Классный час "Дружба"
классный час (2 класс)

Классный час на тему "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_druzhba.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Дружба»

Цель: воспитание дружелюбности, развитие умения дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:

  • сформулировать понятие "дружба";
  • определить, какими качествами должен обладать настоящий друг;
  • выработать правила дружбы;
  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
  • воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

  1. Много рук, а нога одна.  (Дерево)
  2. От солнца с дождём мы дождались подарка: играет в лучах многоцветная арка. (Радуга)
  3. На лице цветёт, от радости растёт. (Улыбка)
  4. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Летом и весной жужжу. (Жук)
  5. Два братца не могут расстаться, Ночью к порогу, утром в дорогу. (Ботинки)
  6. Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор… (Айболит)

Какое слово получилось из выделенных букв? (Ответы детей: дружба.)

Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно ИГРАТЬ в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.

-Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.

-Наш классный час так и называется «Дружба»

-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций.) (Ответы детей)

-А как, по вашему, что такое дружба?

(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание) .

-Молодцы.

- А теперь, послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» В. Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов?

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?

-А кого можно назвать другом?

(Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)

А вот как сказал об этом В. Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен: в дружбе и в беде;

Грусть твоя тебя тревожит.

Ты не спишь - он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

- Поднимите руку, у кого уже есть друг.

-А кто еще не имеет друга?

-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.

-А для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут.)

- Как возникло слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».

Дети рассказывают стихи:

Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык и корчить рожи.

Прошли века. Умнее стал наш предок.

И он придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

 ***

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал:

«Дурак!». Показывал язык или кулак и корчил рожи.

***

Как же нам его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растёт на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может он в цветочной клумбе

Пьёт из розочки росу?

Может он со мною рядом-

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!

- Итак, как вы считаете, где же можно найти друга?

Каким должен быть друг?

- Друг  нужен каждому. Замечательно, если он настоящий. А что значит – настоящий друг?

-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.

(На доске прикреплены качества и черты характера людей.)

- честность +

-обман –

- доброта +

- верность +

- грубость –

- взаимовыручка +

- предательство –

- преданность +

- надёжность +

- справедливость +

- драчливость –

- ответственность +

- сострадание +

-жадность

-злость

-доброжелательность

-Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, а я убираю его с доски. (или дети выходят и убирают сами карточки, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)

- Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др.?

-А какими качествами обладаете вы?

- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.

-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными,)

-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.

-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?

- Скажите, благодаря чему они выдернули репку?

-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.

- Интересно, знаете ли вы произведения  о дружбе.

1 группа.

 Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «исполнения желаний». Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).

2 группа.

 Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)

3 группа.

 Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок)

1 группа.

Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?  (Герда). Вызывает ли у вас уважение поступок девочки?

2 группа.

 «Он бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга» Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)

3 группа.

 Назови друзей Вини – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)

1 группа.

Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили передружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили подружились).

2 группа.

 У девочки с голубыми волосами, Мальвины,  было много друзей , но один был всегда рядом. Кто он? (пудель Артемон).

3 группа.

 Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими человечками?  (Белоснежка).

-О дружбе размышляли во все времена.

-Говорят, что друг познаётся в беде. Вот, например, Серой шейке, которая поломала крылышко и не могла улететь со своей стаей, помогали её друзья: зайчики, белочки. Они кормили её, прятали от хищников, ухаживали, а глухарь научил летать. Или, например, Кай и Герда, Ласточка и Дюймовочка, д' Артаньян и три мушкетёра.

-А кто-нибудь из вас может привести примеры настоящей дружбы?

-Молодцы!

Работа по рассказу «Друзья».

Послушайте внимательно и скажите, кто из мальчиков оказался настоящим другом?

                                             

Друзья.

     Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе.

 Дружба их началась очень давно, почти с пелёнок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями.

Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь  от смеха, прокричал бедолаге:

         -Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!

Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.

- Вань, ты чего?- испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слёзы, тихо застонал.

-Больно?- участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.

-Не очень!- мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы.- Только нога болит…

-Давай я тебе помогу!- Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего.- Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу.

-Спасибо!- прошептал Ваня, морщась от боли.

-Да не за что!- отмахнулся Сеня.

-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Серёжа.

Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повёз друга домой.

- Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?

 Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение.

1группа.

«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.

 

2группа.

«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.

 

3группа

«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.

 4группа

«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.

-Молодцы!  Пословицы у вас получились, вы правильно объяснили их значение. Итак, ребята, теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог. Так что такое дружба?

Дружба – это тяготение людей друг к другу, когда они хотят быть вместе, когда каждый из них интересен другому, когда они доверяют, помогают друг другу.

Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

 законы дружбы:

 (Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют к дереву.)

• Доверять другу;

• Делиться новостями, успехами или неудачами;

• Уметь хранить чужие тайны;

• Радоваться с другом его успехам;

• Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

• Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;

• Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие) ;

• Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

• Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

• Всегда выполнять свои обещания.

- Какие из этих правил вы уже выполняете?

-А каким бы вы хотели научиться?

- Существует много правил дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно) .

-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)

-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир, лучше доброй ссоры»

-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей)

- Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».

-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». (Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)

-Очень часто помогает выйти из трудной ситуации и хорошая шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное.

Часто говорят, что дружба начинается с улыбки. Так в чём же секрет улыбки?

Секреты улыбки.

1). Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.

2). Учёные подсчитали, что 80 % успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.

3).Улыбка- сама есть способ общения.

4). Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.

5). С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.

6). Говорят, что 5 минут смеха продлевают жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.

- Разрешите мне дать вам один совет:

Станьте себе лучшими друзьями, улыбайтесь чаще!

-А как лучше всего мириться со взрослыми? Выберите вариант ответа:

1) Признать свою ошибку и извиниться.

2) Продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры

- Умению дружить надо учиться с детства. Кто из вас умеет дружить , поднимите руку? Назовите своих друзей. Что вам нравится в ваших друзьях?

Подведение итогов.

-Сегодня мы с вами поговорили о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг.

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

- Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. В завершении нашей встречи прошу вас дополнить предложение «Сегодня на занятии я понял… ».

А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах, повесьте её в классный уголок и повторяйте .

Пусть она напоминают вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то поступит с другом неправильно, загляните сюда и посмотрите, как нужно поступать. А ещё я бы посоветовала вам прочитать замечательные книги о дружбе. (Например, «3 товарища» В. Осеевой, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Подружки идут в школу» Л. Воронковой)

-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...