Программа по внеурочной
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Примерная программа по внеурочной деятельности "Этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-_4_klass_etiket.docx84.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Этикет»

(начальное общее образование)

(направление: общекультурное)

срок реализации рабочей программы – 4 года

Автор-составитель: Петрашкевич И.В.

 учитель начальных классов

МАОУ «ОЦ № 5 г. Челябинска»

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Личностные результаты обучающихся 1-4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

1 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

в аспекте формирования потребности правильного поведения;

– выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя;

–наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме;

– наличие первичного опыта взаимодействия сокружающим миром;

–действия согласно установленным учителем правилам;

– сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной

гигиены.

Смыслообразование:

– осознание себя в роли первоклассника;

– наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация:

– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников;

– способность учитывать интересы и чувства других людей;

– осознание ответственности за результаты учебной деятельности;

– освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения;

– освоение правил общения в классном коллективе;

– способность быть доброжелательным.

- сформированность позитивного отношения учащихся к занятиям этической

грамматикой

- ознакомление с этическими нормами взаимоотношения с окружающими.

2 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– проявление желания вести себя согласно этическим нормам;

– проявление желания изучать культуру своего народа в аспекте

формирования навыков правильного этического поведения в обществе;

– демонстрация творчества в проявлении ценностных установок;

– демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым;

– проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям

 разных народов;

– выбор позиции, основанной на нормах нравственности;

Смыслообразование:

– принятие социальной роли школьника;

– преобладание внутренней учебной мотивации над внешней.

Нравственно-этическая ориентация:

– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов; доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи;

– принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности;

– планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения;

– информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта;

– уважительное отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);

– усвоение норм общения в классе и в повседневных ситуациях;

– умение выстроить собственное бесконфликтное поведение;

- умение ценить приобретённые знания.

3 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

– принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий;

– осознанное соблюдение норм нравственного поведения в обществе;

– соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде;

демонстрация умения анализа ситуаций и  формулирования логических

выводов, рассуждений;

сформированность культуры безопасного поведения в общественных

местах;

Смыслообразование:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

–наличие познавательных и социальных мотивов  этического поведения.

Нравственно-этическая ориентация:

– сформированность уважительного отношения к истории и культуре своего

народа в области этического поведения;

– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов

морального поведения;

– самостоятельность в осуществлении информационной деятельности;

– осуществление творческой деятельности, установка на результат,

уважение продуктов деятельности других людей;

– информированность о профессиях, представленных в родном краю,

стране; понимание значимости этих профессий для человека, семьи,

социума;

– способность выражать своё отношение к продуктам художественной

деятельности (музыкальной, литературной);

– способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в

привычных ситуациях;

– умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы.

- сформированность  навыка взаимодействия обучающихся с представителями

различных социальных субъектов, в том числе за пределами

образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

4 класс

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

  • сформированность ценностей многонационального российского

общества;

  • сформированность гуманистических и демократических ценностных

ориентаций;

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

  • сформированность уважительного отношения к собственной семье, её

членам, традициям;

Смыслообразование:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Нравственно-этическая ориентация:

  • сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов в аспекте потребности этического поведения;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о

 нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

 социальных ситуациях;

  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.

- создание необходимых условий для участия обучающихся в нравственно

ориентированной социально значимой деятельности

1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

(включая электронные, цифровые), в открытом информационном

пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с

помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения жизненных ситуаций
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения жизненных ситуаций в зависимости от конкретных условий;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения жизненных ситуаций;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства

 для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое

 высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

  в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события,

устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

1.2.3. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
  • технологии ввода информации в компьютер: ввод текста, записьзвука, изображения, цифровых данных.

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • вводить информацию в компьютер с использованием различныхтехнических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке, набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль, использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида, следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера, составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– готовить и использовать презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера, составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации,
  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося:

5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером:

 – умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

5.2. Обработка и поиск информации:

  • умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования;
  • умение редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;
  • умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

5.3. Создание, представление и передача сообщений:

  • умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.

Объём рабочей программы курса составляет 135 часов и рассчитан на 4 года обучения (1 класс – 33 часа, 2–4 класс – 34 часа в год). Занятия проводятся из расчёта 1 час в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Этикет» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений.

Данная рабочая программа была составлена на основе программы

А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения формируются с 1 класса.

Хорошие манеры - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку.

Главная цель обучения заключается в том, чтобы ребенок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. Понятие “правильное поведение” связано с воспитанием у ребенка таких достоинств, как чувство такта, деликатности, душевной чуткости и безыскусственности. Игра, обыгрывание жизненных ситуаций, выполнение некоторых упражнений и заданий - это практические методы, широко используемые на уроках этикета. На уроках этикета можно задавать домашнее задание: “Скажи доброе слово близким, друзьям, знакомым”, “Уходя домой, попрощайся с учителями, одноклассниками, вахтером”, “Поблагодари маму или бабушку ...”, “Попроси прощение у того, кого нечаянно обидел” и т.д. Нарисовать в тетради улыбку, добро, маму, подарок, гимназию и т.д.

Цель программы:

-формирование норм этического общения и поведения в различных

 жизненных ситуациях.

Задачи:

  • формировать нравственные понятия;
  • познакомить учащихся с этическими правилами и  нормами поведения в общественных местах;
  • развивать коммуникативные способности школьников;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение различных видов этикета (больший акцент делается на речевой этикет), приучение школьников к выполнению правил этического культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Знания и навыки, которые приобретут учащиеся на данных занятиях, позволят им быть полноценной личностью, вежливой, способной свободно общаться в обществе с окружающими его людьми.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение);

практический;

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов,

иллюстраций).

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

2. Этикет

3. Этические нормы отношений с окружающими

4. Этика отношений в коллективе

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • проектная;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр фильмов, мультфильмов;
  • походы в театр;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • посещение библиотек;
  • праздники
  • инсценирование.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33 ч)

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Доброе слово, что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 7-8. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 10. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 11. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 12. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 13. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 14-15. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 16. Просим к столу. Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 17. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 18. Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 19. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 20. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 21. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 22. Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 23. Я люблю маму милую мою.

Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.

Тема 24. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 25. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 26. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 27. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 28. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 29. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 30. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Тема 31. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема 32-33. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

2 класс (34 ч)

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7-8. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

Тема 10. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 11. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 12. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 13. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 14-15. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 16. В гостях у Вежи.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 17. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 18. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 19. Не стесняйтесь доброты своей.

Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты

Тема 20. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 21. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 22. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 24-25. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 26. Цени доверие других.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 27. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективнаяцветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Тема 28. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 29. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 30. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 31. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 32. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 33. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.

Тема 34. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12-13. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 14. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 15. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 16. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 17. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 18. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 19. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 20. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 21. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 22. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 23. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 24. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 25. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 26.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 27. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 28. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 29. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 30. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 31-32. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 33. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 34. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

4 класс (34 ч)

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 4-5. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Тема 6. Праздник школьного вальса.

Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

Тема 7-8. Приглашение к зеркалу.

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Тема 10-11. Твой стиль поведения.

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 12. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 13. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 14. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 15. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 16. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 17. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 18. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 19-20. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.

Тема 21. Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 22. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 23. О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 24. Умей быть щедрым.

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 25. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 26. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 27. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции

Тема 28. Присмотритесь друг к другу.

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Тема 29. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 30. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 31. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 32. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.

Тема 33. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 34. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Доброе слово что ясный день

1

2

Ежели вы вежливы.

1

3

Да здравствует мыло душистое.

1

4

Когда идёшь по улице.

1

5

Узнай себя.

1

6

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

7 -8

Подарок коллективу.

2

9

Простые правила этикета.

1

10

Повседневный этикет.

1

11

Весёлые правила хорошего тона.

1

12

Сказка об Этикете.

1

13

Продолжение сказки об этикете.

1

14-15

Путешествие в страну Этикета.

2

16

Просим к столу. Новогодний праздник.

1

17

Путешествие в волшебную сказку.

1

18

Я могу быть волшебником.

1

19

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

20

Любимый уголок родной природы.

1

21

У каждого народа свои герои.

1

22

Мы соберём большой хоровод.

1

23

Я люблю маму милую мою.

1

24

Поздравляем наших мам.

1

25

Люби всё живое.

1

26

Если радость на всех одна.

1

27

Мой класс – мои друзья.

1

28

Самолюб никому не люб.

1

29

Поиграем и подумаем

1

30

О дружбе мальчиков и девочек.

1

31

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

32-33

Доброта что солнце.

2

Итого:

33 ч

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Если песни петь, с ними веселей.

1

2

Добрым жить на белом свете радостно.

1

3

Добро творить – себя веселить.

1

4

Подумай о других.

1

5

Подарок коллективу.

1

6

Делу – время, потехе - час.

1

7-8

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2

9

По правилам этикета.

1

10

Приглашение к столу.

1

11

Вот школа, дом, где мы живем.

1

12

Вот магазин, куда идем.

1

13

Дороги, транспорт, пеший путь.

1

14-15

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

2

16

В гостях у Вежи.

1

17

Подари другому радость.

1

18

От чего зависит настроение.

1

19

Не стесняйтесь доброты своей.

1

20

Мой дом – моя семья.

1

21

В труде человек хорошеет.

1

22

Все на белом свете солнышкины дети.

1

23

Поздравляем наших мам.

1

24-25

Со взрослыми и сверстниками.

2

26

Цени доверие других.

1

27

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

1

28

Советуем друг другу.

1

29

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

1

30

Поговорил бы кто со мной.

1

31

Путешествие по весеннему лесу.

1

32

Подарок коллективу.

1

33

Делаем газету.

1

34

Доброта что солнце.

1

Итого:

34 ч

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Здравствуйте все!

1

2

Будем беречь друг друга.

1

3

Дружим с добрыми словами.

1

4

Любим добрые поступки.

1

5

Подари дело и слово доброе.

1

6

Умеем общаться.

1

7

Каждый интересен.

1

8

Подарок коллективу.

1

9

Премудрости дедушки Этикета.

1

10

За столом с дедушкой Этикетом.

1

11

Школьные правила этикета.

1

12-13

Когда рядом много людей.

2

14

Как решать семейные проблемы.

1

15

Чистый ручеек вашей речи.

1

16

Встречаем Новый год.

1

17

Душа – это наше творение.

1

18

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

19

Хорошие песни к добру ведут.

1

20

Вглядись в себя, сравни с другими.

1

21

Помоги понять себя.

1

22

О настоящем и поддельном.

1

23

Тепло родного дома.

1

24

Поздравляем наших мам.

1

25

Цветы, цветы – в них Родины душа.

1

26

Когда солнце тебе улыбается.

1

27

Чтобы быть коллективом.

1

28

Коллектив начинается с меня.

1

29

Подарок коллективу.

1

30

Секретные советы девочкам и мальчикам.

1

31-32

Скажи себе сам.

2

33

Вот и стали добрей и умней.

1

34

Школе посвящается.

1

Итого:

34 ч

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Оглянись внимательно вокруг.

1

2

Умение быть самим собой.

1

3

Что достойно гражданина.

1

4-5

Даже будни может труд сделать праздничными днями.

2

6

Праздник школьного вальса.

1

7-8

Приглашение к зеркалу.

1

9

«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

1

10-11

Твой стиль поведения.

2

12

Мальчики. Девочки.

1

13

Поиграем и подумаем.

1

14

Когда какое слово молвить.

1

15

За общим столом.

1

16

Доброта и доброжелательность.

1

17

 «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

1

18

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

1

19-20

Родительский дом.

2

21

Любите ваших матерей.

1

22

«Поздравляем наших мам».

1

23

О тех, кто сердце отдал людям.

1

24

Умей быть щедрым.

1

25

Праздник благодарности.

1

26

Добрыми делами славен человек.

1

27

Расскажи мне обо мне.

1

28

Присмотритесь друг к другу.

1

29

Подарок коллективу.

1

30

Я, ты, мы.

1

31

О дружбе мальчиков и девочек.

1

32

Не хуже других.

1

33

«Скажи себе сам».

1

34

Храни достоинство свое повсюду, человек!

1

Итого:

34 ч

Учебно – методическая литература для учителя

1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет (комплексно-целевая программа) [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/310354/

2. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов. – М: Школьная Пресса, 2010.

3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. – М., 2013.

4. Язвенко О.А. «Роль этического воспитания в самореализации личности учащихся» [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/102404/

5. Мараваль-Ютен С. Искусство общения: друзья и родители. - М: Махаон, 2010.

6. Петрович Я. Этикет для начинающих. – М: Добрая книга, 2012.

7. Польманн Н. Как завязать галстук: 26 способов / пер.с нем. – М: Астрель, 2012.

8. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. Тесты, практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...