Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "
статья (3 класс)

Попова Лариса Александровна

Современные подходы к  школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций современного  школьного образования является ориентация на национально-культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды. Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает   развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_byt_i_kultura_terskogo_kazachestva.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Направленность программы - культурологическая.

Направление программы - приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями и историей казачества Ставропольского края. 

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей  школьного возраста с нашим краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.    

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа модифицирована на основе "Справочно-методического пособия для наставников казачьих классов", 2 класс,  автор-составитель:  директор  МБОО  ДО  Центра  внешкольной  работы  ЦВР  "Мир Лабы"

им. Кондратенко - И. В. Ситникова Г. Лабинск, 2016 г. (https://vk.com/topic-132126743_35261559). Программа адаптирована для работы в условиях перехода к опосредованному обучению с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  

Отличительные особенности программы. Современные подходы к  школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций современного  школьного образования является ориентация на национально-культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды. Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает   развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Многонациональный состав населения Ставропольского края создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества стали ведущим фактором, определяющим специфику края в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования. Овладение этим компонентом одинаково важно для всех  школьников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним.

Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями и историей Ставропольского края.

Адресат  программы. Программа "Казачья воля"  разработана для детей 6,5-11 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание получить, обобщить и углубить знания  об истории и традициях   казачества. Знания, полученные в школе, проецируются на деятельность казачьего общества на местном и краевом уровне. Таким образом, именно школьный период благоприятен для формирования чувства любви к родной земле, культуре и традициям малой Родины, и, безусловно, принадлежности к славному    казачьему роду.

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в группе определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Наполняемость в группах до 25 человек. Предполагаемый состав группы - постоянный, как правило, обучающиеся одного класса.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.

Форма обучения.

Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся в очной форме.

Объём программы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения.   Занятия проходят еженедельно, на изучение программы «Казачья воля» отводится 34 часа ( 1 час в неделю). Каникулярное время используется для совместных экскурсий по памятным местам, посещения храмов и музеев, общегородских и районных мероприятий.

Срок освоения программы обоснован её целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержание программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

Цель данной программы: формирование первоначального представления о   казаках – носителях традиционной казачьей культуры, приобщение к православным традициям, воспитание гражданственности и патриотизма на основе исторически сложившихся традиций и обычаев  казачества.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: 

- ознакомление с символикой казачества, казачьим строем, структурой общества и войска;

- привитие православных  и семейных устоев   казаков;

- ознакомление с возрождаемой традиционной казачьей культурой;

- ознакомление с основными историческими датами, приобщение к участию в казачьих праздниках и сборах, посвященных знаменательным событиям;

- воспитание патриотизма и активной жизненной позиции;

- развитие творческих способностей;

- формирование у казачат интереса к изучению истории и культуры казачества, военно-спортивных дисциплин, мотивации к участию в образовательных событиях.

Содержание программы.

             34 занятия  (1 час в неделю)

Раздел 1. Славное казачество Ставрополья (России) 

Казак. Казачье братство. Казачье войско (общество). Структура. Символика казачества. Символика войска. Регалии казачьего войска. Оружие казака. Конь в жизни казака. Справа. Казак на службе. Родина – мать, умей за нее постоять. Казачьи чины. Казачьи награды.

Понятийный словарь: Казак, Казачье братство, Казачье общество, Атаман, Символ, Булава, Бунчук, Пернач, Регалии, Вензель, Пика, Шашка, Кинжал, Справа, Присяга, Заповедь, Звание, Чин, Приказный, Урядник.

Раздел 2. Казаки – воинство Христово

Святые покровители казачества. Святитель Николай Чудотворец. Пресвятая Богородица. Икона в походе и жилище. Язык иконы. Православные храмы. Войсковой храм. Станичный храм. Богослужение. Войсковые поминовения. Православные традиции в семье. Люби отца и мать твоих.

Понятийный словарь: Святитель, Угодник, Богородица, Заступница, Догмат, Ланита, Образ, Святыня, Первообраз, Богослужение, Войсковой священник, Крестное знамение, Престол, Священнослужитель, Поклонный крест, Лития

Раздел 3. Традиции, быт и культура терского   казачества

Светлый праздник - Рождество Христово. Семейные традиции в казачьей среде. Бабушкин сундук. Роль отца и образ женщины-казачки. Казачий быт и уклад жизни. Экскурсия. Основание станиц. Постройка жилища. Казачье подворье. Хозяйственные постройки. Экскурсия. Традиционные ремёсла и промыслы. Прикладное творчество на Ставрополья. Фольклор терского казачества. Игры, считалки. Пасха в казачьей семье.

Понятийный словарь: Традиции, Православие, Рождество, Курень, Хата, Турлук, Саман, Кобыца, Фольклорные жанры.

Раздел 4. Ратная доблесть казаков

Летопись казачества. Основание Ставрополя. Основные вехи. Выдающиеся личности. Подвиги казаков. Памятники истории – памятники Победы. Братские захоронения.

Понятийный словарь: Переселение, Основание, Вехи, События.

Основной формой работы являются учебные занятия, которые носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский характер. Они могут проводиться в форме: беседы, занятия-встречи, заочной экскурсии, творческой мастерской, фольклорного праздника, литературно-исторических и литературно-музыкальных гостиных, мостов встреч поколений. Занятия носят высокий патриотичный и духовно-нравственный характер, посвящаются юбилейным, знаменательным датам исторического и культурного прошлого России и Кубани, кубанского казачества, православным праздникам. Содержание занятий может варьироваться:

- игры, конкурсы, соревнования;

- доклады, лекции, демонстрация художественных и документальных фильмов, презентаций;

- выставки - книжно-иллюстрированные, портретов, фотографий, изделий декоративно-прикладного творчества, музейных экспонатов;

- выступления гостей – представителей казачьего общества, участников боевых действий, деятелей культуры и искусства, народных мастеров и др.

- непосредственное участие в массовых мероприятиях самих учащихся казачьего класса, творческих коллективов казачьей направленности.

Проведение итогов этнографических и культурологических экспедиций   позволит обучающимся казачьих классов собрать и обобщить материал о культуре, традициях, истории казачества своей местности, оформить экспозиции «Славное терское казачество», «Казаки – линейцы», «Я росток казачьего рода», «Малая Родина – частица великой России» и др. Такие индивидуальные поисковые задания, как «Семейная реликвия», «Традиции моей семьи», «Ремёсла моей семьи», «Семейная фотография» помогут осознать историю своей семьи как часть истории   народа. Экскурсии по историческим местам, местам боевой славы, в краеведческие музеи, православные храмы района и края способствуют духовно-нравственному обогащению, позволяют обучающимся соприкоснуться с  историей и культурой малой Родины. Воспитанию трудолюбия, бережного отношения к историческим памятникам, памятникам природы  способствуют коллективно-творческие дела и акции под девизом: «Сохраним родную природу!», «Помоги памятнику» и др.  

Учебно-тематический план.

№ п/п

Учебный период

Наименование раздела, блока

Всего, час

Количество часов учебных занятий

теоретические

практические

экскурсии

1

I четверть

Славное казачество Ставрополья (России)

9

3

5

1

2

II четверть

Казаки – воинство Христово

8

3

4

1

3

III

четверть

Традиции, быт и культура терского   казачества

10

3

5

2

4

IV

четверть

Ратная доблесть казаков

7

3

3

1

Итого:

34

15

17

5

Планируемые результаты.

В результате реализации данной программы планируется формирование ключевых предметных, личностных и метапредметных компетенций.  

Ожидаемые результаты:

1) предметные

 –  в процессе занятий обучающийся должен приобрести следующее, знать (понимать):

- символику казачества, структуру и направления деятельности казачьего общества и   казачьего войска;

- основы духовной жизни и семейных устоев терских казаков, главные православные праздники;

- уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различные фольклорные формы Ставрополья и своей малой Родины;

- основные исторические вехи терского  казачества, памятные сооружения, посвященные знаменательным событиям и выдающимся личностям.

2) личностные

– формирование универсальных учебных действий, направленных на саморазвитие и личностное самоопределение:

- сформированность внутренней позиции младшего школьника – принятие и освоение новой социальной роли – обучающегося класса (группы) казачьей направленности, мотивации к участию в сборах, поминовениях, строевых смотрах, фольклорно-этнографических экспедициях;

- сформированность интереса к изучению истории и культуры казачества, военно-спортивных дисциплин, любви к своему краю, малой Родине, уважения к культурным традициям терского казачества;

- развитие чувства сопричастности возрождения казачества – продолжения казачьего рода - воспитание патриотизма и активной жизненной позиции.

3) надпредметные, которые применяются обучающимися за рамками образовательного процесса, при решении реальных жизненных ситуаций:

-  понимание  информации, представленной в виде текста, рисунков, фотографий, музейных экспонатов;

- умение подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий;

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми (педагог, казак-наставник, священнослужитель) для поисково-исследовательских проектов.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график.

Количество учебных недель – 34

Количество учебных дней по программе – 34 занятия по 1 часу

Режим работы объединения - по расписанию

Начало занятий – 01 сентября

Окончание занятий – 25 мая

Условия реализации программы.

Основной формой работы являются учебные занятия, которые носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский характер. Они могут проводиться в форме: беседы, занятия-встречи, заочной экскурсии, творческой мастерской, фольклорного праздника, литературно-исторических и литературно-музыкальных гостиных, мостов встреч поколений. Занятия носят высокий патриотичный и духовно-нравственный характер, посвящаются юбилейным, знаменательным датам исторического и культурного прошлого России и Ставрополья, терского казачества, православным праздникам.

Содержание занятий может варьироваться:

- игры, конкурсы, соревнования;

- доклады, лекции, демонстрация художественных и документальных фильмов, презентаций;

- выставки - книжно-иллюстрированные, портретов, фотографий, изделий декоративно-прикладного творчества, музейных экспонатов;

- выступления гостей – представителей казачьего общества, участников боевых действий, деятелей культуры и искусства, народных мастеров и др.

- непосредственное участие в массовых мероприятиях самих учащихся казачьего класса, творческих коллективов казачьей направленности.

Проведение итогов этнографических и культурологических экспедиций  позволит обучающимся казачьих классов собрать и обобщить материал о культуре, традициях, истории казачества своей местности, оформить экспозиции «Славное терское казачество», «Казаки – линейцы», «Я росток казачьего рода», «Малая Родина – частица великой России» и др. Такие индивидуальные поисковые задания, как «Семейная реликвия», «Традиции моей семьи», «Ремёсла моей семьи», «Семейная фотография» помогут осознать историю своей семьи как часть истории   Ставрополья. Экскурсии по историческим местам, местам боевой славы, в краеведческие музеи, православные храмы района и края способствуют духовно-нравственному обогащению, позволяют обучающимся соприкоснуться с  историей и культурой малой Родины. Воспитанию трудолюбия, бережного отношения к историческим памятникам, памятникам природы  способствуют коллективно-творческие дела и акции под девизом: «Сохраним родную природу!», «Помоги памятнику» и др.  

Методика отслеживания результатов.

Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы "Казачья воля" проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.

Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:

  • контроль;
  • проверку;
  • оценивание;
  • накопление статистических данных и их анализ;
  • выявление их динамики;
  • прогнозирование результатов.

Наряду с обучающими задачами, программа "Казачья воля" призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива обучающихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке патриотизма, человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.

Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств обучающегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.

Для контроля усвоения планируемых результатов с обучающимися проводят военно-спортивные, военно-патриотические игры, презентации, конференции, тесты.

Виды контроля.

№ п/п

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

1

Славное казачество Ставрополья, (России)

Вводный, текущий, итоговый

Викторина, беседа, тестирование, конкурсы, фестивали

2

Казаки – воинство Христово

Вводный, текущий, итоговый

Викторина, беседа, тестирование, конкурсы

3

Традиции, быт и культура терского казачества

Вводный, текущий, итоговый

Викторина, беседа, тестирование, конкурсы, фестивали, концерты

4

Ратная доблесть казаков

Вводный, текущий, итоговый

Викторина, беседа, тестирование, конкурсы, строевые смотры, презентации исследовательских проектов

Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины ключевым компетенциям

В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:

Славное казачество Ставрополья, (России):

- символика казачества, структура и направления деятельности казачьего общества и   казачьего войска.

Казаки – воинство Христово:

- основы духовной жизни и семейных устоев кубанских казаков, главные православные праздники.

Традиции, быт и культура терского казачества:

- уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различные фольклорные формы Ставрополья и своей малой Родины;

 - сформированность интереса к изучению истории и культуры казачества, военно-спортивных дисциплин, любви к своему краю, малой Родине, уважения к культурным традициям терского казачества.

Ратная доблесть казаков:

- основные исторические вехи терского казачества, памятные сооружения, посвященные знаменательным событиям и выдающимся личностям.

Деятельностная составляющая - умения:

- сформированность внутренней позиции младшего школьника – принятие и освоение новой социальной роли – обучающегося класса (группы) казачьей направленности, мотивации к участию в сборах, поминовениях, строевых смотрах, фольклорно-этнографических экспедициях; 

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми (педагог, казак-наставник, священнослужитель) для поисково-исследовательских проектов.

- умение подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий;

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми (педагог, казак-наставник, священнослужитель) для поисково-исследовательских проектов.

- развитие чувства сопричастности возрождения казачества – продолжения казачьего рода - воспитание патриотизма и активной жизненной позиции;

-  понимание  информации, представленной в виде текста, рисунков, фотографий, музейных экспонатов.

Используемая литература

Справочно-методического пособия для наставников казачьих классов", 1 класс (https://vk.com/topic-132126743_35261559)

Казачество в истории Ставрополья:Учеб. Пособие для учащихся 6 -7 классов Авт: Невская Т.А. Покотилова Т.Е. и др.-М: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС ,2015 г.

Казачество. Энциклопедия. М., 2003.

Два века станицы Расшеватской (1801-2001)Авт.: В.А.Колесников, П.С.Федосов.-Ставрополь: «ЮРКИТ»,2001г.

Станица Расшеватская-годы и люди. П.С.Федосов. Научно-популярное издание.-Ставрополь:ООО «ЮРКИТ», 2011г.

Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.

Казачестко в истории Ставрополья: Учеб. пособие для учащихся 5-7 классов/ Невская Т.А., Покотилова Т.Е. и др.-М. : Гуманитарный изд.Центр ВЛАДОС, 2015.

Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.

Афонькин С.Ю. Православные святые. СП.: «БКК», 2013г. – 96с.

Афонькин С.Ю. Монастыри России, СПб.: «БКК», 2013 – 96с.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000

Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992

Воспитательное пространство культуры казачества: Реалии XXI века. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией С. Н. Лукаша. – Армавир, 2007

Давыдова Н.В. Православная культура. Словарь – справочник школьника. М.: ПРО – ПРЕСС, 2008.

Домашние ремесла: Сб./ Сост. Е. Н. Семашко – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 256 с., ил.

История России в житиях святых. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2013-304с.

Софронова Н.В. Православный толково – орфографический словарь школьника / под редакцией проф. Е.В. Архиповой. – Самара : изд. «Учебная литература», изд. дом «Федоров» 2007г. – 112 с.

Календарно-тематический план

Учебный период,

 № п/п

Наименование раздела, блока,

тема занятия

Всего, час

Количество часов учебных занятий

теоретические

практические

выездные, экскурсии

I четверть

Славное казачество Ставрополья (России)

9

3

5

1

II четверть

Казаки – воинство Христово

8

3

4

1

III четверть

Традиции, быт и культура терского казачества

10

3

5

2

IV четверть

Ратная доблесть казаков

7

3

3

1

Календарный учебный график.

№ п/п

Дата

Раздел. Тема занятия.

Кол-во часов

Форма проведения

Фольклор, литературное произведение

Мультимедийное сопровождение

Словарик

I

Славное казачество Ставрополья (России) (9 час) 

1/1

Казак. Казачье братство.

1

Занятие-знакомство

Казачьи песни

Презентация «Братья казаки»

Казак

Казачье братство

2/2

Казачье войско (общество). Структура.

1

Занятие-беседа

Рассказы о казаках

Просмотр фильма

Структура общества,

войска

Атаман

3/3

Символика казачества. Символика войска. Экскурсия.

1

Экскурсия.

Стихи о казаках

Презентация «Символика войска»

Символ

Булава

Бунчук

Пернач

4/4

Регалии казачьего войска.

1

Занятие-демонстрация

Рассказы о казаках

Фильм «Регалии казачьего войска».

Регалии

Вензель

5/5

Оружие казака.

1

Занятие-демонстрация

Презентация «Оружие казака»

Пика

Шашка

Кинжал

6/6

Конь в жизни казака. Справа.

1

Занятие-беседа

Казачьи песни

Презентация «Верный друг казака»

Справа

7/7

Казак на службе. Родина – мать, умей за нее постоять.

1

Занятие-презентация

Заповеди

Фоторепортаж

Служба

Присяга

Заповедь

8/8

Казачьи чины.

1

Занятие-демонстрация

Рассказы о казаках

Звание

Чин

Приказной

Урядник

9/9

Казачьи награды.

1

Занятие- демонстрация

Презентация «Награждение казаков»

Крест

II

Казаки – воинство Христово (8 час)

10/1

Святые покровители казачества. Святитель Николай Чудотворец.

1

Занятие - беседа

Молитва

Презентация «Святой угодник Божий»

Святитель

Угодник

11/2

Святые покровители казачества. Пресвятая Богородица.

1

Занятие- беседа

Рассказы о святых

Презентация «Заступница Земли Русской»

Богородица

Заступница

Догмат

Ланита

12/3

Икона в походе и жилище. Язык иконы.

1

Занятие-презентация

Молитва

Презентация «Икона – Великая Святыня»

Образ

Святыня

Первообраз

13/4

Православные храмы. Войсковой храм.

1

Заочная экскурсия

Стихи о храме

Презентация «Соборное общение»

Богослужение

Войсковой священник

14/5

Станичный храм. Богослужение. Экскурсия.

1

Экскурсия

Крестное знамение

Престол

Священнослужитель

15/6

Войсковые поминовения. Липкинские поминовения.

1

Занятие-беседа

Рассказы о казаках

Фоторепортаж

Поклонный крест

Лития

16/7

Войсковые поминовения. Троицкие поминовения.

1

Занятие-экспедиция

Рассказы о казаках

Фоторепортаж

17/8

Православные традиции в семье.

Люби отца и мать твоих.

1

Занятие-презентация

Заповеди

Видео-слайд викторина

III

Традиции, быт и культура терского казачества (10 час)

18/1

Светлый праздник - Рождество Христово.

1

Праздник

Христославия

Презентация «Традиции православного народа»

Традиции

Православие

Рождество

19/2

Семейные традиции в казачьей среде. Бабушкин сундук.

1

Занятие-демонстрация

Рассказы о казачьей семье

Презентация «Рушник»

Названия предметов

20/3

Роль отца и образ женщины-казачки.

1

Занятие- беседа

Пословицы и поговорки о семье

21/4

Казачий быт и уклад жизни. Экскурсия.

1

Экскурсия

Стихи о казаках

Курень

Хата

22/5

Основание станиц. Постройка жилища.

1

Занятие-беседа

Рассказы о казачьей семье

Презентация «Жилище казаков»

Турлук

Саман

23/6

Казачье подворье. Хозяйственные постройки. Экскурсия.

1

Экскурсия

Стихи о казаках

Презентация «Атамань»

Кобыца

24/7

Традиционные ремёсла и промыслы.

1

Занятие-практика

Рассказы о ремёслах и  промыслах

25/8

Прикладное творчество на Ставрополья.

1

Творческая мастерская

Конкурс прикладного творчества

Выставка

Народный мастер

26/9

Фольклор терского казачества. Игры, считалки.

1

Занятие-беседа

Песни о казаках

Аудиозапись  казачьего хора

Фольклорные жанры

27/10

Пасха в казачьей семье.

1

Праздник

IV

Ратная доблесть казаков (8 час)

28/1

Летопись казачества. Основание Ставрополя.

1

Занятие-исследование

Рассказы о казаках

Презентация

«Ставрополь»

Переселение

Основание

29/2

Летопись казачества. Основные вехи.

1

Занятие-беседа

Стихи и песни о казачестве

Презентация

«Знаменательные события»

Вехи

События

30/3

Выдающиеся личности.

1

Занятие-презентация

Казачьи песни

31/4

Выдающиеся личности.

1

Занятие-презентация

Рассказы о радетелях

32/5

Подвиги казаков.

1

Занятие-беседа

Рассказы о подвигах казаков

Просмотр фильма

33/6

Подвиги казаков.

1

Занятие-беседа

Рассказы о подвигах казаков

Презентация «Подвиги казаков-земляков»

Землячество

34/7

Памятники истории. Братские захоронения. Экскурсия.

1

Экскурсия

Фоторепортаж

Братские захоронения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические ...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Час чтения"

Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (програм...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании с младшими школьниками"

Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Разработка и внедрение курса в работу школ осу...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Ставрополье - родина моя""

Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время      наблюдается повышенный интерес к изучению родного края....