Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ
консультация

Категория детей с ОВЗ / Основные особенности развития Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

 Как правило, это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Занятия с учителем–дефектологом рекомендуются этим детям только в случае сочетания первичного дефекта с задержкой психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristiki_osobennostey_razvitiya_detey_s_ovz.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ

Категория детей с ОВЗ / Основные особенности развития Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

 Как правило, это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Занятия с учителем–дефектологом рекомендуются этим детям только в случае сочетания первичного дефекта с задержкой психического развития. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) Основной характеристикой является задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, сопровождающиеся нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация, часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Память часто бывает нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательнокинестетического). Расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости. Дети с задержкой темпа психического развития (ЗПР) У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств; незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентации. Для них характерны импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения. Преобладают более простые мыслительные операции (анализ и синтез), снижен уровень логичности и отвлеченности мышления; снижен объем кратковременной и долговременной памяти, значительно снижена способность к непроизвольному запоминанию. Словарный запас ограничен, особенно активный, характерны дефекты произношения, замедление темпа овладения грамматическим строем речи. Дети с интеллектуальными нарушениями (УО) Развитие и коррекция познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Рабочая программа учителя-дефектолога ©ГБПОУ КМБ №4 Страница 10 При легкой степени интеллектуального нарушения у многих детей отмечается выразительная мимика и потребность к взаимодействию с окружающими. У этих детей отмечается ограниченное понимание обращенной речи, стойкое нарушение звукопроизношения, в ситуации взаимодействия дети используют аграмматичные фразы, иногда дополняя их жестами. В новой ситуации проявляются специфические отклонения в личностном развитии, как недостаточное осознание собственного «Я» и своего места в конкретной социальной ситуации. Дети проявляют интерес к сверстникам, положительно взаимодействуют с ними в разных ситуациях, значительно лучше проявляют свою готовность к взаимодействию в группах с небольшим количеством детей. В быту проявляют самостоятельность и независимость: обслуживают себя, умываются, одеваются, убирают игрушки и др. Дети ощущают свои промахи и неудачи и не остаются к ним равнодушными. Наблюдаются трудности в регуляции поведения. Они, зачастую, отказываются действовать и не стремятся довести начатое дело до конца. Наряду с этим речь взрослого может организовать деятельность дошкольника с лёгкими интеллектуальными нарушениями, направить ее, регулировать процесс его деятельности и поведение. Детям со средней и глубокой степенью интеллектуальной недостаточностью свойственно грубое нарушение активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели, внимание трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Логическая и механическая память этих детей, как правило, не развита. Вместе с тем имеются случаи гипертрофированной механической памяти на событие, числа, места и т.д. Для мышления детей со средними и глубокими нарушениями интеллекта характерна беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установлений, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений. В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) Дети с РАС могут быть очень разными по своему интеллектуальному уровню. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. Определяющими для детей с РАС являются аффективные нарушения, влекущие за собой нарушения поведения и социального взаимодействия. Системные нарушения коммуникации отражаются на всех уровнях и во всех аспектах развития ребенка, нарушены все составляющие общения: потребность в общении, мотив общения и средства общения. У детей с РАС чаще всего снижены когнитивные возможности, и, прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. У части детей с РАС речь может практически не развиваться, они остаются мутичными. У некоторых детей отмечается эхолалия. У других детей речь продолжает развиваться, хотя у многих может надолго оставаться эхолаличной, свернутой (телеграфный стиль), с трудностями освоения первого лица. У некоторых детей с РАС формальные показатели речевого развития могут идти ускоренно, но это не отменяет проблем коммуникации. Речь этих детей тоже стереотипна (фонографична), она во многом строится на основе развернутых цитат из высказываний родителей, знакомых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)

Нарушение речи у школьников. Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)...

Особенности развития детей с ДЦП

Подобран материл об особенностях развития детей с ДЦП, даны методические рекомендации....

Основные особенности развития детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VII и VIII вида

Основны особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсалостью....

Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью

Статья посвещена особенностям развития  детей с умеренной умственной отсталостью от рождения до средней школы....

"Особенности развития детей с задержкой психического развития"

Особенности развития детей с задержкой психического развития...