Статья «Проектная деятельность в начальной школе»
статья

Плахова Елизавета Андреевна

Статья «Проектная деятельность в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Проектная деятельность в начальной школе»

В современном обществе произошли глобальные изменения, требующие корректировки содержательных методических технологических аспектов образования, пересмотр прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Начальная школа является важнейшим этапом образование каждого человека. От того насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Мы понимаем степень ответственности, и важности своей работы, поэтому не останавливаемся на достигнутом и ищем новые эффективные формы преподавания. Однако бывает что всё новое это хорошо забытое старое. Очередное подтверждение этому интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве развития критического мышления

Младший школьный возраст это научный этап вхождение в проектную деятельность в курсе изучения предмета окружающий мир. Проектная деятельность можно планировать со второго полугодия 1 класса, а  в начале первого класса продумывать подготовку к ее осуществлению с помощью творческих заданий.

В настоящее время, в период введения ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.

Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  приоритетом является формирования универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.  Гузеев  Вячеслав Валерьянович подчёркивал, что «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

Еще один аргумент в пользу проектов: проекты помогают укрепить взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании детей, организации совместных дел.

Метод проектов возник в XVI в. в архитектурных мастерских Италии. Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и образовании были связаны с методом проектов, который также называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Метод проектов во второй половине XIX века применялся в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания».

Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами именно в этом знании. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для собственного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

В современном процессе обучения метод проектов не заменяет классно-урочную систему, а выступает дополняющим звеном в организации самостоятельной работы учащихся. В последние годы наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Типология учебных проектов

Можно заметить, что знание типологии проектов, несомненно, поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести:

Преобладающий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.

Преобладающий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, языковые, культурологические (страноведческие), географические, исторические, музыкальные.

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, государства, разных государств мира).

 Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);

По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком можно обозначить следующие типы проектов:

Исследовательские проекты. Данные  проекты требуют хорошо продуманной структуры , обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Творческие проекты. Данные проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она лишь только планируется и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В наилучшем случае возможно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);

Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только планируется и остается открытой до завершения проекта. Участники принимают на себя конкретные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, изображающие общественные  или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Итоги данных проектов имеют все шансы намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь довольно высокая;

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.).

По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:

литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и т.д.;

естественно - научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д.);

экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.д.);

языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;

культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;

спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;

исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;

музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.

Из всего вышесказанного следует, что такие признаки , как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по названным выше признакам.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат вклассе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею.

Правильно организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность учащихся начальной школы".

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей п...

Статья: "Проектная деятельность в начальной школе"

Использование метода проектов о обучении младших школьников.Классификация проектов. Роль учителя в организации проектной деятельности. Достоинства данного метода....

статья "Проектная деятельность в начальной школе"

в статье рассматривается вопрос организации и проедения проектной деятельности в начальной школе....

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Проектная деятельность в начальной школе...

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-ппознавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, ссогласованные методы и способы деятельности, направленные на достижен...

Статья. Проектная деятельность в начальной школе.

Статья содержит обоснование необходимости проектной деятельности, особенности проектов для  начальной школы. Приведены примеры проектов группового творческого исследовательского индивидуального....

Статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Статья содержит общую информацию по проектам, а также практические советы по организации проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. К статье также прикреплена технологическа...