели. (картины, старинную технику, исторические экспонаты, скульптуры);

                - Чем являются перечисленные вещи? (произведениями искусства);

                - Что такое музей? (это учреждение, которое собирает и хранит различные экспонаты).

Давайте обратимся к Толковому словарю С,И,Ожегова. Что такое музей.

Ученик зачитывает толкование слова:

« Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь (памятников искусства, предметов, представляющих исторический интерес)».

А вот какое толкование даёт Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий».

Демонстрация фрагмента на доске (показ слайда)

Слово музей происходит от слова музы. Музы – богини, покровительствующие искусству.

- Как можно назвать одним словом все произведения искусства? (шедевры)

- Обратимся к Толковому словарю. Что такое шедевр.

Ученик зачитывает:

« Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера».

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке. Назовите тему урока.

Запись на доске: «Об искусстве» (показ слайда)

Цель нашего урока – учиться понимать произведения искусства, познакомиться с некоторыми из них. Во входном билете на первой строчке под № 1 запишите по памяти, что такое музей и шедевр. (дети записывают).

- Искусство появилось много тысяч лет назад, когда люди не могли ещё выращивать растения, шить одежду, но они уже рисовали, пели и танцевали.

На уроках рисования, окружающего мира мы знакомились с видами искусства. Перечислите их. ( живопись, музыка, скульптура, архитектура, литература).

На доске дети рассматривают слайды с видами искусства.

- На нашем уроке мы подробно остановимся на некоторых из них.

4. Открытие детьми новых знаний.

Работа со стихотворением Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…».

Учитель: - Какое сейчас время года?

                  - Какой месяц?

Сегодня мы постараемся увидеть весну в разных произведениях искусства.

Тема весны звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников и композиторов. А как любил весну Е.Баратынский!

Демонстрируется портрет поэта.(показ слайда)

-«Весна мне подходит, - писал он своему другу. – Это моё любимое время года, здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт». Баратынский очень любил весной бывать в деревне. Здесь день за днём перед глазами поэта развёртывалась картина долгой весны со всеми её оттенками и переменами – от первых весенних проталин, до ярких майских цветов. Прочитаем стихотворение, написанное поэтом в один из таких дней.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

- О чём говорится в стихотворении?

- Какие картины весны мы увидели? (дети зачитывают).

- Какие краски отметил поэт?

- Что вы чувствуете при чтении стихотворения?

- Подчеркните во входном билете под №2 : радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение.

- Как вы прочтёте это произведение?

- К какому жанру искусства вы отнесёте это произведение? (к литературе)

Работа с произведением П.И.Чайковского «Весна».

Учитель: Хотите отправиться на прогулку в весенний лес. Закройте глаза.

Звучит фрагмент из цикла П.И.Чайковского «Времена года» - «Весна».

- Какое впечатление произвело на вас данное произведение?

- Это произведение сочинил П.И.Чайковский.

Демонстрируется портрет композитора (показ слайда)

- Что вы увидели в весеннем лесу?

- К какому виду искусства относится это произведение?

- Какие строки из стихотворения Е.Баратынского вы бы отнесли к этому произведению7

Работа с отрывком из произведения «Весной».

Учитель: Вы познакомились с произведениями великих людей, выражающих настроение весенней поры. А русская душа созвучна весне. К теме весны обращались не только поэты и музыканты, но и писатели. Они ждали её как самое дорогое и мимолётное время года. Свои впечатления передал нам  А.П.Чехов.

Демонстрация портрета писателя (показ слайда)

- Прочитайте отрывок из его произведения на карточках: (дети читают).

        С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпают под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут и дышат. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу.

- Подчеркните, какие краски использовал писатель в своём произведении?

- Что сказано о земле?

- Что сказано о воздухе?

- Что сказано о реке? О деревьях?

- Что хотел показать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- К какому жанру искусства относится это произведение? (к литературе).

Работа с репродукциями картин И.И.Левитана

 Учитель: Многие русские художники создавали весенние пейзажи. Большим мастером в этой области был художник И.И.Левитан.

Демонстрируется портрет художника (показ слайда)

Сообщение о жизни и творчестве этого человека подготовил Захар.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В 13 лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учился.

        С ученической выставки Третьяков приобретает картину 19-летнего художника. Это было первым признанием его таланта.

        Левитан - пейзажист. Его пейзажи называют лирическими, поэтическими, музыкальными.

Учитель: Посмотрите на эпиграф к картине И.И.Левитана «Март».

Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана.

Б. Иогансон.

На холсте И.И.Левитана «Март» изображён обыкновенный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряженная в сани. Вся картина пронизана тёплыми тонами. Светлая стена дома, оранжевые столбики крыльца, голубые тени на снегу, ярко-синяя глубина неба – всё это пронизано солнечным светом. Именно этот мягкий, солнечный свет вызывает ощущение наступления весны.

        Всё словно замерло вокруг, согретое весенним тёплым солнцем. Не шелохнутся деревья, в ожидании задремала рыжая лошадка у крыльца.

        Настроение, создаваемое картиной, можно определить одним словом: праздник.

        В пейзаже «Март» художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли.

- К какому жанру относится это произведение? (к живописи).

- Во входном билете запишите имя русского художника - пейзажиста под №3.

5. Творческая работа в группах.

Учитель: У нас будет работать 3 группы.

1 группа: «Мастерская художников».

- Изобразите в разных техниках весенний лес:

- акварелью;

- восковыми мелками;

- пастелью.

2 группа «Умельцы».

Выполните аппликацию весеннего коврика из цветов и листьев.

3 группа «Мастера слова».

Обогатите текст красивыми словами; соберите примету и пословицу о весне.

Обогатите текст красивыми словами:

 

В начале весны стоит _______________________,но  __________________ и _______________________ погода. Обнажённая земля жадно вбирает в себя ________________________ тепло, пробуждающее к жизни бесчисленное множество ________________________ животных и растений. Оживают деревья, кустарники, многолетние травы, _________________ хлеба, _________________ подснежники.

Слова-подсказки:

Солнечная, ветреная, прохладная, живительное, разнообразных, озимые, степные.

Соберите примету о весне:

Грача, весну, увидал, встречай.

___________________________________________________________.

Собери пословицу о весне:

Май, лето, наряжает, леса, в гости, ожидает.

____________________________________________________________

6. Итог урока.

Дети анализируют работу каждой группы. (Рассматривают рисунки, аппликации, слушают выступления группы «Мастера слова».)

- Что нового узнали на уроке?

- С какими произведениями познакомились?

- Дайте оценку своей работе по группам. Результаты запишите во входном билете.

        Итак, вы заполнили билеты и теперь по праву можете посещать любые музеи и исторические памятники нашей страны. На своих цветочках отметьте своё настроение в конце урока. А теперь «оденьте» нашу «поляну настроений» - поместите на ней свои цветочки. И пусть ваше прекрасное настроение сопутствует удаче на всех ваших уроках. Спасибо за работу. Подарите цветочки нашим гостям и передайте им своё хорошее настроение.

7. Домашнее задание.

Продолжить наблюдать за весенними изменениями в живой и неживой  природе. Свои наблюдения продолжайте записывать  в научный дневник страница 11 – 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование занятие кружка по изобразительному искусству и музыке по теме: "Первообразы в искусстве (общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи) Сказ о дымковском чуде"

Интегрированное занятия кружка по изобразительному искусству и музыке.Цель занятия:Изобразительное искусствонаучить видеть общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи; закреп...

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...