Отчет по теме самообразования
материал

Санина Олеся Евгеньевна

отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samooblrazovaniya.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского МРРК ДС № 23 корпус №1

 

Отчет по самообразованию

«Развитие речи детей ОВЗ дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Выполнил: Санина О.Е.                                                                                                  воспитатель

 

 

2020


Актуальность:

Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи».

Поэтому любая тренировка пальцев рук – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса, направленного на развитие речи детей дошкольного возраста.

Существует множество средств совершенствования мелкой моторики дошкольников, но наш выбор пал на нетрадиционное рисование.

С давних пор именно этому виду продуктивной деятельности уделяется огромное внимание. Его применение в детском саду помогает малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок; позволяет расширить палитру тактильных ощущений, а значит, как следствие, способствует развитию речи.

В неразрывной связи с рисованием идет и пальчиковая гимнастика, позволяющая, с одной стороны, снять с пальчиком напряжение от продуктивной деятельности, а с другой, дополнительно активизировать те мозговые центры, которые отвечают за развитие речи малышей.

Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

С целью создания условий для развития творческих способностей детей раннего возраста был разработан объемный модуль по самообразованию.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

- изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;

- проанализировать опыт коллег по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования (ладошками, пальчиками, методом тычка);

- осуществить подбор занятий по нетрадиционному рисованию;

- оценить целесообразность и успешность применения нетрадиционных техник рисования и пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития речи детей посредством применения нетрадиционных техник рисования и пальчиковой гимнастики;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу положительного влияния нетрадиционных техник и пальчиковых игр на развитие речи детей ОВЗ дошкольного возраста.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Собрана объемная картотека пальчиковых игр и упражнений по разным лексическим темам.

Осуществлен подбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными возможностями детей.

Составлен перспективный план работы на учебный год.

В течение учебного года в педагогический процесс активно внедрялись пальчиковые игры по лексическими темами в соответствии с годовым планом. Дети освоили следующие техники нетрадиционного рисования:

- рисование ладошками;

- рисование пальчиками;

- пуантилизм (рисование ватными палочками);

- рисование штампами (оттиск пробкой, оттиск мятой бумагой, поролоном);

- рисование методом тычка;

- рисование с использованием манной крупы.

В течение всего срока работы над темой продуктивно велась работа с родителями:

  • проведено анкетирование «Развитие речи моего малыша»;
  • подготовлены консультации «Нетрадиционное рисование как увлекательный способ развития речи», «Пальчиками играем – речь развиваем!», «Пальчиковые игры»;
  • организована совместная деятельность «Новогодняя открытка в нетрадиционной рисовании»;
  • проведен творческий конкурс «Пальчиковая гимнастика собственного сочинения»;
  • организована выставка рисунков «Фантазии моего малыша» (рисование в нетрадиционных техниках)
  • проведен мастер – класс «Разговорчивые пальчики».

Опыт работы по теме был передан коллегам в форме:

  • семинара – практикума «Значение пальчиковых игр  в дошкольном возрасте»;
  • брошюр для педагогов по использованию нетрадиционных техник в разных возрастных группах.

Результат:

По итогам работы над темой были выявлены следующие результаты:

  • дети стали активнее включать в самостоятельную деятельность элементы упражнений и игр с речевым сопровождением;
  • дети стали активнее проявлять интерес к рисованию;
  • произошло обогащение словарного запаса детей;
  • дети стали активнее включаются в деятельность по речетворчеству;
  • благодаря информационно – просветительской работе  среди родителей, удалось повысить  их компетентность в области развития речи детей.

Вывод и перспективы на будущее:

Подводя итоги, следует отметить, что речь не возникает сама по себе, ее развитие необходимо стимулировать. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. То, насколько совершенной будет речь у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, какие условия они создадут для этого, какими впечатлениями обогатят. Нетрадиционные техники рисования в союзе с пальчиковыми играми продемонстрировали отличный результат по совершенствованию  детской речи. Данный опыт мы планируем применять и далее, расширяя условия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

                                Список литературы:

  1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г.
  2. Бардышева Т. Ю. «Расскажи стихи руками». Москва, 2014.
  3. Давыдова Т.Н. «Рисуем  ладошками»: Стрекоза, 2012 г.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду»- М., 2007г.
  5. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.
  6. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  7. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, "Корона", 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования

«Формирование орфографического навыка через развитие познавательного интереса к предмету»...

Презентация "Отчет по теме самообразования"

В данной презентации содержится информация по теме самообразования "Развивающие игры на уроках математики"...

Отчет по теме самообразования

«Дидактическая игра как один из компонентов личностно-ориентированного  урока в начальных классах»....

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...