Доклад «Предупреждение жестокого отношения к животным у младших школьников»
статья

Мальцева Алена Александровна

Чтобы воспитать человека,

начните с его отношения к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zhest_otnosh_k_zhivotnym.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

организация дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования» городского округа Самара

Городской методический семинар

 «Прикоснись к природе сердцем» 

Доклад

«Предупреждение жестокого отношения к животным

 у младших школьников»

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                                                                 Выполнила:  

                                                                            Мальцева Алена Александровна,       

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»

                                                                            пос. Придорожный

Самара, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Предупреждение  жестокого  отношения  к  животным  у  младших                школьников:

Причины негативного отношения к животным у младших школьников...  4

Методы и формы  воспитания гуманного отношения к животным………  6

Основы гуманного воспитания детей ………………………………………. 7

Заключение……………………………………………………………………..  9

Список использованных источников и литературы……………………...  11

Чтобы воспитать человека,

начните с его отношения к животным.

Введение

Проблема жестокого обращения с животными стара как мир и актуальна в наше время как никогда. Мы живем в такое время, когда растет жестокость, когда материальное вытесняет духовное, когда оказались дефицитом такие понятия как милосердие, гуманность, отзывчивость… Причина жестокого обращения с животными в упадке нравственности человека и общества.

С жестоким отношением к животным мы сталкиваемся на каждом шагу. Напрасно по несколько месяцев ждут хозяина, оставленные на дорогах собаки. Брошенные голодные животные смотрят в наши глаза с мольбой о помощи на улицах сел и городов.

Мы совершаем жестокость по отношению к братьям нашим меньшим, которая иногда оборачивается против нас. Участились случаи нападения одичавших собак на людей. Причины такого поведения животных кроятся в равнодушии, безответственности, агрессии, предательстве людей, толкнувших их на тяжелые крайности.

Братья меньшие играют важную роль в жизни человека. Они обеспечивают людей едой и сырьем, помогают в хозяйстве и лечении заболеваний, защищают от недоброжелателей и просто радуют глаз.

Благодаря животным произошла эволюция человека. Приручив животное, охотник стал хозяином. С этого времени он должен был заботиться о своем питомце, организовывая домашнее хозяйство. По сей день человеческая жизнь очень сильно зависит от животных.

 

        

          Причины негативного отношения к животным у младших школьников

Во-первых, сразу же стоит отметить, что в данном случае возраст ребенка имеет значение. Так, малыши до трехлетнего возраста не осознают, что собака или кот – это живые существа, способные точно так же как и люди испытывать боль. Для ребенка домашнее животное – это забавная игрушка, которая умеет двигаться и издавать звуки. По мнению психологов, заводить в доме питомца при наличии маленького ребенка не стоит. А вот если ребенок осознанно бьет животного, то в такой ситуации вмешательство родителей обязательно.

Каковы причины такого поведения? Почему ребенок мучает животных?

1. Пример родителей. Если для взрослых считается нормой ударить кота, стянувшего со стола котлету, или отшвырнуть ногой нашкодившего пса, то не стоит удивляться, если и ребенок поступает так же. Ранний возраст – это период, когда малыша легко научить контролировать свои эмоции, импульсы, ненависть и злобу, сопереживать и жалеть окружающим, и животным в том числе.

2. Микроклимат в семье. Отношения между членами семьи могут быть напряженными, агрессивными. Малыш это ощущает, хоть и не всегда осознает. Все свои переживания и обиду на окружающий мир, которым в течение первых лет являются мама и папа, он непроизвольно может изливать на домашних питомцев.

3. Телевизор и компьютер. Часто родители вынуждены разрешать малышу смотреть мультфильмы и разные передачи, чтобы освободить время для работы или домашних дел. Однако выбор мультфильма должен оставаться за родителями. Для малыша герои на экране – пример для подражания, а хороших, добрых мультиков, к сожалению, не так уж много.

4. Любознательность. Изучать окружающий мир с разных сторон – природная и вполне естественная потребность ребенка. Вполне возможно, что засовывая котенка в стиральную машину, ребенок всего лишь хочет искупать его. Маленький ребенок познает мир и не всегда действует с ним правильно. Малыш достал рыбку из аквариума, чтобы лучше ее рассмотреть, не рассчитал силы, нажал на нее, и она умерла у него в руке. Надо ли кричать, что ребенок задушил рыбку? Конечно, нет. Просто он не знал, как с ней обращаться. С такой же целью дети отрывают лапки и крылья насекомым, давят муравьев. Самое главное, чтобы родители вовремя направили детское исследование и объяснили последствия его действий.

5. Выход агрессии. Маленькому ребенку простительно, что он причиняет боль по незнанию и неосторожности. Но если животных обижают дети постарше – это уже проблема. Чаще всего подобные действия являются следствием детской агрессивностиАгрессивное поведение – беда многих современных детей. Такое поведение нуждается в целенаправленной комплексной коррекции. Если же детская агрессивность не корригируется, а подавляется путем наказаний, то внутри ребенка остается огромный ком отрицательной энергии, который требует выхода. Выпустить его на родителей, членов семьи, других детей нельзя – накажут. А безмолвные животные ничего не скажут. А, значит, «это не я», «я не знаю, что случилось». Агрессивные дети в период импульсивности не издеваются специально, они пинают, швыряют, обижают от злости, в порыве импульсивности, не рассчитывая силы.

6. Патология развития головного мозга. Ситуация крайне сложная и требующая вмешательства специалистов. Истинная жестокость начинается там, где дети получают удовольствие от страданий других. Жестокие действия с животными для того, чтобы сделать ему больно. Внутри появляется неизвестный всплеск каких-то гормонов, возникает чувство эйфории, которое сохраняется ненадолго. И тогда появляется желание испытать это снова. Согласитесь, что это похоже на наркотик, манию, за которой стоят явные расстройства. Трудно сказать, почему это происходит. Сваливать все на жестокое обращение в семье не приходится, так как многие люди, испытавшие сильные страдания от рук своих близких, никогда не обидят другого, так как понимают боль. И все-таки вина родителей в жестоком обращении с животными есть. Прежде всего, в том, что не научили своего ребенка сочувствовать и сопереживать, вырастили злого и черствого человека и не заметили первых патологических проявлений жестокости, которая переросла в манию.

Методы и формы работы по воспитанию

гуманного отношения к животным

  При ознакомлении детей с животным миром решаются три воспитательные задачи:

  1. Формирование представлений о животных.
  2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным.
  3. Воспитание нравственного поведения в природе.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь школы и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.

Формы и методы воспитания гуманного отношения к животным довольно таки разнообразны. Некоторые из них представлены в схеме:

                                      На занятиях             В повседневной жизни


           - ознакомление с животными;

- связь животного с человеком;

- значение животных;

- экскурсии;

- наблюдение;

- игры;

- чтение художественной  литературы;

- труд.


Основы гуманного воспитания детей:

1. Ознакомление детей с живыми объектами.

2. Развитие наблюдательности.

3. Постоянное общение с природой.

4. Развитие навыков ухода за животными.

5. Развитие у ребенка такого понятия, как защита животных.3

Особую роль в воспитании гуманного отношения к животным играют сами домашние животные, ведь почти от каждого ребенка в определенный момент можно услышать: "Мамочка, давай заведем щеночка! " В различных интерпретациях это кошечка, птичка, хомячок и т.д.

Все это неслучайно. Общепринятой является точка зрения, что животные способны положительно наполнять атмосферу в семье, снижать стрессы, а также способствовать излечению хозяев от недугов.

Нередко, играя с кошкой или собакой, ребенок может сделать ей больно – на что животное отреагирует негативно: взвизгнет, зарычит, или вообще отойдет в сторону.

Подобными простыми, на наш взгляд, действиями питомец сводит на «нет» проявления агрессии и способствует появлению осознанной регуляции поведения. Со временем у маленького хозяина питомца начинает формироваться столь важное чувство ответственности и заботы, которое он, будучи взрослым, распространит на других членов семьи и окружающих.

Но самое важное – это удивительное общение! Общение, в котором нет логического компонента, в нем есть только чувства и взаимный поток эмоциональной энергии.

Ученые доказали, что навыки ухода за животными появляются, если у ребенка дома есть животное, за которое он несет ответственность и ухаживает. Именно тесный контакт с животным миром вырабатывает правильное видение взаимодействия человека с животным. Воспитатель, учитель или родители, должен четко уяснить, что "мы ответственны за тех, кого приручили". Отсюда - чувство сопереживания, следовательно - гуманное отношение к животным.

Еще одним действенным методом гуманного воспитания ребенка является чтение художественной литературы о животных, но важно, чтобы прочтенные книги были правильно проанализированы и сопоставлены с необходимостью гуманного отношения к животным. Учителя или родители должны начать дискутировать на эту тему и рассказывать детям о том, как бы он поступил в ситуации, приведенной в рассказе. Таким образом, взрослые на собственном примере доказывают свою любовь к животным, подталкивая детей подражать им, для которых защита животных - важная задача в жизни.

Полезным для младших школьников является экскурсия. Преимущества экскурсий-занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, миропонимание.

Наряду с наблюдениями во время экскурсий для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.4

Представленный цикл методов воспитания поможет младшему школьнику развить в себе чувство гуманности к животным, сострадания и внимательного отношения ко всему живому.

Ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет разорять гнезда птиц и цинично обращаться с животными, для него защита животных станет важной составляющей в жизни.

Заключение

В младшем школьном возрасте возможно сформировать положительное отношение к животному миру. Оно способствует становлению адекватного экологического сознания. Показателями положительного отношения к животным, у детей младшего школьного возраста являются: стойкий интерес к познанию животного мира и взаимодействию с природными объектами, представление о многообразии и единстве живых существ, их самоценности, уникальности, необходимости заботиться об их благополучии; восприятие природных объектов в качестве субъектов поведения и общения, их антропоморфизм на основе эмпатии, идентификации (эмоциональный компонент); потребность в нравственно-мотивированной, экологически целесообразной деятельности (практический компонент).

Возможность формирования положительного отношения в этом возрасте обусловлена высокой степенью развития у ребенка следующих психологических характеристик: потребностей в познании окружающего мира и общении с природой, любознательности, эмоциональности, отзывчивости к людям и природным объектам, способности к осознанию нравственных норм поведения и к самооценке.

Исходной основой воспитания положительного отношения к животным является формирование субъектного восприятия и положительных чувств к живым существам. Развитие эмоциональной стороны отношения должно несколько опережать усвоение ребенком системы природоведческих знаний о животном мире.

Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования положительного отношения к животным у детей являются:

а) обогащение знаний, направленных на формирование положительного восприятия животных, непрагматической мотивации во взаимодействии с ними (стержнем выступают сведения об уникальности и самоценности животных, вокруг которых концентрируются остальные природоведческие знания);

б) создание ситуаций, стимулирующих формирование у школьников способностей осуществлять моральный выбор на основе гуманных чувств к животным, и понимания возможных последствий своих поступков;

 Доказана эффективность:

  • непосредственного взаимодействия ребенка с животными в ходе наблюдения под руководством педагога и самостоятельно;
  • игровых ситуаций на развитие умений понимать животных и сопереживать им;
  • упражнений, направленных на преодоление негативных чувств к животным и формирование навыков правильного взаимодействия с ними;
  • игр с экологическим содержанием.

И, конечно же, эффективность работы будет зависеть от регулярности непосредственного общения детей с «некрасивыми животными».

Список использованных источников и литературы

  1. УК РФ Статья 245 «Жестокое обращение с животными».
  2. Европейская конвенция по защите прав животных.
  3. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с. 38-46.
  4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать за природой. - М, 2002. - с. 56.
  5. Виноградова Н.Ф., «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение» 2008г.
  6. Егоренкова Л.И., «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва, «Аркти» 2009г.
  7. http://dipland.ru/Экология/
  8. http://www.referatcollection.ru
  9. http://bio.fizteh.ru/abiturs/zakony/ugolovnyi_kodeks/st245.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика предупреждения морфологических ошибок в речи младших школьников

В этой работе раскрыта тема "Методика предупреждения морфологических ошибок в речи младших школьников "...

Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоро...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников

Статья о формировании нравственных отношений в коллективе младших школьников....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дисклексии у младших школьников

Одним из основных направлений в работе учителя – логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В школу в ре...

Доклад «Предупреждение жестокого отношения к животным у младших школьников»

Выступление на Городском методическом семинаре «Прикоснись к природе сердцем»...