Программа "Уроки добра"
рабочая программа

Программа по внеурочной деятельности воспитательной работы. Духовно-нравственное направление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progamma_nravstvennoe_vospitanie_uroki_dobra.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры

«Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено на заседании

методического совета

 воспитателей школы-интерната

Протокол от «____»_____ 2020 г.

№ _____

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора КОУ «Урайская

школа-интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

от «____»_____ 2020 г. № _____

Рабочая программа внеурочной деятельности

для учащихся 2 «Б» класса на 2020-2021 учебный год

по    духовно – нравственному направлению  

«Уроки добра»

                                                                                                                        Разработал:

                                                                                                                      Негреску Г.П                                                                                                                  воспитатель

 

г. Урай, 2020 год

  Пояснительная записка

Программа   духовно-нравственного развития  «Уроки добра»  – отражает современное понимание процесса воспитания обучающихся данной категории. Основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. Обеспечивает необходимые условия для формирования основных качеств личности, с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к Родине,  уважение к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны,   формированию основ социально ответственного поведения. Коррекционно-воспитательная работа ориентирована  на определение конкретного содержания духовно-нравственного развития, воспитания в данном  классе. Осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся с  ОВЗ и их родителей (законных представителей).  Каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные задачи, отражающие будущую деятельность обучающихся.

Умения и навыки   ребенок   с нарушениями в развитии усваивает   на доступном ему уровне и нуждается в особой помощи и специальных методах воспитания. Нарушения познавательной деятельности обучающихся с  ОВЗ  затрудняют правильное самостоятельное обобщение им поведенческих действий, которые в дальнейшем трансформируются в убеждения, регулирующие поведение ребенка, так как обучающийся с  ограниченными возможностями здоровья не способен перенести конкретное обобщение в новую ситуацию.  Неумение осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом часто бывает причиной нарушения поведения ребенка.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности обучающегося с ОВЗ  состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  Педагог помогает детям  выделить и  понять те нравственные нормы, которые им подлежит усвоить. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей.   При этом важно, чтобы дети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.

Первый пример нравственности подают ребёнку родители (законные представители). Огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с ОВЗ  имеет  пример окружающих.  Особенности развития    ребенка данной категории обязательно  учитываются школой, при решении задач  духовно – нравственного развития.  У обучающихся с ОВЗ  важно не только сформировать нравственные представления, но и обеспечить применение полученных сведений на практике, поскольку такой ребенок всеми знаниями овладевает в процессе деятельности.

Обогащение    жизненного опыта обучающихся обеспечивается  и множеством примеров духовно-нравственного поведения, широко представленного в отечественной и мировой истории,  духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства.   Важно использовать примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать  образцам   аморального и откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве   обрушивают на детское сознание: компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Нравственное развитие обучающихся с ОВЗ  призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо создание условий для формирования стремлений ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города. Участия в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Реализация программы «Уроки добра» должна иметь системный характер и проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Нормативно-правовая база  

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15.

4.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10.

5.Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель:  создание условий и социально-педагогическая поддержка  формирования, становления оптимально развитой личности   обучающегося с  ограниченными возможностями здоровья  наделенного определенным комплексом моральных качеств, способного к адекватному вхождению в социум.

  

Задачи

Коррекционно-развивающая: 

  1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного, всестороннего развития   ребенка, с целью подготовки к самостоятельной жизни  в социуме;

Обучающая:

  1. Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;

Воспитывающая:

  1. Воспитание у ребенка активности, самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками, успешная социальная адаптация детей в обществе, формирование - нравственного опыта.

Тематическое планирование программы духовно-нравственного направления «Уроки добра».

№ урока

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Дата

1

 «Час знаний»

1

09

2

Экскурсия на пришкольный участок «Здравствуй осень золотая»

1

09

3

 «Правила поведения в школе», «Мой класс – мои друзья»  multiurok.ru

1

09

4

Вот и стали мы на год взрослей. Игра «Урок - перемена», игра

«школьные предметы» infourok.ru

1

09

5

Пожилые люди. «В гости к бабушке» музыкально – дидактическое видеозанятие»;  «Мой дедушка был вишней» рассказ Анжелы Нанетти

 https://infourok.ru/i; youtube.com

 kopilkaurokov.ru 

 1

10

6-7

«Мы немножко поиграем – все профессии узнаем» Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» infourok.ru

2

10

8

Культура внешнего вида. «Мой друг – Мойдодыр» (личная гигиена); Беседа «Как понравиться людям» infourok.ru

1

10

9

Права человека pedmasterstvo.ru

1

10

10

Государственные символы. Слушание гимна, рассматривание символики, собирание пазл.

1

11

11

Беседа с презентацией «Моя малая родина – Югра».

Сказки народов ханты и манси. «Почему у зайца длинные уши?» https://nsportal.ru;  

1

11

12

День матери.  Мастер-класс по изготовлению подарков. Выставка.

1

11

13

Игровая программа Игры народов Севера: «Озера и ручейки», «У оленя дом большой», «Бросание тыньзяна на хорей», «С кочки на кочку» https://nsportal.ru;

1

11

 14

Школа вежливости. Сказка «Вежливость» Дмитрий Гиро.   https://nsportal.ru;  

1

12

15-16

«Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Хорошо-плохо» Просмотр мультипликационного фильма «Нехочуха»  youtube.com; kopilkaurokov.ru

2

12

17-18

Путешествие в волшебный мир сказки. Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке»,   «Подбери картинку»,  «Книжкина больница» http://www.nachalka.com/

1

01

 19

Внешкольный этикет.  Игры: «Как приветствуют друг друга знакомый и подруга»; (игровой экспромт «Поймай привет»); «Поход в гости»: «Сложи салфетку» «Автобус» http://www.nachalka.com/

2

 01

20

«Доброе слово и кошке приятно» Чтение произведений о дружбе. Просмотр мультипликационного фильма «Крошка енот»

 youtube.com

1

01

21

«С детства дружбой дорожи. Слушание детских песен о дружбе

1

02

22

«Моя родина – Россия». «Открытый урок» www.festival.1september.ru

1

02

23

«Служу Отечеству» (изготовление подарка солдату)

Игры: «Смотрите в небе самолет», «Займи место в танке», «Собери снаряды»  multiurok.ru

1

02

24-25

«Больше всех я люблю мамочку мою» Чтение «рассказы  о маме»  Бориса Емельянова;

(изготовление подарков,  поздравления, выставка) https://nsportal.ru; https://infourok.ru/i

2

03

26

«Семейные обязанности» презентация; Игры: «Погладь одежду»; «Поварята» https://nsportal.ru

1

03

27

День театра «Путешествие в добрый мир сказок» (викторина) https://www.pedalmanac.ru/

1

03

28

 «Привычки, хорошие и плохие» (формировать понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способность к анализу и сравнению, способность к самооценке.) kopilkaurokov.ru;  multiurok.ru 

1

04

29-30

«Что мы  знаем и умеем» (научить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить детей анализировать собственные поступки). prodlenka.org

2

04

31

Я люблю Урай.  «Вот мой город, вот мой дом» (беседа рассматривание картинок), просмотр видеоролика. Знакомство с книгами об Урае. youtube.com

1

04

32

«И помнит мир спасенный» .  kopilkaurokov.ru;  multiurok.ru 

1

05

33

Семейные традиции. Пальчиковые упражнения «Дом». «Семья» (Маам.ru); Презентация, «Лото». kopilkaurokov.ru

1

05

34

Стихотворение «Семья»;  Беседа «Состав семьи» (использование картинок) https://nsportal.ru; https://infourok.ru/i

1

05

Итого: 34 часа.

  Учебно-методическое обеспечение

1. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54. elibrary.ru 

 2.Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – N9. – С. 10-13  megionlib.ru

3.Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с. obuchalka.org 

4.Белоусова О. В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: перспектива, 2009. – 104 с. ucpva.ru 

5.Васильева Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. – 2011. – N 4. – С. 37-41. elibrary.ru; spblib.ru  

6.Германова Е. А. Стимулирование учащихся к духовному развитию / Е. А. Германова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 27-31. spblib.ru 

7.Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 320 с. https://search.rsl.ru/

8.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвешение, 2010. – 223 с. deutschzusammen.usite.pro 

9.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России. – М.: ОАО « Издательство «Просвещение»,2009. – 36 с. schsv760.mskobr.ru 

 10.Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2006. – 160 с. obuchalka.org 

11.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2008. – 256 с. nashaucheba.ru 

12.Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70 lib.mgppu.ru 

Интернет - источники

13. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа http://www.openclass.ru

14. Учебно-методический кабинет www.ped-kopilka.ru

15. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru

16. Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/

17. Учебно-методический кабинет www.ped-kopilka.ru

18. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru

19. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа http://www.openclass.ru

20.  youtube.com

21.  http://www.nachalka.com/

22. prodlenka.org 

23. pedmasterstvo.ru 

24. https://infourok.ru/i

25.  kopilkaurokov.ru 

26. multiurok.ru 

27. https://www.pedalmanac.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...