Рабочая программа по краеведению. Электроугли - родина моя.
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Бакурина Светлана Алексеевна

Данный проект – это разработка учебной программы по изучению нашего родного города – Электроугли.

Для более эффективного усвоения программы занятия планируется проводить в разных формах, интересных учащимся.

Приоритетный метод – метод проекта. У учащихся появится возможность проявить свой творческий потенциал и сформировать активную гражданскую позицию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._elektrougli_-_rodina_moya.docx417.38 КБ

Предварительный просмотр:

Описание конкурсной работы (проекта)

Название проекта: «Рабочая программа  «Электроугли – родина моя».

          Обоснование актуальности проекта: Краеведение помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

                  Содержание программы  отражает комплексно-системный подход к изучению родного города как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние города, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному городу не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цель проекта: дать учащимся основные знания об истории своего города, о его культурных, политических, экономических особенностях, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной город. Формирование у учащихся гражданской идентичности, активной и ответственной позиции в решении локальных проблем социально-экономического развития, укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов.

Задачи:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем города Электроугли, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители   в историко-культурное наследие города; 
  • привить учащимся  умения и навыки поисковой и проектной деятельности;
  • научить учащихся наблюдать и описывать факты из истории  города, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой и проектной деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города.

Сроки реализации проекта: программа рассчитана на 2020-2021 учебный год. Реализуется на внеурочной деятельности, 1 раз в неделю.

        Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

  • Беседы (с использованием презентаций);
  • Экскурсии;
  • Встречи с людьми;
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  • Викторины;
  • Коллективная проектная работа;
  • Индивидуальная проектная работа;
  • Круглые столы;
  • Квесты.

Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Электроугли – родина моя» у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у учащихся будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой города;
  • чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику города Электроугли;
  • описывать достопримечательности города Электроугли;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества города;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

     Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Электроугли – Родина моя»  во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения, использовать при работе над  историческим материалом атлас России, карту Курской  области, контурные карты.

          Критерии оценки эффективности программы:

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • участия в конференциях разного уровня;
  • участия в квестах;
  • создания собственного квеста.

Ресурсное обеспечение проекта:

Изучение программы «Электроугли – родина моя» проходит с использованием следующей литературы:

  1. Электроугли. Мой город – моя судьба. Н.Г.Новожилов, Ю.Б.Максутова – М.О.: Фонд «Развитие города Электроугли», 2011г.
  2. Весна победы нашей. .Г.Новожилов, Ю.Б.Максутова – М.О.: Фонд «Развитие города Электроугли», 2015г.

Pm3c2voTtz4.jpg       H7GEkICKLjU.jpg

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Дата

Содержание

1

Моя школа.

Изучение истории МБОУ СОШ 33 (презентация, книга).

2

Моя школа.

Беседа-интервью с выдающимися учителями школы.

3

Моя школа.

Экскурсия-квест по школе, в ходе которой учащиеся ищут задания, ключи и подсказки в различных местах школы и закрепляют пройденный ранее материал.

4

Город, в котором мы живем.

Изучение истории города Электроугли

(презентация, книга).

5.

Город, в котором мы живем.

Экскурсия в городской исторический  музей.

6.

Город, в котором мы живем.

Экскурсия в городскую библиотеку. Демонстрация книг об истории города. Посещение фото выставки «Электроугли: прошлое и настоящее».

7.

Завод «Электроугли»

Изучение истории завода Электроугли, изучение специфики его работы (презентация, книга).

8.

Завод «Электроугли»

Экскурсия на завод Электроугли.

9.

Березовая роща.

Изучение истории (презентация, книга).

10.

Каменский пруд.

Изучение истории (презентация, книга).

11.

Липовая аллея.

Изучение истории (презентация, книга).

12.

Березовая роща. Каменский пруд.

Липовая аллея.

Экскурсия по живописным местам города. Беседа о природе, красоте и экологии города.

Выполнение эскизов для оформления выставки рисунков.

13.

Березовая роща. Каменский пруд.

Липовая аллея.

Урок творчества. Рисование по эскизам. Оформление выставки рисунков «Живописные места города».

14.

Дом Культуры.

Изучение истории (презентация, книга).

15.

Дом Брунова.

Изучение истории (презентация, книга).

16

Храм Святой Троицы.

Изучение истории (презентация, книга).

17.

Храм Святой Троицы.

Экскурсия в Храм Святой Троицы.

18.

Архитектура города.

Рисование наиболее понравившихся зданий города (Дом Культуры, Дом Брунова, Храм Святой Троицы).

Оформление выставки рисунков «Архитектура города Электроугли».

19.

Производство в городе.

Экскурсия на предприятие «Мартин».

20.

Безопасность в городе.

Беседа о безопасном проживании в городе.

Викторина.

21.

Пожарная часть.

Экскурсия в пожарную часть города Электроугли.

22.

Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.

История города в период ВОВ (презентация, книга).

23.

Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.

Экскурсия в городскую художественную галерею. Зал, посвященный героям ВОВ.

24.

Бессмертный полк Электроуглей.

Приглашение ветерана.

Знакомство с ветеранами города (презентация, книга).

25.

Бессмертный полк Электроуглей.

Презентация самостоятельно приготовленных учащимися сообщений о ветеранах города.

26.

Бессмертный полк Электроуглей.

Презентация самостоятельно приготовленных учащимися сообщений о ветеранах города.

27.

Сквер Победы.

Изучение истории (презентация, книга).

28.

Сквер Победы.

Экскурсия в Сквер Победы. Возложение цветов.

29.

Проблемы города.

Круглый стол «Обсуждение проблем города».

30.

Нам здесь жить!

Круглый стол «Предложения по благоустройству города».

31.

Город, в котором мы живем.

Викторина.

32.

Квест «Электроугли – родина моя!»

Самостоятельная подготовка квеста по значимым историческим местам города для учащихся 3 класса.

33.

Квест «Электроугли – родина моя!»

Самостоятельная подготовка квеста по значимым историческим местам города для учащихся 3 класса.

34.

Квест «Электроугли – родина моя!»

Огранизация самостоятельно подготовленного квеста для учащихся 3х классов.

Маршрут Квеста

aE_vKPaAMKM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков....

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Рабочая программа по КРАЕВЕДЕНИЮ

Рабочая программ по КРАЕВЕДЕНИЮ...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...