Помощь родителям младших школьников агр друж до
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Либик Анастасия Максимовна

Предварительный просмотр:

Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников, которой уже посвящено немало исследований.

Продолжение на выбор:

  1. Сложно дать однозначное определение агрессии. В целом можно считать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.
  2. Что же такое агрессия? Агрессия - это любая форма поведения, противоречащая нормам и правилам нацеленная на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию
  3. Что является агрессией? Агрессия – это поведение, приносящее вред, но проявляется оно по-разному. Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

- физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)

- вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

- косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).

Выбор:

  1. Агрессивность – не всегда плохо. Ей сопутствуют положительные черты, которые могут пригодиться в жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Агрессия часто возникает в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. В агрессивном действии имеются все формальные качества воли, а она всегда присуща лидерам и победителям. Но есть и негативный аспект – агрессивная личность всегда пренебрегает правами и чувствами других людей ради достижения своих собственных целей. Лидер легко может превратиться в угнетателя, деспота.
  2. Агрессивные дети чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.

Причины агрессивного поведения:

  1. Семья - это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д.
  2. Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.
  3. И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.
  4. Индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.). Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми. Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика. Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно.
  5. Особенности организма. Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

Анализ психологической литературы позволяет выделить признаки агрессивности агрессии у младших школьников:

  1. Упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя.
  2. Драчливость.
  3. Постоянная или длительная подавленность, раздраженность.
  4. Беспричинные вспышки гнева, озлобленность.
  5. Жестокое обращение с животными.
  6. Стремление оскорбить, унизить.
  7. Властность, стремление настоять на своем.
  8. Эгоцентризм, неспособность понять других.
  9. Эмоциональная глухота. Душевная черствость.
  10. Самоуверенность, завышенная самооценка.

Если агрессия является выражением гнева, то возможно применение разнообразных способов воздействия:

- научите ребёнка преобразовывать прямую агрессию в косвенную, выплёскивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, символическое её проявление (топнуть ногой, громко стукнуть книгой по столу и т.п.)

- снять агрессию помогут и специальные упражнения. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность действительно приносит им множество проблем, и они осознают это. Например, можно научить ребёнка в момент импульса к агрессии концентрировать внимание на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжения неизбежно сменять релаксацией мышц. И если агрессия не уйдёт вовсе, то она станет управляемой.

- развивайте у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);

Обучение ребёнка проговаривать партнёру по общению свои чувства, предлагать сотрудничество. Это поможет преодолеть противоречия, предотвратить конфликты в будущем.

Если у ребёнка неуёмная энергия – найдите ей здоровый выход. Роликовые коньки, скейт, велосипед, футбольный, волейбольный, баскетбольный мячи, летающая тарелка, лыжи, салазки – это то, что нужно им как воздух.

Помните, что, если дети в момент ссоры топают ногами, выкрикивают угрозы и оскорбления, изо всех сил хлопают дверьми, всё это в порядке вещей и не выходит за рамки нормального поведения. В таких случаях просто разведите их в разные стороны. Пусть успокоятся, а потом поговорите с каждым в отдельности. Выслушайте их очень внимательно, пусть выговорятся, а может быть, и выплачутся. Тогда их гнев окончательно уляжется. При этом не надо ни утешать, ни критиковать, ни выступать в роли судьи. Попробуйте спокойно разобраться в истинных причинах агрессии. В разговоре с глазу на глаз объясните ребёнку, что не надо стыдиться своих чувств, даже гнева, в этом нет ничего предосудительного, но нужно стремиться решать вопросы мирным путём.

Учите ребёнка словесно выражать свою агрессивность.

Если ребёнок задира и драчун, убедитесь, что вы сами не провоцируете такое поведение. Не разговаривайте с агрессивным ребёнком на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов.

Ваша спокойная, плавная речь позволит ребёнку переключиться, и он начнёт слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребёнка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребёнок начнёт к вам прислушиваться, и тогда у вас появится шанс помочь ему освоить более мирные способы «выхода» агрессивных импульсов.

Не прибегайте к физическим наказаниям.

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Упражнения

  1. Дискуссия «Большой секрет для маленькой компании» (Учащимся объявляется, что агрессия в некоторых ситуациях - это нормально. И обсуждается вопрос «В каких ситуациях?»: в ситуации опасности).
  2. Чтение рассказа «О путнике и его беде» (В рассказе говорится о том, что агрессия необходима человеку в ситуации обороны – например, для защиты Родины от захватчиков, в других же ситуациях она должна быть под контролем человека, т.к. может причинить много вреда окружающим).

Вопросы для обсуждения:

В чем была самая главная беда путника? (Неумение сдерживать в нужный момент свою агрессивность)

- Можно ли главного героя (путника) назвать агрессивным человеком? Почему? (Да. Именно эта его особенность указывает на его агрессивность)

- К чему привело неумение сдерживать свою агрессивность в рассказе? (Была загублена березовая роща)

- Если бы люди деревни всегда по отношению ко всем были дружелюбными (в том числе не проявляли агрессии, обороняясь от захватчиков), могли бы они быть в безопасности? (Нет)

- Правильно ли то, что в некоторых случаях агрессия это нормально? (Да, но только в ситуациях обороны, защиты и в ограниченных количествах)

- Приведите примеры из вашей повседневной жизни, когда у вас может возникнуть необходимость проявлять агрессивность по отношению к другим людям. (Когда нападает преступник)

- Можно ли в других случаях проявлять агрессию? (нет)

  1.  Просмотр мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда» (Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог).

Вопросы для обсуждения: - Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?

- Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?

- Какой из увиденных способов поведения правильный?

В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно.

  1. Упражнение «Опасно - безопасно» (модификация упражнения Т. Кунигель) (Источник: Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5)

Учащимся необходимо распределить предложенные в списке способы выражения гнева, обиды, обиды на две группы: «Опасные способы выражения гнева» и «Безопасные способы выражения гнева, обиды», объяснить свой выбор, дополнить списки двух групп своими примерами. Перечень возможных форм проявления гнева, раздражения, обиды:

- Ударить сильно обидчика - Сломать игрушку или другую вещь одноклассника

- Наорать на товарища

- Отойти в сторону и постараться подумать о хорошем

- Выйти из класса

- Скорчить лицо, показать язык

- Нагрубить

- Заворчать

- Спокойно сказать, что тебя не устраивает

- Заплакать

- Обидеться и надуться, потом еще долго не разговаривать с одноклассником

- Сдержаться в этот момент

- Стерпеть, но потом обидеть более слабого одноклассника

Таблица для заполнения:

Опасные способы выражения гнева, обиды

Безопасные способы выражения гнева, обиды

  1. Информация на заметку «Как правильно «выпускать пар»?» (Учащиеся информируются о том, что существуют так называемые приемы «выпускания пара» - избавления от агрессии, гнева и других негативных чувств и эмоций. Далее психолог знакомит учащихся с перечисленными ниже приемами, предлагая выполнить ряд упражнений).

Упражнение «Кулачки» («Лимон»). 

Учащиеся обучаются следующей технике: необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать. Детям следует обратить внимание на разницу между ощущениями, которые они испытывают в напряженном и в расслабленном состоянии. Дети рассказывают о своих впечатлениях. Психолог сообщает ребятам, что это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии.

При выполнении упражнения «Лимон», ребята должны представить, что в руках они сдавливают лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка.

Упражнение «Посчитай до десяти».  Психолог предлагает учащимся вспомнить свое внутренне состояние в одной из ситуаций, когда они испытывали гнев, обиду, злость, и попытаться воспроизвести его. После этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что-то делать или говорить, посчитать до десяти. (Вместе с психологом дети отрабатывают данный прием и затем обсуждают, как трансформировалось их состояние. Изменилось ли первоначальное намеренье быть агрессивным? Каким оно стало? Кому это упражнение помогло сдержаться?)

Упражнение «Воздушный шарик». Ребятам предлагается превратиться в воздушный шарик, для чего необходимо: поднять руки вверх, изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и задержать дыхание. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза. Психолог обращает внимание ребят, что это упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих.

Упражнение «Лист гнева» («Рисунок обидчика», «Порви бумагу»). Ребята информируются о следующем приеме «выпускания пара»: нарисовать на листке бумаги обидчика, а после скомкать, потоптать, разорвать на мелкие кусочки этот листок. Можно просто разорвать ненужный вам листок, потратив всю отрицательную энергию на это действие.



Предварительный просмотр:

Тема: «Как научить ребёнка дружить?»

Цель: Помочь детям осознать, как важна и необходима дружба со сверстниками.

Задачи:

  1. Убедить родителей в значимости дружбы, как важной составляющей счастья ребёнка.
  2. Вызвать стремление у родителей стать примером для подражания.
  3. Организовать активное взаимодействие с родителями по определению дружбы.

Психологический настрой

- Уважаемые родители, Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте.

- Мы с вами приветствовали друг друга три раза и это не просто так. Число 3 влияет на нашу жизнь и приносит успех. Тройка в языке чисел символизирует равновесие, максимальную прочность, человеческую любовь. А на нашей встрече- единство основных участников воспитательного процесса: родителей, учителей, детей.

- Проблему нашей встречи мы обозначим вместе с вами. Начнем с пословиц.

- Я буду начинать, а вы хором дружно заканчивать пословицу.

  1. Дерево живёт корнями - а человек …. (друзьями)
  2. Сердечный друг не родится …. (вдруг)
  3. Нет друга - так ищи, а найдешь… (береги)

- Какой общий смысл содержат эти пословицы?

- Какое место в жизни занимают друзья?

- Друзья играют большую роль в нашей жизни.

Определение темы и цели собрания

-А умеет ли дружить ваш ребёнок? Давайте обозначим проблему обсуждения.

- Итак, тема нашей встречи «Как научить ребёнка дружить?»

Поразмышляем вместе

В ходе нашего диалога мы должны ответить на три главных вопроса:

  1. Какими качествами друга должен обладать ребёнок?
  2. К выполнению, каких правил дружбы надо приучить ребёнка?
  3. Как научить ребенка дружить?

- Искать ответы на данные вопросы мы будем в триадах. Работа в триаде будет успешней, если вы будете руководствоваться тремя принципами: сотрудничество, взаимной ответственности и взаимопомощь. В случае затруднения вам поможет лист SOS, который лежит перед вами.

Первый вопрос к триаде справа:

-Какие качества помогают вашему ребенку дружить? (мой Р. отзывчивый, внимательный, справедливый, честный, добрый, проявляет сочувствие)

Второй вопрос к триаде слева:

-Какие качества мешают вашему ребёнку дружить? (мой Р. задиристый, лживый, жадный, грубый, равнодушный, неискренний, хитрый)

- Итак, чтобы научить ребенка в нем нужно воспитывать положительные качества друга, и предупреждать возникновение негативных качеств.

- А теперь приступим к ответу на 2 вопрос: к выполнению, каких правил дружбы мы должны ребёнка приучить в семье?

Психолого-педагогический практикум

- Сейчас вам предстоит побывать в роли детей и родителей. Группа справа от меня принимает на себя роль детей, а группа слева от меня выступает в роли родителей. Дети составляют правила дружбы с частицей «не», а родители составляют правила дружбы для того, чтобы ребенок смог подружиться с детьми.

- Помните, в случае затруднения обращайтесь к листу SOS:

  1. Уважай мнение друга
  2. Помогай другу в беде.
  3. Умей хранить секреты
  4. Радуйся успехам своего друга.
  5. Будь честным с другом.

- Итак, правила дружбы, составленные детьми и родителями, не противоречат друг другу, почти все совпадают. Чтобы ребенок научился дружить, надо приучить детей к выполнению этих правил.

- А мы плавно подошли к поиску ответов на 3 вопрос: как научить ребенка дружить?

- Продолжите суждения, опираясь на собственный жизненный опыт, каждая триада родителей работает с тремя суждениями.

  1. Если ваш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …
  2. Если вы заметили, что ребенок стал хуже себя вести, после того как подружился с кем-либо, то мы…
  3. Если друг вашего ребёнка из неблагополучной семьи, то мы…
  4. Если друзья вашего ребенка приходят к нам в дом, то …
  5. Если наш ребенок виноват в ссоре с другом, то мы…
  6. Самым эффективным методом воспитания в ребенке друга, считаем…

- Вот составленные вами на основе суждений рекомендации для родителей, как научить детей дружить.

Просмотрите их еще раз:

  • Тактично, корректно узнавайте где, когда, с кем, как долго будет находиться ваш ребенок.
  • Изучайте, наблюдайте за друзьями вашего ребёнка.
  • Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой.
  • Проводите чаще свободное время с ребенком и его друзьями.
  • Познакомьтесь с семьёй друга вашего ребенка.
  • Будьте примером в дружбе для своего ребёнка.

- Воспитание в ребенке дружеских чувств, принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы, и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим отцом! И в этом вам помогут законы родительской истины, которые мы с вами составим. Перед вами законы с пропущенными словами. Вставьте нужные слова.

1. Любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам.

2. Умейте соблюдать меру своей любви и родительской ответственности.

3. Принимайте детей такими, какие они есть. Будьте всегда рядом с ними без унижения, угроз и оскорбления.

- Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях.

Рефлексия

- Сегодня мне было очень приятно общаться с вами. Я видела активных участников нашей встречи. А если у кого-то что-то не получалось, не беда. Ведь вы старались самостоятельно решать проблемы.

-А что вы можете сказать о сегодняшней встрече, в чём ее необычность? (Совместное составление правил дружбы, законов родительской истины работа в триаде)

-Что вам было полезным и важным на собрании?

-Что вызвало у вас интерес?

- В завершении нашей работы давайте возьмёмся за руки и подумаем о том, что мы можем стать советчиками и помощниками друг другу в воспитании наших детей. Число три и здесь нам подскажет верный вариант, потому что в духовной нумерологии, как и в сказках, это число интуитивного выбора. Согласно притче, прежде чем что-нибудь сделать, нужно эти мысли три раза просеять: через сито правды, доброты и пользы.

- В нашем классе замечательные не только дети, но и родители, я надеюсь, что мы решим с вами любые проблемы в воспитании наших детей.

- До свидания! До свидания! До свидания!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям младших школьников. Из опыта работы.

Материал для  родительских собраний.Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже...

Памятки для родителей младших школьников

Подборка памяток родителям для успешного воспитания детей младшего школьного возраста...

Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников

В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения ...

Памятки для родителей младших школьников

В этой статье даны советы родителям по развитию внимания детей, как приготовить домашнее задание, как быть с левшой, как предупредить детскую агрессию  и т.п....

Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...