Здровьесберегающие технологии в ГПД
статья

Здоровьесберегающие технологии - это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников —  детей . Это не только уроки физической культуры, а  также воспитательной работы  учебного заведения, воспитательной работы в  ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_gpd.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие    технологии в ГПД

     Современный этап развития образования характеризуется множеством инновационных изменений в сфере  образовательно- воспитательного процесса.  В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся.  В современной школе остро стоит вопрос сохранения здоровья учащихся. По данным исследований   Минздрава  России лишь 12% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 40-60% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. Перед педагогами и воспитателями стоит важная задача создания условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, развитие навыков здорового образа жизни.  Систематическое использование здоровьесберегающих технологий направлены на решение актуальных задач гармонического развития личности учащихся и укрепление здоровья.

Здоровьесберегающие технологии- это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников — и взрослых и детей . Это не только уроки физической культуры ,а  также других учебных предметов, воспитательной работы,психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в  ГПД.

          Здоровьесберегающая  работа в ГПД должна быть построена с учетом многих аспектов и принципов. Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и вне учебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо   соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и вне учебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Не забывать использование методов и методик обучения, соответствующими возрастным возможностям и особенностям учащихся. Соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, так же   важным является учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности, организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

          В своей работе педагогам и воспитателям необходимо использовать следующие средства :  элементарные движения во время занятия, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, , дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости),  , тренинги; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др. Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость, поднимает их жизненный тонус, что способствует укреплению здоровья.

Главное в проведении оздоровительных моментов — систематичность, доступность,заинтересованность детей.

        Группа продлённого дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся. Школа разрабатывает свой вариант режима дня группы продлённого дня, в котором обязательно должно быть чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физической культурой. Режим дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает в себя самоподготовку, внеурочную деятельность, экскурсии и прогулки, занятия по интересам. Систематическое нарушение режима дня ведёт к снижению работоспособности. Поэтому грамотно построенный режим дня младшего школьника и его соблюдение обеспечивает высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое развитие детей, способствует укреплению здоровья. Среди технологий  в группе продлённого дня   эффективна прогулка. Прогулка должна приносить пользу не только телу ,но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры : « Совушка» , « Море  волнуется» , « Третий лишний», « Гуси лебеди».Эти игры позволяют удовлетворить потребность ребят в движении .Прогулка может быть познавательной , где познания сочетаются с движением по заранее проложенному маршруту. Всё это позволяет :

•        Развивать наблюдательность..

•        Учить детей понимать взаимосвязи в природе.

•        Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

•        Формировать умение видеть красоту природы.

•        Формирование умения и желания сохранять природу.

•        Активизировать и расширить  словарный запас.

.

    Релаксационные упражнения ,система игровых упражнений поможет научить детей способам саморегуляции, сбросу негативных эмоций, умению общаться. Широкое использование приемов релаксации объясняется эмоциональными перегрузками. Детские психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь (физкультминутки на уроке, между уроками) и применять их неоднократно в течение дня.

“ Воздушный шарик”

   Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза

“ Корабль и ветер”

 Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

•“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза. 

«Сбрось усталость».

 «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтор.

Не забываем о профилактике  заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель должен следить ,чтобы одежда детей соответствовала погоде. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения.

Регулярно напоминать детям о правильной позе при выполнении домашних заданий.

 Здоровьесберегающии  технологии более эффективны, если семьи учащихся включаются в процесс формирования здоровых привычек.  Для этого можно проводить беседы с родителями, привлекать к классным мероприятиям, спортивным соревнованиям

      Использование данных технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, снижает уровень агрессии, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Воспитатели должны пополнять свои знания о здоровьесбрегающих технологиях, а также внедрять их в свою практику.

Воспитатель ГПД  :    Кулешова Ирина Ивановна

ГБОУ  школа № 346

г. Санкт - Петербург


Список литературы

1. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. - М., Знание, -2010. с.37.

2.Поглазова О.Т. Окружающий мир. Пособие для учителя Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010,с.5

3. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.с.21.

4. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. /И.И. Соковня // М.:Просвещение.- 2009. с. 21.

5. Гордеева В.В. Система воспитательной работы в группах продленного дня. Волгоград –Учитель -2007 с.19

6.Анисимова Т.Б.,ДьяченкоЛ.П. Продленка: игры и занятия для школьников /Серия «Мир вашего ребенка»,- Ростов н/Д : Феникс, 2005.256с.

Электронные ресурсы

1. https://www.b17.ru/courses/card_index_games_self-regulation_/

2.http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zdorovesberegayushchie-tekhnologii.  Автор рассматривает различные формы организации здоровье сберегающей работы в ОУ.

3.http://zdorovayashkola.ru/zzt/zzt/. Автор статьи рассматривает различные здоровье сберегающие технологии в образовании.

4.http://festival.1september.ru/articles/508516/. Автор разработки Романова Е.А. учитель начальной школы рассказывает о своем опыте работы по здоровьесбережению в школе.

5.http://festival.1september.ru/articles/503900/

6.http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=144&ELEMENT_ID=776. Автор статьи Земскова В.П. рассматривает влияние учебного процесса и трудовой занятости детей и подростков на состояние здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здровьесберегающие технологии и их использование на уроках в начальных классах

Данный материал был представлен на ШМО учителей начальных классов...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Здровьесберегающие технологии.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи....

Здровьесберегающие технологии в начальной школе

Презентация предназначена для конференции, семинара по теме:"Здровьесберегающие технологии  в начальной школе "...