«Особенности отношений «воспитатель - воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы»
учебно-методический материал (1 класс)
- Действия воспитателя, направленные на создание коллектива группы продленного дня
- Основы методики организации и воспитания детского коллектива
- Действия воспитателя, направленные на создание коллектива группы продленного дня
- Качества педагога ГПД
- Формирование коллектива ГПД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_otnosheniy_vospitatel-vospitannik.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности отношений «воспитатель - воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы»
январь
2021 г.
Особенности отношений
«воспитатель - воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы
Становление и развитие детского коллектива в режиме продленного дня зависит от многих обстоятельств: от организационной формы режима продленного дня (одновозрастная или разновозрастная группа или класс), от структуры детского коллектива, от сложившихся способов совместной деятельности и общения детей и др.
Отличие коллектива группы продленного дня от обычного классного коллектива в том, что она может быть разновозрастной, т.е. составленной из разных начальных классов. Сложность заключается в организации самоподготовки, необходимо добиться единства воспитателя с учителями сразу нескольких классов. Однако есть и преимущества разновозрастной группы: сотрудничество детей разного возраста позволяет формировать у них навыки взаимодействия, учит старших заботиться о младших. Всего этого многие школьники не имеют дома, где они - единственные дети, и в одновозрастном коллективе класса, где основу жизни класса составляет индивидуальная учеба каждого.
Одновозрастная группа, как правило, составляется из учащихся разных классов одной параллели. В ней формировать коллектив сложнее, чем в разновозрастной группе, так как потеряны преимущества разновозрастного общения детей, но сохраняются сложности, связанные с приходом детей из разных классных коллективов, с разным уровнем коллективной жизни, традициями, разным стилем педагогического общения учителя с детьми. Все это разнообразие, и положительное, и отрицательное, воспитатель группы продленного дня должен аккумулировать в жизни единого детского коллектива.
Объединяя младших школьников во второй половине дня в единый коллектив группы продленного дня, воспитатель невольно вступает в противоречие со многими действиями по управлению коллективом класса, которые предпринимает учитель.
Известные советские исследователи Л.И.Новикова и А.Т.Куракин (12, с. 43) выделили следующие типы первичных коллективов: учебные (класс), клубные (коллективы по интересам), трудовые (ученические бригады). В каждом типе коллектива — своя ведущая совместная деятельность и соответствующие ей отношения. Коллектив группы продленного дня синтезирует в себе все типы первичных коллективов. В группе продленного дня организуется самостоятельная учебная деятельность младших школьников (занятия самоподготовкой), где они, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя, прежде всего, как ученики. На занятиях клубного типа при том же составе детей возникает иная педагогическая ситуация - каждый сам выбирает себе занятие в соответствии с интересами и развивающимися способностями, поэтому дети в такой деятельности более активны, проявляют творчество. Трудовое общение младших школьников в условиях общественно полезного труда организуют трудовые коллективы - бригады, дежурные «пары». Такая «синтетическая» природа коллектива группы продленного дня, во-первых, позволяет создать наиболее благоприятное положение для каждого ученика в системе коллективных отношений, учесть все его возможности, опыт, индивидуальные способности, особенности характера и помочь им проявиться. Во-вторых, она рождает определенные особенности в организации детского самоуправления: органы самоуправления создаются в условиях трех типов коллективной деятельности, и младшие школьники в группе продленного дня находятся и в позиции ответственности, и в позиции подчинения. В-третьих, при правильном педагогическом руководстве и точной организации системы поручений в группе продленного дня возникают благоприятные возможности для раскрытия способностей каждого ребенка: консультант по одному из предметов, затейник, спортсмен, «специалист» по макраме и т.д., т.е. субъект любой общественно-значимой деятельности. Самоутверждение ребенка в коллективе группы продленного дня может проходить активнее, полнее. Воспитатель способен создать такое многообразие деятельности и общения детей, чтобы происходила самореализация всех детей в коллективе группы, чтобы не было детей, не проявивших свои лучшие качества.
Таким образом, действия воспитателя, направленные на создание коллектива группы продленного дня, могут усилить положительное влияние на детей и устранить отрицательное. Для этого необходимо реализовать следующие условия: 1) жизнь детей в группе продленного дня должна быть увлекательной, разнообразной, чтобы каждый ребенок мог проявить свои достоинства; 2) все разнообразие умений и знаний, которые дети получают в классе на уроках, в кружках, в музыкальной и спортивной школах, в семье, должно бережно использоваться в жизни коллектива группы продленного дня; 3) воспитателю следует заботится о положении каждого ребенка в системе личных внутриколлективных отношений. А для этого он должен знать, как сам ребенок переживает свое положение, как он к нему относится.
Основу методики организации и воспитания детского коллектива определяют важнейшие положения учения А.С.Макаренко об этапах (стадиях) развития коллектива. Каждый этап развития коллектива отличается от другого формой педагогического требования, но изменение формы требования - один, чисто внешний признак развития коллектива. Главное, как подчеркивал А.С.Макаренко, это преобразование системы взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений воспитывающегося коллектива, отношений детей к событиям и явлениям окружающей жизни и к самим себе.
На первом этапе развития коллектива в ГПД школьники придут в группу из своих классов с уже определенным опытом общения и коллективных взаимоотношений, поэтому задача воспитателя на данном этапе: сблизить детей, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки), найти интересные и нужные общие дела, которые оказались бы по силам всем ребятам и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя. Продолжительность и успех первой стадии зависит от правильного понимания воспитателем ее основных задач и умения их реализовать методически.
Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
- Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
- Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
- Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Хочется отметить, что во взаимоотношениях «воспитатель – воспитанник», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий ребенка, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению педагога. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от воспитателя дети разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного возрастного порога к другому.
Воспитатель подходит к детям с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности.
Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.
В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе.
Для создания теплых, доверительных отношений с ребенком необходимо взаимное уважение. Уважение — это подтверждение значимости человека в мире. Мало твердить ребенку, что нужно уважать старших, необходимо еще принять и то, что старшие также должны уважать ребенка. Только на основе взаимопонимания он может развиваться полноценно. Большую роль в установлении и развитии такого взаимопонимания играют внимание, щедрость и твердость.
Внимание— это интерес к миру ребенка, готовность посмотреть на вещи его глазами, уважение к его увлечениям. Щедрость проявляется тогда, когда мы готовы преодолеть усталость и головную боль после тяжелого дня и сесть играть с ребенком в его любимую игру.
Твердость— это неукоснительное следование правилам, которые мы установили. Дети принимают их, потому что они помогают ориентироваться в мире. Недопустимо обзывать ребенка или высмеивать его.
Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти непростой путь развития от группы-ассоциации (или диффузной группы) до группы-коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом. Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направленной на достижение цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.
Организация жизни и деятельности в группе продленного дня, создание воспитывающей среды, способствующей л...
Сетевые интерактивные листы в образовательной деятельности учителя и воспитателя группы продленного дня начальной школы
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит будущее ребенка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и зал...
Особенности отношений «воспитатель - воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы
Становление и развитие детского коллектива в режиме продленного дня зависит от многих обстоятельств. В представленном докладе рассматриваются некоторые аспекты становления коллектива в ГПД....
Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...
Статья "ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ"
В статье рассматривается практический аспект проблемы формирования творческой активности младших школьников. В контексте рассматриваемого вопроса представлены результаты анкетирования учителей нача...
Презентация воспитателя ГПД: "Группа продленного дня в школе".
Презентация воспитателя ГПД: "Группа продленного дня в школе"....
Разработки для воспитателя группы продленного дня в школе могут включать в себя следующие аспекты
1. Планирование дня: разработка расписания занятий и активностей на продленном дне, учитывая возрастные особенности детей, их интересы и потребности.2. Планирование занятий: подготовка увлекательных и...