Художественно -эстетическое воспитание:понятие и сущность
статья (3 класс)

Фёдорова Ульяна Юрьевна

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Эстетическое (эмоциональное) восстание— базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_13.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание: понятие и сущность

 В современном обществе воспитание выполняет три основных функции:

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной и социальной культурной жизни. Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом. Воспитание в педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Эстетическое (эмоциональное) восстание— базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Проблема художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляя свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Важнейшим фактором целенаправленного художественно-эстетического воздействия на личность является искусство. Поэтому одним из направлений эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание. Существенным компонентом художественно-эстетического воспитания является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящимся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение, анализировать содержание произведений искусства. Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. Другими  словами можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству; в этом, на наш взгляд, состоит его задача. Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны и зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Художественно-эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания. Большую роль играет искусство и художественно-эстетическое воспитание в формировании нравственности. Музыка способна оказывать известное влияние на эстетическую сторону души, и раз музыка обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания подрастающего поколения. Искусство, и в особенности литература, являются могучим средством духовного возвышения человека. Чтением человек переживает века. Книга оказывает влияние на глубинные сферы человеческой психики. Существенной стороной художественно-эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Не менее важной стороной содержания художественно-эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у учащихся художественно-эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания художественно-эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни. Сущность художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации является становления ребенка как личности. Процесс творческого развития младших школьников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе знаний, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, - активизируя их интереса. Без интереса невозможно выполнить задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т.п. Интерес и способность удивляться – движущие силы творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности. Если все занятия строится на играх, забавах, связанных с изобразительной деятельностью, то происходит подмена мотивов у детей. Для них становится интересной игра, а не обучение. Если же выбранная педагогом форма будет насыщена различной информацией, но подача материала окажется монотонной и скучной, дети быстро устанут. Большая часть полезной информации останется не активизированной и не востребованной младшими школьниками. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в занятиях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и расширением знаний, возможностей детей в области изобразительного искусства. 2. Создание атмосферы творчества. В организации процесса изобразительного творчества детей важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлечённости обучающихся. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, ее результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей. Методы и примеры необходимо варьировать в зависимости от вида творчества, формы организации процесса, индивидуальных и возрастных особенностей учеников. Чем разнообразней методы, тем больше вариантов подачи материала. Бережное отношение к процессу и результату творчества. К любому достижению в области изобразительного искусства ребенок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательному эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост младшего школьника в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Ребенок как формирующаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому для него важна оценка родителей и педагогов. Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достичь высоких результатов. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохраняются и отражаются традиции самого искусства, передаваемые из поколения в поколение. В том случае, когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно выразительного образа у младших школьников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к упражнениям. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Для более результативной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста необходимы определенные условия такие как: поощрение творчества и свободного самовыражения детей, бережное отношение к процессу и результату творчества, создание атмосферы творчества. Так же, важна единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей, в том числе одно из условий является организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях образовательной организации и дома. Стоит отметить, что необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, условий для их мотивации. Без соблюдения данных условий, очень сложно достичь высоких результатов в художественно-эстетическом воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Художественная студия. Программа факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию для 1-4 кл.

Рисовать могут не только одарённые дети , но и все, кто этого захочет. Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка. Дети узнают о цветах и их сво...

Методическая рекомендация: «Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира»

Представляю вашему  вниманию  проект организации деятельности  кружка «Художественная  лепка, как способ познания окружающего мира». Основная линия программы, декоративно-прикладно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...