Программа воспитания
методическая разработка

Попова Марина Александровна

Программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx73.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа №41

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

г.Борзя

Забайкальский край,

 2020г.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа №41 имени Виталия Шамсутдинова, выпускника, пограничника, погибшего 15 марта 1969 года на острове Даманском, была создана 1 сентября  2008 года путем объединения школ № 4, 20, 239. Школа находится в залинейной части города, где имеется только одно учреждение дополнительного образования - физкультурно-спортивный клуб «Олимп». В школе с 1991 года создана детская и молодежная общественная организация «Застава Виталия», в структуру которой входят профильные отряды: юные пограничники, юные спасатели, юные железнодорожники, юные инспектора дорожного движения, юные журналисты, юные экскурсоводы, юные экологи, будущие педагоги,  клубы: «Таланты и мы», «Мы - олимпийцы». С 2016 года являемся членами Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».  Школа является пилотной в Забайкальском крае по внедрению организации «Российское движение школьников», опытно-экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования Российской академии образования по «Апробации примерной программы воспитания». С 1 сентября 2020 года в школе открыт центр «Точка роста», что позволит охватить большее количество детей дополнительным образованием.

Школа сотрудничает с предприятиями и учреждениями: Читинская детская железная дорога, ГИБДД, пограничная Служба в с.Даурия, Пограничные Управления ФСБ России по Забайкальскому и Приморскому краям, редакция газеты «Даурская новь», краеведческий музей, пожарная часть станции Борзя, ФК «Олимп», социально-культурный центр, центральная районная библиотека, Совет ветеранов Борзинского района, войсковая часть 06705.

С 2012 года в школе сформирован  Школьный мемориальный комплекс, куда входит: музей Воинской Славы, аллея Памяти, школьная площадь героев-земляков, на которой установлен бюст Виталию Шамсутдинову и мемориал выпускникам, погибшим при исполнении служебного и воинского долга, является    центром  духовно-нравственного развития и воспитания.

Процесс воспитания в МОУ: СОШ№41 основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды (взаимоотношения, температурный режим, дизайн) для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализации процесса воспитания главным образом через деятельность  в школе детской и молодежной общественной организации «Застава Виталия», РДШ, Юнармия, которые объединяют детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организации основных совместных дел школьников и педагогов, как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- ключевые общешкольные дела;

            -коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ и результатов совместных дел педагогов и школьников;

- активизация роли учащихся в совместных делах (от наблюдателя до организатора, лидера, тьютора);

- поощрение  конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников в проводимых общешкольных делах;

- формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, профильных отрядов и детских объединениях, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевыми фигурами  воспитания в школе являются классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции, педагог дополнительного образования и педагог-организатор, реализующие организацию и проведение  коллективно-творческих дел, общешкольные мероприятия.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Задачи:

  1. использовать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классов  в жизни школы;
  2. продолжить  работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, родительским активом направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
  3. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классов и объединений;
  4. реализовывать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии, профильные отряды и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; регистрация участников на сайте «Навигатор»;
  6. продолжить  профориентационную работу со школьниками через проект «Билет в будущее», экскурсии, встречи;
  7. продолжить деятельность функционирующих на базе школы  детских общественных объединений и организаций (Застава Виталия, РДШ, Юнармия и профильные отряды);
  8. использовать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  9. продолжить работу по оформлению интерьера школьных помещений через конкурс проектов, эскизов, выставок;
  10. продолжить  работу выпуска школьной газеты «Шпаргалка», и участия в информационном сайте школы .

Конкретизация общей цели и задач  воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты воспитании  детей младшего школьного возраста: 

Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Нормы и традиции поведения школьника:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,  свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Целевой приоритет для учащихся основного общего образования- создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

 Целевой приоритет для учащихся среднего общего образования:

-создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Практический опыт, который они могут приобрести в школе:

        - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной и тьюторской  деятельности;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

-организация интересных и полезных совместных дел с учащимися класса для личностного развития ребенка в познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности;

-проведение классных часов для плодотворного и доверительного общения классного руководителя и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка и тематического классного часа один раз в месяц;

-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, внутриклассные «огоньки» и конкурсные программы;

-выработка совместно со школьниками законов и традиции класса, обсуждение Устава школы.

Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия:

  • Классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя,  посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса,  позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей
  • Проект «Каникулы в Школе». Включает цикл интеллектуально–развлекательных, театрально–игровых программ, организованных классным руководителем в каникулярное время. Проект «Каникулы в школе» несет минимальные затраты и полное участие всех детей в программах проекта, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, занятости детей в каникулярное время, привлечению родителей к совместной деятельности.

Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют разнообразные формы.  Это однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива.

Индивидуальная работа с учащимися школы:

-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением в их повседневной жизни.

-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.).

-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.

-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями.

Работа с учителями, преподающими в классе:

-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

-привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

-помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников через родительский лекторий;

-создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в  решении вопросов в воспитании и обучении их детей и благоустройстве классных кабинетов.

-привлечение членов семей школьников к организации и проведению праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3.2. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для повышения педагогической компетенции родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком, готовым трудиться в современном обществе на благо своей страны. Родители активно и с пользой вовлекаются в жизнь школы.

Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач:

  1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.
  2. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность.
  3. Презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и родительского лектория.
  4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
  5. Помощь родителям и детям с ОВЗ.

Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Управляющий Совет школы и родительские комитеты классов, участвующие в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
  • общешкольные родительские конференции, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;  
  • родительские форумы при классных интернет-сайтах, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы.
  • На индивидуальном уровне:
  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности, в текущем ремонте школы и классных кабинетов;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

3.3. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам  предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации через участие в делах школы и класса и анализа проводимых дел.Для организации детского самоуправления в школе определены функциональные обязанности для заместителя директора школы по воспитательной работе, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, классного руководителя.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

  • через деятельность Совета командиров, объединяющего командиров классов и обеспечивающего организационные, информационные и представительские функции на уровне школы и внешкольном уровне. Деятельность Совета командиров осуществляется через реализацию следующих функций:
  • выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в работе Управляющего Совета школы;
  • участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных дел, акций, соревнований;
  • координация деятельности членов Совета командиров и классных Советов учащихся;
  • организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий, распределение поручений по их проведению;
  • организация и контроль дежурства по школе;
  • изучение нормативно-правовой документации по деятельности Совета командиров;
  • представление интересовобучающихся на заседаниях Управляющего Совета и педагогического Советашколы;
  • участие в рассмотрении вопросов о внесении измененийв Устав школы;
  • изучение мнения обучающихся по актуальным вопросам школьной жизни;
  • участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся, занесении на доску Почета;
  • через работу постоянно действующего школьного актива (штаб РДШ, штаб ЮО «Альфа» ВВПОД «Юнармия»), инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников, флешмобов и т.д.):

Штаб первичного отделения Всероссийской общественно-государственной, детско-юношеской организации «Российское движение школьников» создан для реализации следующих функций:

  • вовлечение обучающихся и прием в РДШ;
  • активизация работы профильных отрядов и их Советов по занятости в свободное время (Юные железнодорожники, юные инспектора дорожного движения, юные журналисты, волонтеры, юные спасатели, спортклуб «Олимпийцы», студия творчества «Абсурд», «Будущие педагоги»);
  • организация и ведение школьного учета членов РДШ и их участие в мероприятиях;
  • организация мероприятий и их анализ по направлениям деятельности РДШ;
  • организация проведения Всероссийских дней единых действий;
  • участие в выпуске школьной газеты «Шпаргалка» и сайта школы;
  • привлечение обучающихся, членов РДШ в участии в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах;
  • участие в организации содружества с социальными партнерами (железнодорожники, сотрудники ГИБДД, пограничники, военнослужащие в/ч 06705, журналисты газеты «Даурская новь», ФК «Олимп», СКЦ, пожарная часть);
  • участие в обсуждении кандидатур на награждение;
  • организация участия профильныхотрядов в работе летнего школьного лагеря.

Штаб первичного отделения, юнармейского отряда «Альфа» Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» в своей деятельности реализует функции:

  • привлечение обучающихся к вступлению в «Юнармию»;
  • организации и проведений военно-патриотических игр, олимпиад, конкурсов, Вахт Памяти;
  • участие в спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, сдаче норм ГТО;
  • организация работы в школьном музее Воинской Славы через Совет музея;
  • проведение поисковой работы;
  • юнармейская помощь ветераном войны и тыла, детям войны через волонтерскую деятельность;
  • организация участия во Всероссийских акциях через группы «Юнармия Забайкальский край» в социальных сетях;
  • организация содружества с пограничными Службами в с. Даурия Забайкальского края, с Камень-Рыболов Приморского края;
  • участие ввыездахна места Даманских событий (г. Дальнереченск,с. Камень-Рыболов), в палаточный лагерь ЮО «Альфа»;
  • организация и проведение занятий в отряде юных пограничников (5-6 классы);
  • представление юнармейцев на награждение.
  • через деятельность созданного Совета медиации (примирения) из наиболее авторитетных старшеклассников и социальных педагогов по урегулированию конфликтных ситуаций в школе, реализующего следующие функции:
  • выявление конфликтных ситуаций среди обучающихся и разрешение споров по урегулированию взаимоотношений;
  • представление интересовобучающихся на Совете профилактики и малых педагогических советах;
  • разрешение споров и конфликтных ситуаций «ученик-ученик»;
  • участие в проведении школьных восстановительных конференциях, семейных конференциях, акций по профилактике правонарушений;
  • оформление уголка безопасности и права;
  • через деятельностьтворческих Советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций, соревнований иреализующих следующие функции:
  • распределение поручений за определенный участок деятельности;
  • разработка сценария или хода мероприятий;
  • организация рекламы о месте и времени проведения;
  • приглашение гостей;
  • организация работы жюри и судейской коллегии;
  • подготовка наградного материала;
  • анализ проведенного дела через опрос-анкету;
  • публикация в СМИ о проведенном мероприятии.

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса командиров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его деятельность с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность Советов классов, отвечающих за различные направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих функций:
  • Планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акций;
  • Организация дежурства по классу и школе;
  • Выпуск и работа классного уголка;
  • Делегирование обучающихся для работы в Управляющем Совете школы, штабе РДШ, штабе ЮО «Альфа» ВВПОД «Юнармия», советах профильных отрядов;
  • Участие в выпуске школьной газеты «Шпаргалка»;
  • Активизация обучающихсякласса для занятости в свободное время;
  • Представление кандидатуробучающихся для награждения;
  • Отчетностьо работе Советов классов на сборе обучающихся и Совете командиров школы.

На индивидуальном уровнечерез:

  • Участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел;
  • Участие в работе профильных отрядов и органов самоуправления класса и школы;
  • Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, посадке деревьев и саженцев, разбивке цветников;
  • Участие в работе Советов дел по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.;
  • Участие в летних практиках и профильных сменах в школьном лагере, юнармейском палаточном лагере, практике на Читинской детской железной дороге, летних рейдах ЮИД с сотрудниками ГИБДД.

Анализ индивидуального участия обучающихся во внеурочной деятельности,общешкольных и классных делах осуществляется через листы достижений и книжки юнармейца.

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  

-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  

-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

-инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими разработанных проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  • специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество музея с учителями-предметниками, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные  передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.) ;
  • использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей.
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях,  научно-практических конференциях, форумах,  авторские публикации в изданиях выше школьного уровня,  авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение,  успешное прохождение социальной и профессиональной практики);

Модуль 3.5. «Курсы внеурочной деятельности »

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность.

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, профильных отрядах для объединения детей и педагогов  общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, проектная деятельность, направленная на передачу школьникам социально-значимых знаний, развивающих  любознательность и интерес к проблемам города, края, страны;

Художественное творчество. Курсы дополнительного образования: театральная студия «Абсурд»; агитбригада ЮИД.

Проблемно-ценностное общение.  Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Дорогою добра», «Азбука нравственности», «Психологическая азбука», «Воспитай свое сердце» и др.

Туристко- краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда:«Азбука Борзинского района и Забайкальского  края», «Я познаю мир», через кружок «Юный эколог», занятия «Забайкаловедение»: курсы «Растение», «Животный мир», региональная география и экология .

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: спортивные секции, профильный отряд ЮИД, спасатели, пограничники, юнармейцы, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: профильные отряды «Юные железнодорожники», «Юные инспектора дорожного движения», «Юные пограничники», «Юнармия», «Юные спасатели», отряд волонтёров, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.  

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: «Игротека», «Клуб юных знатоков»,  «Что? Где? Когда?» и др.

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: 

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: деловые и ролевые игры, квесты, решение кейсов,расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • посещение  ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
  • организация на базе Читинской детской железной дороге практики, в работе которых принимают участие инструкторы в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными железнодорожными  профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. 
  • участие в работе Всероссийского профориентационного  проекта, «Билет в Будущее» созданного в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.  

3.7. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детская и молодежная организация «Застава Виталия», первичная организация «Российское движение школьников», первичное отделение   ВВПОД «Юнармия» – это добровольные, самоуправляемые, формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставах общественных  объединениях. Их правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детских общественных  объединениях осуществляется через:

-утверждение и последовательную реализацию в детских общественных объединениях демократических процедур (выборы руководящих органов объединений, подотчетность выборных органов общему сбору объединений; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

-организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

-добровольным вступлением в организации является желание и заявление;

-клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детских общественных организаций для обсуждения вопросов планирования дел в школе;

-лагерные сборы детских объединений, проводимые в каникулярное время на базе школьного лагеря. Здесь, в процессе совместного пребывания вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел.

-поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на соблюдении принципов добровольности, системности, поддержки инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества  и принципа «естественного роста»;

- организацию общественно полезных дел и социально значимых практик, дающих  возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, гимназии, обществу в целом;

- сборы (сбор-старт, сбор-контакт) – формальные и неформальные встречи членов детских общественных объединений для обсуждения вопросов планирования и анализа проведенных мероприятий – «Эстафеты творческих дел», совместного празднования знаменательных для членов объединения событий.

3.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. 

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

  •  социальные проекты – ежегодно  совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами, и представленные  на конкурс проектов на получение мини-грантов на Гражданском форуме Забайкальского края. Данные гранты ориентированы  на преобразование дизайна  школы и материально-технического  обеспечение.
  • открытые дискуссионные площадки  с приглашением представителей  других школ, власти общественности, на которых обсуждаются поведенческие, нравственные, волонтёрские, юнармейские, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы,  города, района.
  • проводимые для жителей микрорайона  школы и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники улицы, трудовые десанты, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

  • разновозрастные сборы – многодневные выездные экспедиции в поселок Камень-Рыболов Приморского края, в процессе которой  складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу и отданию чести долга и памяти героям-пограничникам, погибшим на острове Даманском;
  • общешкольные праздники– (театрализованные спектакли и конкурсы, литературные конкурсы чтецов, выставки- ярмарки, конкурсы творчества.
  • торжественные ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, РДШ, Юнармию, ЮИД, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов .
  • церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы на еженедельных школьных рабочих линейках и по итогам года.

На уровне классов: 

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы.
  • индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллеи  и сквера  Памяти, оборудование во дворе школы, спортивных и игровых площадок, автогородка  доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
  • поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей, отражающих спортивные достижения школы;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации  во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, экспонаты в школьном музее Воинской Славы) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.10. Модуль «Школьные медиа»

В МОУ СОШ № 41 г.Борзи одним из приоритетных направлений воспитательной работы является организация деятельности школьных медиа с целью развития коммуникативной культуры обучающихся, формирования навыков общения и сотрудничества, поддержки их творческой самореализации.

Современные школьные средства массовой информации позволяют успешно формировать данную социальную позицию обучающегося.

 Организацию деятельностишкольных медиа осуществляюту3чителя русского языка и литературы и  педагоги дополнительного образования школы в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • газета «Шпаргалка» – печатное издание, посвященное событиям школьной и внешкольной жизни. Периодичность издания газеты – 1 раз в месяц в течение учебного года в печатном и электронном вариантах (размещение на официальном сайте школы). Работа с печатным изданием строится на принципах демократизма, добровольности, соблюдения прав участников образовательного процесса, этических норм. В состав разновозрастного объединения газеты «Шпаргалка» входят: редактор школьной газеты, журналисты, корректор и дизайнер газеты. Редактор утверждает концепцию газеты, ее дизайн и направленность, несет ответственность за содержание газеты, соблюдение сроков ее выхода в печать, утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы.   Журналисты занимаются подготовкой репортажей, пишут очерки, эссе, ведут журналистские расследования, интервью с интересными людьми и др. Корректор осуществляет проверку материалов, подготовленных в печать и передает дизайнеру, который занимается размещением информации и последующей версткой газеты, с районной газетой «Даурская новь» .

Помимо приобретения учащимися навыков литературного творчества и журналистской работы, при издании школьной газеты создается уникальная творческая обучающая среда, которая стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки в литературном творчестве, в издательском деле, в полиграфии, дизайне, компьютерных технологиях, развивает коммуникативные способности.

  • школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;  
  • участие школьников в конкурсах , проектах школьных медиа.

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по основным направлениям и проводится  с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы  в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения «Воспитание» или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений «Застава Виталия», «РДШ», «Юнармия»!;

- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

-качеством уровня профилактической работы.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания

Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...