Программа по внеурочной деятельности "Будь успешным"
рабочая программа (1 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения. Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность Задачи: • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; • способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий; • формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                приказом директора

от 23.05.2019 №6                                                             от 28.05.2019 № 110-Д

Программа

по внеурочной деятельности

«Будь успешным»

(срок реализации 1 год)

                                                                                 

                                                

                                              Разработала:

                                              Ренина О.В.,

                                                                   учитель начальных классов                                        

                                                                                                                       

2019 год

Пояснительная записка

В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфера ребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с отсутствием  внимания взрослых на эту сторону психической жизни ребенка.

Необходимость введения занятий по программе «Будь успешным» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

         Программа разработана на основе методики игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой.

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.

В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения.

Содержание данной программы взаимосвязано с учебными предметами, фрагментарно занятия «Будь успешным» можно применять во внеклассной работе и как элементы разгрузки обучающихся на уроках.

Основу программы составляют адаптационно-пропедевтические занятия, основной формой которых является игра.

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

1. развлекательная

2. коммуникативная

3. диагностическая

4. коррекционная

5. пропедевтическая

6. игротерапевтическая.

Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • способствовать развитию познавательных, личностных,              коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Раздел № 1:

«Снятие состояния психического дискомфорта»

Задачи:

1.         Снять эмоциональное напряжение;

  •      Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу         «безопасности» в группе;

        3.          Перенести положительный опыт из группы в реальную                         обстановку;

4.        Обучить приемам ауторелаксации;

5.        Психомышечная тренировка.

Раздел 2

«Коррекция зависимости от окружающих»

Задачи:

  1. Привить ребенку новые формы поведения;
  2. Научить самостоятельно принимать верные решения;
  3. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и                 уверенным в себе человеком;
  4. Использовать выразительные движения в воспитании эмоций и         высших чувств;
  5. Приобретать навыки в саморасслаблении.

Раздел 3

«Гармонизация противоречивости личности»

Задачи:

  1. Снять эмоциональное напряжение;
  2. Корректировать поведение с помощью ролевых игр;
  3. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам;
  4. Формировать у детей моральные представления;
  5. Тренировать психомоторные функции;
  6. Коррекция памяти, мышления, внимания.

Раздел 4

«Снятие враждебности»

Задачи:

  1. Коррекция поведения с помощью ролевых игр;
  2. Формировать адекватные формы поведения;
  3. Эмоциональное осознание своего поведения;
  4. Нравственное воспитание;
  5. Работать над выразительностью движений;
  6. Регулировать поведение в коллективе;
  7. Обучить приемам ауторелаксации.

Раздел 5

«Коррекция тревожности»

Задачи:

1.       Снять эмоциональное напряжение;

        2.        Уменьшить тревожность;

3.        Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию у детей;

4.        Снять страх;

5.        Воспитать уверенность в себе.

Особенности реализации программы:

Программа «Будь успешным» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности вариативной части учебного плана общим объемом  33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Реализация программы предусматривает проведение тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.

Планируемые результаты

        В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Ученик  научится:

познавательные

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

у обучающихся будут сформированы:

личностные

  •  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни

ученик научится:

регулятивные

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

ученик научится:

коммуникативные

        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

В результате освоения программы:

Ученик  получит возможность научиться:

  •  иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

ученик получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  •  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

        сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней         нуждается.

Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.

 Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.

 Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»-  оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

Форма подведения итогов

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.

Тематический  план (33 часа в год)

Наименование блоков и тем курса

Всего часов

1

2

3

1.1

      1.2

1.3

1.4

1.5

Раздел  1. Снятие состояния психологического дискомфорта.

Предмет, цели и задачи курса.

Эмоции.

Выразительность движений.

Развитие памяти, внимания.

Развитие ощущений, памяти.

1

            1

2

3

3

Итого:

10

      2.1

2.2

Раздел  2. Коррекция зависимости от окружающих.

Тренинг желательного поведения.

Этюды.

            2

2

Итого:

4

   

       3.1

       3.2

 3.3

Раздел  3.Гармонизация противоречивости личности.

Тренинг желательного поведения.

Ауторелаксация.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Определение и коррекция развития внимания, памяти.

2

            2

2

Итого:

6

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Раздел  4. Снятие враждебности.

Эмоции.

Мимика. Пантомимика.

Развитие памяти, внимания.

Аналитическая беседа.

Драматизация.

2

1

1

2

2

Итого:

8

5.1

5.2

5.3

Раздел  5. Коррекция тревожности.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Ауторелаксация.

Коррекция нравственного развития.

Обобщение.

1

1

2

1

Итого:

5

Всего

33

Содержание программы

        «Будь успешным»

Раздел  1. Снятие состояния психологического дискомфорта

Предмет, цели и задачи курса «Будь успешным»

Знакомство. Эмоциональный фон. Диагностика. Взаимоотношения в семье.

Методика «Рисунок семьи». Эмоции. Упражнение в распознавании эмоций. Имитация. Пантомимика.  Выразительность движений. Беседа по сказке. Инсценировка. Сказки. Свободное рисование. Развитие памяти, внимания. Двигательная и эмоциональная разминка. Пантомимика.

Развитие ощущений, памяти.

Раздел  2. Коррекция зависимости от окружающих

Тренинг желательного поведения. Игры на развитие внимания, памяти. Хлопки со сменой ритма. Пантомимика. Эмоции вины, стыда. Тренинг желательного поведения.

Этюды. Пантомимика. Развитие памяти. Инсценировка  отдельных моментов. Эмоциональное развитие. Свободное рисование.

Эмоциональная разминка. Эмоции радости, удовольствия. Игры на расслабление и напряжение мышц.

Раздел  3. Гармонизация противоречивости личности  

Тренаж на узнавание эмоций, горя, испуга, удивления. Этюды. Игры подвижные.

Подвижные игры. Координация движений, внимания. Эмоции удивления, радости. Комплекс на ауторелаксацию.

Сочинение «общей истории». Инсценировка. Тренинг желательного поведения. Саморасслабление. Диагностика.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Игры на внимание. Этюды. Работа над образом. Инсценировка этюда. Слушание музыки.

Раздел 4. Снятие враждебности

Игры на внимание. Психогимнастика. Эмоции злости, насмешки, жалости и сочувствия. Песня.

Мимика. Пантомимика. Наблюдательность. Саморасслабление.

Подвижные игры. Психогимнастика. Эмоции злости, ненависти. Отражение внутреннего негативного эмоционального напряжения. Хоровод.

Упражнения на развитие памяти, внимания. Превращение.

Беседа об эмоциональных состояниях.

Практические упражнения. Рисование.

Практическое занятие «Мои внутренние враги и друзья»

Раздел 5. Коррекция тревожности

Этюды. Беседы. Саморасслабление.

Игры на внимание. Рисование на свободную тему. Эмоция страха. Комплекс «Музыкальная мозаика»

Снятие эмоционального напряжения. Пантомимика.  Тренинг желательного поведения.  Ауторелаксация.

Подвижные игры. Внимание. Эмоции страдания и печали. Инсценировка. Рисование. Беседа по рисункам. Ауторелаксация.

Методики «Три желания», «Цветик- семицветик». Диагностика.

Игры на свежем воздухе

Литература

  1. Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.- 143 с.
  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.
  3. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников  [Текст]: учебное издание / А.З. Зак.  – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
  4. Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.
  5. Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский,         А.А.   Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение,         2010. – 111с.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
  7. Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.
  8. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
  9. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001. – 208 с.
  10. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (литературное чтение) «Успешное чтение»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...

Программа по внеурочной деятельности «Учимся успешному чтению»

Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шаги к успешности" 1 класс

Рабочая программа "Шаги к успешности". Автор Алендеева О.М. " Развитее познавательных процессову детей." 1 класс....