Статья. Ребенок способный или одаренный
статья (1 класс)

Надежда Владимировна Порфирова

Статья на тему: Ребенок способный или одаренный: тест

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_sposobnyy_ili_odarennyy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

   Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»

Уважаемые родители, подойдите к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. Отвечайте на вопросы словами «да» и «нет».

Ваш ребенок:

Скорее способный, чем одаренный.

Творческий, инициативный, деятельный.

Живо откликается на все новое.

Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ищущий ответы на непонятные вопросы.

Отвлекающийся и не всегда доводящий дело до конца.

Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.

Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получится.

Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.

Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.

Ваш ребенок:

Скорее одаренный, чем просто способный.

Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.

Он очень любезен, его интересы неограниченны.

Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи, ставить людей в тупик своими суждениями и определениями.

Часто не соглашается с мнением взрослых.

Любит решать каверзные вопросы и задачи.

Всегда доводит начатое дело до конца.

Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

Настойчив в достижении поставленной цели.

Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий интерес.

Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.

Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим людям.

Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одарен. Переходите к ответам на следующие вопросы.

Ваш ребенок:

Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.

Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.

Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.

Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.

Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает свои выводы.

В трудной ситуации отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.

В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.

Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.

Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.

Критичен по отношению к себя и другим.

Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, и в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.

Признаки высоких умственных и творческих способностей:

ранняя мотивированность в выборе цели;

проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачу;

легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания;

способность к творческому воображению;

способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи межу различными предметами и явлениями;

способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей;

склонность к одиночеству и работе вне коллектива;

потребность в мечтании и фантазировании;

способность заражать своими идеями других людей

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способности и одаренность детей старшего дошкольного возраста.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете...

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Существует специальная область дифференц...

способности и одаренности детей младшего школьного возраста

способности и одаренности детей младшего школьного возраста...

Развитие музыкально-творческих способностей и одаренности детей в процессе игровой театрализации на уроках музыки.

Статья рассказывает о развитии творческого мышления, воображения и музыкально-творческих способностей на уроках музыки начальной школы....