Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Ставрополье - родина моя""
статья (2 класс)

Попова Лариса Александровна

 Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время      наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.                    Одной  из  главных ступеней    развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stavropole-_rodina_moya.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

« Ставрополье – родина моя»

 Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время      наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.                    Одной  из  главных ступеней    развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

        Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.   

Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в                          нравственные ценности.   В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование характера,  мышления,  речичеловека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине. Любовь  к  родине  подрастающего  поколения начинается  с  ощущения  родного  края,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником, дающим  возможность  восполнить   пробелы  в  нравственно воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время. 

       Настоящий  факультативный  курс  краеведения  «Ставрополье  край  родной»  пре

дусматривает  реализацию  регионального  компонента  содержания образования  по  предмету  «Окружающий  мир».  

Принципиальной особенностью  краеведческого курса  является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края.  

Содержание  факультатива  отражает  комплексносистемный  подход  к изучению родноо  края,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой  край  как  сложный, многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент  в  структуре  единого  государства.  Такой           подход  даёт  возможность   рассматривать  природные, экономические,  социальные  и  культурные  факторы,  формирующие  и  изменяющие  состояние  родного  региона,  в  их  взаимодействии.  Это  наиболее  эффективный путь  формирования  научного  мировоззрения  целостной  картины  среды  обитания,  

системы  социальных,  культурных  и  экологических взглядов,   ценностного отношения  

учащихся  к  родному  краю,  как  на  эмоциональном,  так  и  на  рациональном  уровне.

  Программа  призвана  дать  достаточно  полное  и  целостное  представление  об  историческом  прошлом  Ставропольского края  его  настоящем.  Практические, частично-поисковые, исследовательские  методы  и  приёмы  организации  учебной  деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся  навыков  работы  со всевозможными  источниками  краеведческой  информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  рукописными  ма-

териалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами, средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной  литературой.

     Факультативный  курс  рассчитан  на  преподавание  во  2,3,4  классах  начальной  школы,предусматривает  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю)  в  рамках вариативной  части  базисного  учебного  плана.  Программа  курса  содержит  3  раздела:  «Я  и  моя  семья»,  «Ставропольский  край – наша  Родина» «Кочубеевское – родное моё село».  Каждая  тема  ежегодно  расширяется  и  конкретизируется  в  соответствии  с  

возрастными  особенностями  учащихся  начальной  школы.

Цели  курса.

  • Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего, лю-бящего  свой  родной  край,  село,  почитающего  его  традиции, испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства. 
  • Воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  разви-

тии  и  процветании  своего села

                     

Задачи   курса.

  •      Ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения,  участием  и   значением  родного  края  в исторической,  поли

тической,  экономической  и  культурной  жизни  России.

  • Развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патрио-тического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.
  •        Укрепление  родственных  и   семейных  связей  через  погружение  в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления отношений  между   представителями  разных  поколений.
  • Развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.
  • Формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.
  • Профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образо-вания,  выбора  профессии  и  места  работы.
  • Овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.
  • Ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

            Программа  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий с учащимися.  Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации.  А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии,  выход в театры и библиотеки города.

           Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает  выполнениевнеурочных(домашних)заданий.,  поиск  иллюстративного  материала  и  фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих  и проектных  работ.

          Оценка знаний и умений учащихся  осуществляется по пятибалльной системе и проводится с помощью анализа тестовых контрольных, письменных творческих  и проектных работ, диагностических заданий.  А также оценивается активность участия в парных, групповых и коллективных работах.  Изучение курса завершается комплексным  контрольным тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы, а также  совокупность  самостоятельно  выполненных творческих работ. 

Структура факультатива

Разделы курса

2 класс

3 класс

4 класс

Введение

1

1

1

1. Я и моя семья

7

6

6

2. Ставропольский край - наша  Родина

8

10

10

3.«Кочубеевское – родное моё село».  

13

12

12

4.Экскурсии

4

4

4

Заключение.

1

1

1

Итого

34

34

34

Содержание программы.

2 класс 3 класс 4 класс

Планируемые результаты освоения курса по разделам.

1. «Я и моя семья».

Знать: Уметь: Владеть:

  • генеалогическую терминологию близких родственников: мать, отец, муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка.;
  • правила общения между родственниками и друзьями-сверстниками;
  • подробный домашний адрес;
  • основные социально-бытовые объекты района проживания.
  • представить портрет своей семьи с участием близких родственников;
  • составлять план маршрута своего следования с описанием окружающих объектов;
  • исследовать материалы домашних фото архивов и документов для оформления творческих работ по заданной теме.
  • навыками ориентирования в социальной структуре своего района;
  • культурой общения в кругу семьи и с друзьями сверстниками;
  • формами и правилами организации детского игрового досуга;
  • правилами поведения в школе, общественных местах и дорожного движения;
  • уважать семейные реликвии и соблюдать традиции своей семьи.

2. «Ставропольский край – наша малая Родина».

Знать: Уметь: Владеть:

  • краткую историю возникновения  Ставропольского края
  • государственную символику края: герб и флаг;
  • особенности изменений в живой и неживой природе в разные времена года;
  • названия представителей растительного и животного мира края;
  • названия охраняемых объектов Ставропольского края.
  • находить на карте России положение Ставропольского края
  • находить на карте Ставропольского края  краевой центр, крупные города,

посѐлки, реки и озѐра.

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить приме-

ры этих отношений на при родные объекты, здоровье и безопасность.

  • навыками работы с научной статьѐй учебника;
  • правилами экологического и здоровье сберегающего поведения в природе;

  • приѐмами организации самостоятельной деятельности по составленному плану;
  • принимать участие в мероприятиях по использованию и сохранению при-

родных богатств.

3. «Кочубеевское – моё родное село».

Знать: Уметь: Владеть:

  • краткую историю рождения села и его государственную символику;
  • основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности го-
  • находить на карте города площади;
  • находить на улицах села социально-значимые городские здания;
  • навыками ориентирования в центре села;
  • правилами поведения на городских улицах и в городском транспорте.
  • основные отрасли промышленности с.Кочубеевское;
  • основные сферы занятости жителей села и возможности получения соответст-

вующего образования;

  • этапы организации проектной деятельности и объекты;
  • использовать различные справочные издания и литературу для поиска

познавательной информации;

  • организовать самостоятельную поэтапную творческую работу. доступных источников информации для получения дополнительных знаний;
  • приѐмами выполнения проектной работы по заданному плану;
  • испытывать уважение и любовь к родному городу/краю.

Планируемые результаты освоения курса краеведения «Ставрополье –  край родной».

Раздел 1. «Я и моя семья».

Выпускник научится:

  • различать и использовать в речи генеалогические понятия близких и дальних родственников, осознавать своё место в генеалогическом древе своей семьи;
  • представлять портрет своей семьи с точки зрения традиций семьи и профессиональной значимости всех её членов;
  • ориентироваться в значении и местоположении основных социально-значимых объектах района проживания и обучения, составлять план маршрута своего следования с описанием окружающих объектов, в том числе и тех, что представляют опасность для жизни и здоровья;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • исследовать материалы домашних фото-архивов и документов для оформления творческих работ по заданной теме

Раздел 2. «Ставропольский край – наша малая Родина».

Выпускник научится:

  • находить на карте России местоположение Ставропольского края и близлежащих регионов, на карте края – краевой центр, крупные города, посѐлки, реки и озѐра;
  • находить нужные объекты на географических картах Ставропольского края: физической, административной, почвенной,  карте растительности; выполнять простейшие вычисления с помощью карты и делать выводы;
  • узнавать государственную символику области: флаг и герб;
  • различать прошлое, настоящее и будущее родного края, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны;
  • проводить несложные наблюдения над объектами живой и неживой природы в окружающей среде;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, относительно
  • климатических сезонных изменений природной зоны родного края;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • использовать естественнонаучные тексты учебного пособия и дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов навопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Раздел 3. «Кочубеевское –моё родное село»

Выпускник научится.

  • находить на карте города  площади, центральные улицы и крупные социально значимые городские объекты;
  • узнавать государственную символику города: флаг и герб, основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города, осознавая их значимость в становлении и развитии районного центра;
  • осознавать значение родного города  в целом в развитии сельского хозяйства в России;
  • ценить и проявлять уважение к истории жизни родной школы, поддерживать еѐ традиции, активно участвовать в школьных проектах и мероприятиях;
  • использовать различные справочные издания (словари и энциклопедии) и различную литературу с целью поиска познавательной информации;
  • соблюдать правила этического и здоровье сберегающего поведения в общественных местах городском транспорте, учреждениях культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".

Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...

Программа по внеурочной деятельности "Ставрополье - моё родное"

Программа может использоваться во внеурочной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Час чтения"

Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (програм...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании с младшими школьниками"

Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Разработка и внедрение курса в работу школ осу...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "

Современные подходы к  школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций...