Классный час "Масленица"
классный час (4 класс)

Колбасова Татьяна Владимировна

Классный час в русской избе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_klassnyy_chas.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа в 4 классе

на тему: «Масленица»

Цель: Представить ход исследования и результаты работы творческих групп в проектной деятельности «Традиционный, обрядовый праздник Масленица»

Задачи:

1. Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям;

2. Активизировать личное участие каждого обучающегося в работе над проектом;

3. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщать всех участников к традиции проведения народного праздника Масленица;

4. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Планируемый результат:

Предметные:

Научатся сравнивать жизнь взрослого и ребенка; определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи; усвоит, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию

УУД:

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Регулятивные: 

- умение определять и формулировать цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

Познавательные: 

- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию.

Коммуникативные: 

- умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1-й этап. Организационный момент.

Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в познавательную деятельность,

настроя на работу 

Сегодня у нас с вами необычный классный час, а почему вы сейчас узнаете. Все готовы? Мы начинаем.

Чтение стихотворения Надежды Лыковой

«Русские традиции»

Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

2-й этап. Информационно-деятельностный.

Актуализация опорных знаний и способов деятельности, необходимых для «открытия» нового знания.

- Ребята, кто же это?

-Кто ж такие скоморохи?

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами.

- Что бы вы хотели узнать об этом празднике, который так весело праздновали на Руси. Не зря говорили «Хоть рубаху заложи, а Масленицу проводи»

Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того, Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

При Петре Первом устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование прекратилось до воцарения Елизаветы Петровны.

Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то  с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. На Масленичной принято ходить друг к другу в гости.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

 С этим нас познакомят ребята из творческих групп.

Важно ходит по двору, будет всех он, по – утру.
В хвастовстве имеет навык, Красная шапчонка набок.
И с соперником обычно, В драку лезет он, привычно: Его пенье, режет слух –
То с утра, кричит …
(Петух)

И как обычно, устраивали игры.

Игра «Собери   пословицы»

«Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

«Без блина не Масленица»

«Блин не клин – брюхо не расколет»

«Не житьё, а Масленица!»

«Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

«На горах покататься, в блинах поваляться»

Ученики сидят за столами в телефонах, появляются два скомороха.

- Скоморохи!

Скоморохи призывают ребят поучаствовать в традиционном обрядовом празднике Масленица.

  1. Почему праздник называется Масленица?
  2. Почему именно блин символ Масленицы?
  3. Из чего делают блины и с чем их едят?

Все вместе

Как на масличной неделе из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи все румяны, горячи!

Масленица, угощай, Всем блиночков подавай! С пылу, с жару – разбирайте! И хвалить не забывайте!

Переворачиваются страницы календаря

Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, на горах катаемся блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те, у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

 Вторник – заигрыш

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

Гадание по блинам.

сколько дырочек получилось в блине, столько будет детей;

первый блин получился румяным и красивым – к крепкому здоровью, а если бледный – к болезням;

тонкий блин получился – год пройдет легко, толстый – к тяжелому году.

Среда – лакомка

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, напитки из воды, мёда и пряностей, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка Среда! Масляна сковорода! Повелось со старины, едем к тёще на блины!

(поют мальчики)

Четверг – разгуляй

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел.

Игра «Бой петухов»

Пятница – тёщины вечери

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Но не только повеселить, но и угостить.

Игра на музыкальных инструментах.

Суббота – золовкины посиделки

В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Игра «Собери пословицы»

Воскресенье – прощённое воскресенье

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.

Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья,

 Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!

П: умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания

3 этап. Итог. Рефлексия.

Формирование умения делать самооценку своего труда

Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, что вы так хорошо подготовились.

А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин.

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Перед вами блин, нарисуй ему свое настроение.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым разнообразным рецептам ваши мамы вместе с вами. А кто-то поделится своими вкусными рецептами.

С масленицей ласковой поздравляем вас! Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,

 К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

Дети рисуют блину настроение.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

Р: оценивание результатов своей деятельности

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...