Конспект занятия "Жизнь костюмов в театре"
план-конспект

Плахова Елизавета Андреевна

Знакомство детей с созданием театральных костюмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_kostyumov_v_teatre.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Жизнь костюмов в театре»

Организационный момент

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочки красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь! 

Актуализация знаний, целеполагание

- А кто хотя бы раз был в театре?

- Вы знаете, что такое театр?

ТЕАТР — синтетический вид искусства, который позволяет нам не только слышать, не только воображать, но и смотреть, видеть.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

- Как вы думаете, что такое театральный костюм?

-Что мы с вами сделаем?

подготовка к созданию работы

- Давайте обратимся к словарям, там  найдём определение, что такое  театральный костюм.

Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.

Информация

Еще во время подготовительной работы над спектаклем или фильмом Художник-костюмер рисует эскизы костюмов, Свою работу над костюмом он начинает с чтения пьесы; отмечает те места, где говорится о внешности героя или о чертах его характера. Затем художник на бумаге выполняет эскиз, где указывает, из каких тканей сшит костюм, какие нужны украшения, грим. Цвет костюма тоже играет важную роль. Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме. Даже для современных пьес, где персонажи носят обыкновенные платья и костюмы, необходим эскиз ( ибо только он может дать полную внешнюю характеристику, отличающую живую плоть от мертвой схемы модного журнала)

Важную роль в театральном костюме играют и мелкие детали: предметы украшения, головные уборы, грим. Например, нам трудно было бы узнать Красную Шапочку, если бы у нее не было на голове красной шапочки, или Карабаса, не будь у него длинной бороды, или Буратино с коротким носом.

Если костюм неудобен, если он спадает, рвется, цепляется за реквизит и декорации, сковывает движения, то актер (а вместе с ним и зрители) будет постоянно отвлекаться на  него, забывая о линии роли.

Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца. Костюм может выражать и социальные характеристики героя. По костюму зритель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан.

Просто иметь  хороший костюм для актера недостаточно. С костюмом работают. Его «обживают», «старят», «изнашивают. Таким образом, завершение создания костюма-образа остается за актером: как он его обыграет, как вживется в него, как сумеет носить. Костюм на сцене может деформировать фигуру актера, изменить ее не только согласно образу и возрасту, но и моде. Деформация осуществляется за счет изменений пропорциональных соотношений основных линий фигуры и особого кроя костюма, перемещением линии талии, разнообразными формами лифа.

Костюм, как и декорации, зависит от стиля спектакля. Стилевые признаки, в ключе которых решается спектакль, определяются прежде всего мерой их необходимости для выявления жанра драматургического произведения и выявления его сущности. Чем меньше сцена загружена декорацией, тем больше сценического пространства отдано актеру. Скупость декораций компенсируется тщательным художественным решением костюма- красотой формы и цвета. Ведь костюм – это не только образное решение роли. Это еще и художественная форма, замысел и осуществление которой зависит целиком от степени талантливости художника и портного.

Представление, происходящее на сцене, являет собой живописную картину, которая постоянно меняется. Одно из могущественных средств организации сцены-картины- цвет. Отношение к цвету характеризует темперамент, вкус. Также он прежде всего воздействует на зрителя со сцены. Тот или иной оттенок вызывает сразу же определенные ощущения и ассоциации. Яркий цвет сразуже обратит на себя внимание, отвлечет от других персонажей, станет зрительным цветом.

А все таки,  что такое сценический костюм и почему он важен и для актера, и для постановки в целом?  Я повторю, театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.  

Неверно думать, что костюм ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно.

 Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли. Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства. 

Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» — художественным оформлением сцены.

Мы не можем представить себе платье принцессы серым или Бабу Ягу в костюме с ярким орнаментом.

Но как же создается костюм?

создание работы .

 Фронтальная работа.

  Ваша задача придумать свой собственный костюм на любимого героя произведения, мультипликации.

Вначале я покажу как надо рисовать фигуру человека, а затем вы начнете рисовать свой костюм.

Начало работы

Положите лист вертикально.

Подумайте, в какой позе будет находиться ваш актер.

Начало рисования фигуры человека (методика рисования фигуры человека).

Наметите, какого роста будет человек

Нарисуйте прямую линию

Разделите ее на 8 равных частей. У нас получилось 8 равных модулей.

В центре линии (между 4 и 5 модулем) мы намечаем линию где будет расположен таз

Отсчитываем 1,5 модуля сверху и проводим линию плеч.

Подумайте, кого вы будете изображать мальчика или девочку. От этого зависит ширина плеч и бедер.

Начинаем рисовать ноги. Ноги делятся на бедро 2 модуля голень 2 модуля и ступню 0,5 модуля.

Начинаем рисовать руки. Рука состоит из плеча примерно 2 модуля, предплечья примерно 2 модуля и кисти 0,5 модуля.

Рисуем голову яйцевидной формы в первом модуле

Прорисовываем грудную клетку, шею.

Начинаем придавать форму телу человека.

У нас получилось нарисовать фигуру человека. Теперь ваша задача одеть его в свой костюм

Самостоятельная работа.

Рисование  театрального костюма.

Рисовать мы будем сегодня цветными карандашами и акварелью.

  1. Костюм, для какого героя ты будешь рисовать?
  2. Какие цвета тебе понадобится?
  3. Какие материалы будут использованы для твоего костюма?  
  4. В каком спектакле будет выступать твой актер?

 итоги занятия

 Выставка работ учащихся.

Вопросы:

  • Что такое «театральный костюм»?
  • Как передается образ?
  • Как рисуется театральный костюм?
  • Как рисуется фигура человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с театром"

Конспект занятия "Знакомство с театром"...

Конспект урока по ИЗО "Театр кукол"

Тема: «Театр кукол»Цель урока: Ознакомить учащихся с различными видами театральных кукол; изобразить пальчиковых кукол.Задачи урока: •        Дать детям представлени...

Конспект урока на тему "Жизнь костюма в театре" (УМК "ПНШ"3 класс)

Цель урока: способствовать расширению представления учащихся о связях деятельности художника с театром; раскрытию роли сценического костюма в создании образа; развитию умения выполнять эскиз театральн...

Конспект урока изобразительного искусства, УМК "Перспектива", 3 класс «Жизнь костюма в театре»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с театральными костюмами героев русских народных сказок.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности театрального костюма;- уметь оформлять...

Презентация "Жизнь костюмов с театре"

Презентация к занятию "Жизнь костюмов в театре". Создание эскизов костюмов....