Классные часы по ПДД
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Погодина Дарья Алексеевна

Классные часы по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_mozhno_prohodit_proezzh_chast.doc111.5 КБ
Microsoft Office document icon dlya_chego_nuzhny_pdd.doc37.5 КБ
Файл dom-shkola-dom.docx826.46 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  по ПДД «Где можно переходить проезжую часть»»

Цель: формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения; ознакомить с понятиями проезжая часть, тротуар, направление движения транспорта.

Словарь: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, движение правостороннее и левостороннее.

                                   Ход классного часа

-Давайте разгадаем загадку:

В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица.)

Уч: -Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городку  Автоград. В городке есть дома, магазины, школа, есть улицы, дорога, перекрестки, много машин, велосипедов. Но надо соблюдать условие - на улицах должен быть порядок, дисциплина. А для того, чтобы никто не попал под машину и не было аварий, все должны соблюдать правила движения.

- Когда мы выходим на улицу из дома, то мимо идёт много людей. Одни из них торопятся на работу, другие спешат по разным делам, третьи идут в магазин, а некоторые просто гуляют. Но все эти люди – мужчины и женщины, подростки и взрослые, мальчики и девочки, - выйдя на улицу, становятся пешеходами.

-А вы знаете,  почему их так называют? (Пешеход – это человек, который идёт по дороге пешком, а не едет в каком – либо транспортном средстве).

                                              Игра «Улица города»

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения ни улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Уч: - Рассмотрим макет улицы. (Учитель задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете).

Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

  1. Какое движение на нашей улице — одностороннее или двустороннее?
  2. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
  3. Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
  4. Как обозначается пешеходный переход?
  5. Как регулируется движение на улице?
  6. Какие сигналы светофора вы знаете?
  7. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они пред-
    назначены?
  8. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
  1. Как надо вести себя в автобусе?
  2. Можно ли играть на улице?

Уч: -- «Проедем» по улице, соблюдая правила дорожного движения. А теперь мы – пешеходы. Пройдем по улице, соблюдая правила движения. (Кто-то из детей выполняет роль водителя и пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода).

                                            Наша улица

Уч: - Вот наша улица. По ее проезжей части мчатся автомобили. Едут автобусы и трамваи. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы. Должны знать их и вы. А поможет с этими правилами разобраться Знайка.

Знайка: - Ребята, какие правила вам уже знакомы? (Дети называют известные им Правила дорожного движения).

-А я могу добавить ещё:

1.        Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2.        Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями, либо по пешеходным тоннелям.

3.        На регулируемых перекрестках ожидайте появления зеленого сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика и переходите улицу тогда, когда поперечный поток транспорта не прекратится; при этом внимательно наблюдайте за транспортом, совершающим поворот.

4.        Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы, направо; идущий транспорт пропустите.

5.        Ожидайте трамвай, троллейбус, автобус только на специально обозна-ченных посадочных площадках, не мешая движению транспорта, а где их нет, - на тротуаре, не создавая помех движению пешеходов.

6. Выйдя нз трамвая, посмотрите направо, и только убедившись в полной безопасности, идите на тротуар.

7, Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, сан-
ках, самокатах на мостовой и тротуарах, не цепляйтесь за движу-
щийся транспорт.

Уч: - Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь  опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам - они сами большие, да и скорость у них  гораздо больше, чем у нас с вами. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдет  с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память,  кто не очень твёрдо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета — чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: ни шага с тротуара!

Знайка: - Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах — уступать дорогу взрослым.

Транспорт движется по проезжей части улиц.

Уч: - Знаете ли вы, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин?

Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И вы должны знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

 Знайка: - А я знаю ещё одну особенность дорог. Она состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части.

Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

В России на дорогах — правостороннее движение.

Звучит песня «Школа пешехода», слова В.Мурзина, муз.С.Миролюбова

              Игра (на размеченной площадке)

Учащимся показывают улицу на площадке. Школьники выполняют роль транспортных средств. Каждому выдают табличку с надписями: такси, автобус, трамвай, троллейбус.

Детей распределяют на три группы, две группы выстраивают на улице лицом к лицу с правой и левой стороны. Подается команда: «Направо!» «Движение!». Учащиеся едут по улице, подчиняясь правилам движения, по правой стороне, третья группа движется по тротуару. Далее группы меняются местами.

Задания и вопросы:

  1. Покажи проезжую часть улицы Автогородка.
  2. Кого называют пешеходом?
  3. Где переходят улицу пешеходы?
  4. Для чего служит проезжая часть улицы?
  5. Покажи на дорогах Автогородка перекрестки.
  6. В каком направлении движется транспорт по дорогам в России?



Предварительный просмотр:

«Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу»

Цель: углубление наний о правилах  безопасности дорожного движения.

Задачи:

  • сформировать знания детей о правилах  безопасности дорожного движения на улице;
  • создать у детей представление о сложности движения на перекрёстках;
  • развить внимательность, научить прогнозировать ситуацию;
  • Воспитать критическое отношение к неправильным действиям пешеходов и не повторять их.

Оборудование: маршрутные листы, дорожные знаки.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие детей. Сообщение темы.

Педагог: Безопасность движения

Ежегодно на дорогах

Гибнут тысячи людей,

Вместе с ними погибает

Много маленьких детей!

Безопасность на дороге

Очень важно соблюдать,

А для этого неплохо

ПДД нам изучать!

Эти правила не сложны,

Даже детям в детсаду,

Люди, будьте осторожны,

Берегите детвору!

Светофоры и разметки,

Знаки разные везде,

Получаем мы отметки

За их знанье в дневнике!

Люди часто переходят

Даже, если красный свет!

Неужели не доходит,

Что сейчас прохода нет!

Знак дорожный означает,

Что нам делать и когда,

Если мы их соблюдаем -

Не застанет нас беда!

А с разметкой на дороге,

Будто с компасом в лесу!

«Зебры», стрелки в повороте,

Будь водитель начеку!

К переходу подъезжая,

Будь внимателен вдвойне!

На дорогах погибает

Столько – сколько на войне!

2. Основная часть.

 - Скажите, а что такое безопасность?

(Ответы детей.)

 - Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности.

“Час безопаности” – обозначает то, что мы с вами, ребята, будем учить правила безопасности движения на дорогах и улицах, или сокращенно ПДД. Научившись разбираться в правилах безопасности, мы должны строго их выполнять.

    - Как только ты выходишь из дома на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.

- А если ты идёшь пешком, то кто ты?

- А если ты идешь по дороге пешком, то ты пешеход.

 - Если ты едешь в автобусе, троллейбусе, трамвae или в автомобиле, ты - пассажир. Того, кто управляет каким либо транспортным средством, называют водителем.

 - Лучший способ сохранить свою жизнь  на дорогах - соблюдать правила дорожного движения!

- Надо ли знать правила дорожного движения в нашем селе?

 - Какие правила вы знаете?

- Сегодня мы повторим все правила, которые нам известны.

Правило 1: Переходить улицу можно  по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход».

- Есть ли у нашей школы такой знак?

- Когда ещё можно переходить дорогу?

 - Какие знаки нам еще нужно знать?

Игра «Угадай знак» (педагог показывает знак – дети угадывают) Правило 2: Ты должен пользоваться переходом со светофором. 

 -У нас в селе есть светофоры? 

-Что означают его сигналы? 

Сигналы светофора:

«красный человечек» означает: «СТОЙТЕ!» «зеленый человечек» означает: «ИДИТЕ!»

Правило 3: Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

- Почему?

Игра «Светофор» (красный свет – хлопаем, зеленый – шагаем, оранжевый - приседаем)

Правило 4: Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до се редины дороги - направо.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Правило 5: Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. 

- Почему, как вы думаете?

Правило 6: Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. ( Даже если ты очень спешишь в школу - получить пятерку,  по правилам дорожного движения.) Перед дорогой надо остановиться. 

-Почему это надо делать?

Правило 7: Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Наша Таня громко плачет,

Уронила новый мячик

Мяч попал под «Москвича»,

Больше нет теперь мяча.

Игры на проезжей части

Могут привести к несчастью.

Скажет каждый постовой:

- НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ!

Правило 8: Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:

автобус и троллейбус на остановке надо обходить только СЗАДИ, а трамвай можно обходить только СПЕРЕДИ. Это правило очень легко запомнить, если представить, что автобус и троллейбус это собаки и кусаются спереди, а трамвай это лошадь и лягается сзади.

Правило 9: Вне населенных пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (обочине) навстречу машинам.

Правило 10. Во время перехода дороги надо быть очень внимательным и следить за ситуацией на проезжей части дороги.

3. Итог занятия

- А сейчас я хочу проверить ваши знания.

- Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Что нового вы узнали?



Предварительный просмотр:

Тема: «Дом-школа-дом. Безопасный маршрут».

Цель: формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

1)Повторить правила движения пешеходов по улице и дороге,

2) Учить выбирать наиболее безопасный  маршрут из школы домой и обратно, учить разрабатывать маршрут пути,

3)Развитие умения работать в паре, развитие внимания.

Формы работы: беседа,  парная работа, практическая работа.

Оборудование: мультимедиапроектор, плакаты « Дорожные знаки», аудиозапись «По улице, по улице» музыка Т. Шутенко, слова Г. Бойко, карточки со схемами для работы в паре.

Ход занятия .

  1. Мотивационный момент. Формулирование темы занятия.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

- Что необходимо нам для успешной работы на занятии?

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Ребята, посмотрите видеоролик и попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.

(  видеоролик «Безопасный путь в  школу»

http://videoscope.cc/147998-bezopasnyj-put-v-shkolu.html)

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

- Да, вы правы, тема нашего классного часа «Безопасный путь из школы домой и обратно».

- Какие  учебные задачи вы поставите для себя, зная тему занятия?

Опираясь на слова - помощники озвучьте их.

(На слайде:

 повторить правила……

научиться выбирать……

узнать о……)

(На слайде появляются  возможные ответы, которые учитель обобщает

повторить правила перехода дороги,

научиться выбирать безопасный путь из школы домой и обратно)

узнать о том, как сделать свой путь безопасным…)

II.Работа по теме занятия.

-Как вы понимаете значение слова - безопасный?

-Как по- другому можно сказать?

 (Предусмотрительный, осторожный, неторопливый.)

-Чтобы найти безопасный путь в школу, как вы думаете, что для этого нужно знать?

-Правильно, надо хорошо ориентироваться на дороге, знать правила дорожного движения и избегать опасности.

- Какие помощники на улицах нашего села  помогают перейти дорогу с меньшей степенью опасности? ( пешеходная дорожка, светофоров  в селе – нет)

- Расскажите, как нужно правильно переходить пешеходную дорожку?

- Какие знаки дорожного движения вам встречаются по дороге в школу? Покажите их на плакате. О чём они «говорят»?

 Поиграем в игру « Дорожный знак»

 С отгадкой вы должны ещё ответить, где по дороге в школу вам встречается этот знак.

Я сойду с велосипеда

Если знак увижу этот,

И пойду, как пешеход,

Вместе с ним на переход  

( движение на велосипедах запрещено)

Что за знак тут? Пешеход

В нём зачёркнутый идёт.

Что же это означает?

Может, их здесь обижают?

( движение пешеходов запрещено)

Шоссе шуршало шинами,

Бегущими машинами,

Но возле школы , сбавьте газ-

Висит, водители, для вас

Особый знак здесь» Дети»

За них мы все в ответе.

И вы при этом знаке тоже,

Ребята, будьте осторожны! ( дети)

- Ребята, посмотрите на схему нашего села.( слайд карта- схема с. Абатское)

- Расскажите об особенностях расположения нашей школы?

( вход возможен с улицы Ленина и улицы Советской по пешеходной дорожке, наличие тротуаров, место освещённое, движение достаточно интенсивное)

-Какие улицы вам нужно перейти? Легко ли это сделать? Почему?

Дорога в школу у  каждого  своя, такая знакомая, с закрытыми глазами можешь по ней пройти! Но оказывается, что не всегда она бывает безопасной. Сейчас вы уже стали взрослее и родители доверили вам самостоятельной идти по ней.

Но помните, что правила есть всегда, на каждой дороге, и поэтому надо их соблюдать, чтобы избежать опасности.

- А как нужно идти, чтобы всегда быть в безопасности?

( идём по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходим дорогу по пешеходной дорожке.._)

- Ещё, ребята хочется напомнить, что нельзя  никого звать  через дорогу: ни родных, ни друзей, не знакомых. Это не только неприлично, но может быть опасно, так как побуждает пересечь дорогу, забыв правила движения. Если нет тротуара , идём навстречу движущему транспорту. Избегаем по дороге  безлюдных мест, плохо освещённых. Те, кто едут домой на автобусе,  также должны соблюдать правила безопасного поведения на остановке, при выходе из автобуса.

- Назовите эти правила.

Физминутка

-Сейчас вы будете слушать песню о правилах дорожного движения и одновременно выполнять то, о чём в ней поётся, – идти по тротуару, переходить улицу.

(Звучит песня «По улице, по улице» музыка Т. Шутенко, слова Г. Бойко.)

Повторение  ПДД.

– Ребята, как зовут этого сказочного человечка?

( на слайде Буратино)

– Буратино собрался в школу. Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Буратино делает что-то неправильно, сразу хлопаете в ладоши, т. е. предупреждаете.

– Итак, Буратино взял «Азбуку» и отправился в школу. Все люди шли по тротуару, и сказочный человечек тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Буратино решил, что успеет перебежать.

(Дети хлопают в ладоши)

– Ребята, почему вы предупреждаете Буратино?

(Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом)

– Пропустил Буратино машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много, ведь Буратино пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути.

– Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно – говорили прохожие.

(Дети хлопают)

(По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу)

– Пока Буратино читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени.

– Надо торопиться, – решил деревянный мальчуган.

А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом.

– Перейду дорогу, – решил Буратино. Ведь машин нет.

(Дети хлопают в ладоши)

(Буратино хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться, когда загорится зелёный свет)

– Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Буратино тоже, перешли дорогу. А вот и школа!

– Ребята, вы помогли Буратино благополучно добраться до школы. А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить сказочный герой?

(Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам)

– Что бы вы посоветовали таким детям, как Буратино?

(Изучать правила дорожного движения)

Работа в паре.

Учащимся даются схематические  изображения  ситуаций. Дети выполняют в парах  задания, вспоминая ПДД.

( работа со схемами.Схемы представлены ниже)

•        Правила безопасности движения по улице.

•        Правильный путь  в школу.

Проверка по слайду ( открывается слайд со схемой, дети сравнивают)

- Хлопните в ладоши те,  у кого задание  выполнено верно. Объясните, почему такой путь правильный-безопасный?

  1.  Практическая работа.

1.Составление схемы безопасного пути.

Мы повторили  правила дорожного движения и  теперь пользуясь картой - схемой, попробуйте разработать  схему-безопасный  маршрут от школы до дома . Договоримся опасные места – отмечаем красным цветом, а зелёным отмечаем возможный путь.

- Не забудьте отметить пешеходные переходы, дорожные знаки .  Дети  , которые  по дороге в школу пользуются автобусом,  должны  нанести  на схему  путь движения от остановки.

(Дети выполняют на листочке в клеточку, учитель помогает)

-Кто желает рассказать о  маршруте движения по своей схеме.

2.Практическое занятие на улице.

 Около нашей школы проходит дорога по ул. Ленина. Кто переходит её каждый день, идя в школу? Как вы это делаете?( дети объясняют)

Какие знаки вы там видели?

Сейчас мы выйдем на эту улицу,  повнимательнее рассмотрим эти знаки и повторим правила перехода через дорогу. Соблюдаем правила движения в группе, правила поведения.

Практическая часть.

Дети наблюдают с учителем за прохожими, которые переходят улицы, если есть нарушения, выясняем, к чему они могут привести.

IY.Итог. Рефлексия занятия.

( продолжение  в классе)

-  Для чего,  ребята,  мы  учились составлять   сегодня маршрут своего движения от дома до школы, как это нам пригодится?

- Можно разработанным маршрутом пользоваться при движении  из дома  в школу? Почему?

-   Кто выполнил, поставленные для себя в начале занятия  учебные задачи поднимите жёлтый  карандашик. Кто встретил затруднения - синий карандашик.

 ( выясняем причины затруднений, слайд с задачами на экране)

- Наше занятие окончено. Всем спасибо.

Схемы для работы в паре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...