Деятельность воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС
статья

Манько Елена Викторовна

В данной статье рассмотрены вопросы организации группы продленного дня в условиях ФГОС, а так же деятельность воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность воспитателя ГПД в условиях реализации ФГОС НОО

        Воспитатель – центральная фигура в осуществлении педагогической поддержки ребенка в образовании «Поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; в коммуникации.» Олег Семенович Газман.

        Цели: оказание ощутимой помощи семье в воспитании детей, присмотр и уход за детьми, содействие физическому развитию детей, создание условий для занятий по интересам во внеурочное время, обеспечение адаптации к жизни в обществе, обеспечение подготовки воспитанников к занятиям.

        Нормативная база - Закон об образовании от29декабря 2012г. № 273 ФЗ. Федеральный государственный стандарт с изменениями и дополнениями Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373 (п.19.10). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.13, 15) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (п.13). Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями и дополнениями Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин2.4.2.2821-10 Дата введения: 01 сентября 2011 г. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2014 г. N 08-1346 "О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня.

        Вопрос финансирования групп продленного дня решается в зависимости от того, каково содержание этой деятельности, и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации, принятой в пределах федерального государственного образовательного стандарта. Данная услуга фактически является  услугой по присмотру и уходу за обучающимися, образовательная деятельность в ходе ее реализации не ведется. В таком случае это отдельная услуга, оказываемая образовательной организацией. Источники ее финансирования могут быть различными. Если оказание такой услуги не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы, услуга будет оказываться как платная услуга. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения).

        Данная услуга по своему содержанию является образовательной деятельностью, т.е. в ходе нее фактически осуществляется образовательный процесс. В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. В случае, если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы. • В случае, если указанная образовательная деятельность не входит в качестве составной части в основную образовательную программу, она должна быть оформлена как платные дополнительные образовательные услуги и финансироваться за счет средств физических лиц на основании договора оказания платных образовательных услуг. Указанная деятельность также может являться отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание.

        Группа продленного дня – это специально организованная внеурочная деятельность Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС - Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП. Организация внеурочной деятельности. Модель «Школа полного дня». Реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями группы продленного дня.

Организационная модель внеурочной деятельности. Классный руководитель - куратор- Дети занимаются в малых группах. Есть перерыв на отдых, обед до 45 мин. Занятия можно вести параллельно в нескольких подгруппах. Воспитатель ГПД – куратор. В режиме группы есть час ВД, дети занимаются по подгруппам. Есть перерыв на отдых, прогулку, обед до 1,5 час. Занятия можно вести параллельно в нескольких подгруппах.

        СанПиН 2.4.2.2821-10 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях" Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный N 40154СанПиН 2.4.2.2821-10 В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции: • "Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы."

«Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции. • В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 на одного обучающегося), туалеты. • В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 на одного ребенка» (п.4.7 Главы IV СанПиН 2.4.2.2821–10). Пункт 10.10. изложить в редакции: • "Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). - рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). • В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: - полдника и прогулок для всех учащихся; - полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения".

        Режим ГПД. В соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями;  В соответствии с конкретными условиями школы; С учетом возрастных особенностей учащихся групп; Обеспечивает высокий уровень работоспособности детей, способствующий укреплению здоровья. Режим ГПД Режим работы групп продленного дня (вариант): 1. Прием детей - 12.00 2. Спортивный час, прогулка - 12.00 – 13.00 3. Обед - 13.00 – 13.20 4. Кружки, секции (познавательная деятельность, художественное творчество) -13.30 – 14.30 5. Прогулка - 14.30 – 15.00 5. Полдник - 15.00 – 15.10 6. Клубный час - 15.10 – 15.30 7. Кружки, секции спортивной направленности - 15.30 – 16.30 8. Самоподготовка - 16.40 – 17.20 9. Игры, прогулка - 17.30 – 18.00 10. Уход детей домой - 18.00

        Документация ГПД • Положение о группе продленного дня. • Должностная инструкция воспитателя ГПД. • Приказ о создании группы со списком зачисленных учащихся на основании заявлений родителей • Журнал • Перспективный план работы на год (полугодие) • План работы на месяц • План работы на день • Выписка из приказа по школе о льготном питании учащихся • Заявления родителей • Приказы о проведении экскурсий и выходов за территорию школы • Инструкции.

        Общие требования безопасности. К работе в группе продленного дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. • К занятиям в группе продленного дня допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и зачисленные в ГПД приказом по гимназии. 1. На территории гимназии и в учебных кабинетах воспитатели, учителя, руководители кружков должны соблюдать следующие правила: — выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка; — классные руководители сопровождают учащихся в группу продленного дня после окончания уроков; — руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из гимназии; — воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей; — в случае травмирования учеников педагог должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и немедленно сообщить медицинскому персоналу гимназии, дежурному администратору о происшествии; При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов: — нарушения осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели; — нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете; — поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета. Учащиеся группы продленного дня должны: — при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха; — выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности; — передвигаться по гимназии в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя; — не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории гимназии, не покидать специально отведенное для прогулки место; — быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе; — не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения; — не входить в столовую в верхней одежде; — перед началом работы группы продленного дня переодеваться в сменную одежду. 1.7. При проведении занятий, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. 1.8. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который информирует об этом администрацию, врача гимназии. 1.9. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место. 1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда. 1.11. Требования настоящей инструкции являются обязательными для всех воспитателей, руководителей кружков, учителей. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

3.8. Воспитатель ГПД должен: — рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями; — обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях; — во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием детьми столовых приборов, поведением; — контролировать длительность просмотра телепередач; — обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД. 3.9. Учащиеся группы продленного дня должны: — содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями; — в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья окружающих; — при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к педагогу; — бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче; — аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; — соблюдать правила пожарной безопасности; — после приема пищи в столовой организованно и аккуратно отнести посуду на специально отведенный стол; во время прогулки: — находиться в поле зрения воспитателя и не покидать отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя; — не пробовать на вкус какие-либо растения и плоды; — не трогать руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы; — не пить воду из непроверенных источников; — бережно относиться к окружающей природе. -- учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 4.1. При плохом самочувствии ученик должен сообщить об этом воспитателю (учителю). 4.2. При возникновении пожара немедленно, не создавая паники, эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 4.3. При порыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника. 4.4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. 4.5. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания воспитателей. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ 5.1. Воспитатель группы продленного дня должен: — выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы; —закрыть окна и фрамуги; — произвести уборку своего рабочего места; — закрыть учебный кабинет и отметить это в журнале охраны гимназии; — проводить детей до выхода из гимназии. 5.2. Учащиеся группы продленного дня должны: — отправиться домой в сопровождении взрослых или самостоятельно, при наличии заявления от родителей; — в случае если за детьми не пришли взрослые, учащиеся должны дожидаться их в здании гимназии под присмотром воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Социально-психологическая характеристика группы продленного дня в условиях реализации ФГОС

Пример социально-психологической характеристики группы продленного дня. Составляется в начале учебного года после формирования группы....

Календарно-тематическое планирование в группе продленного дня в условиях реализации ФГОС

Примерное календарно-тематическое планирование в ГПД на первую четверть в четвертом классе...

Деятельность воспитателя группы продленного дня в условиях введения и реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...

Актуальные педагогические технологии и практика работы педагога-воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС.

В данной работе рассмотрены наиболее актуальные педагогические технологии в работе воспитателя ГПД в современной школе....