ПРОГРАММА по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Мой край. Мой город. Моя Родина»
рабочая программа

Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города Ейска Краснодарского края.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_po_patrioticheskomu_vos-yu_g._eysk.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Мой край. Мой город. Моя Родина»

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а

человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

Срок реализации Программы: 3 года

Программа рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8-16 лет с 1-9 класс

Аннотация

Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города Ейска Краснодарского края.

Актуальность программы

Многомерные трансформации в обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально- духовные и нравственные ценности в подростковой среде. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно- нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Патриотическое воспитание – это сложная система социально- педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к

созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свой край, свой город, свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Героические события отечественной истории, истории Краснодарского края и города Ейска, выдающиеся достижения наших соотечественников и земляков в области политики, экономики, науки, культуры, религии, спорта и других областях еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся школы-интерната.

Патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач образовательной организации, а особенно в коррекционной школе, так как дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) –это сложный своеобразный контингент.

Обучающиеся, которые испытывают трудности в обучение, как правило плохо ориентированы во многих вопросах. Обращает внимание на себя бедность их жизненного опыта, недостаточная осведомленность, в вопросах касающихся своей семьи, собственной личности. Обучающиеся не могут рассказать о составе семьи, месте работе родителей и характере их деятельности – это объясняется дефицитом общения детей с ограниченными возможностями со взрослыми, так как родители зачастую имеют низкий интеллектуальный уровень. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков. Для таких детей характерны и значительные нарушения, в развитие воли. В процессе воспитания школьников с ОВЗ должны сочетаться настойчивая работа по формированию у них личностных качеств, а также с коррекционной работой направленной на исправление недостатков и характеризующих их качеств и поведения. Недостаток речи и мышления, нарушения эмоционально – волевой сферы, сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводят к тому, что урок занимает своеобразную личностную позицию в различных формах деятельности и общения. (В.В.Воронкова)

Система патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья охватывает деятельность всей образовательной организации на всех уровнях, начиная со школьного коллектива и заканчивая взаимодействием с органами государственной власти, а также комплекса мероприятий по формированию патриотического сознания граждан в городе Ейске.

Реализация школьной программы «Мой край. Мой город. Моя Родина.» создаст условия для формирования целостной образовательной среды и целостного пространства патриотического и гражданского развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель Программы

Совершенствование и развитие оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высокой социальной активности гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям народов РФ.

Задачи Программы:

  1. Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям, через приобщение к музейному искусству, изучение исторического прошлого, символики своего Отечества.
  2. Воспитывать обучающихся с ОВЗ в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского долга;
  3. Развивать у обучающихся с ОВЗ чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, Иркутской области, города Черемхово, другой символики и исторических святынь Отечества;
  4. Реализовать программу мероприятий патриотического и гражданского направления с последующей оценкой качества результативности;
  5. Создать условия для усиления патриотической и гражданской направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни в образовательной организации;
  6. Обобщать и распространять передовой педагогический опыт работы педагогов по патриотическому и гражданскому воспитанию;
  7. Обновить содержание патриотического воспитания, расширить спектр активных форм и методов работы по данному направлению;
  8. Разработать механизмы, обеспечивающие координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
  9. Усилить роль семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Сроки и этапы реализации Программы

  1. этап организационный:

Анализ патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ОВЗ в коррекционной организации.

Разработка        нормативно-правовых        документов        в        рамках        реализации Программы «Мой край. Мой город. Моя Родина»

Подбор и изучение методической литературы по патриотическому и гражданскому воспитанию в коррекционной школе-интернате.

Разработка критериев оценки результата Программы.

  1. этап основной:

Отработка содержания деятельности и структуры программы патриотического и гражданского воспитания.

Разработка системы мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ОВЗ реализуемых в урочное, внеурочное и внешкольное время.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию обучающихся в коррекционной школе.

Внедрение цикла мероприятий в образовательный процесс коррекционной организации.

Повышение квалификации и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому и гражданскому воспитанию.

  1. этап аналитический:

Подведение итогов работы по Программе патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ОВЗ «Мой край, Мой город. Моя Родина».

Информационно-аналитическая деятельность: введение инноваций в коррекционной образовательной организации Программы патриотического и гражданского воспитания.

Мониторинг эффективности Программы.

Модель реализации Программы по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Мой край. Мой город. Моя Родина.»

Социальное взаимодействие в рамках реализации программы «Мой край. Мой город. Моя Родина.»

На договорных основах образовательная организация сотрудничает с различными системами социума, что представляет собой: комплекс действий школы ориентированных на всемерное информирование заинтересованной общественности о школе и перспективах ее развития, создание положительного образа (имиджа, репутации) школы в местном сообществе, установление продуктивных и выгодных для школы взаимоотношений школы и социума в рамках реализации Программы по патриотического воспитания «Мой край. Мой город. Моя Родина», обеспечение школе достойной и облегчающей выполнение ею социальных функций позиции в социальном пространстве.

Мероприятия по реализации

Программы

«Мой край. Мой город. Моя Родина»

Наименование мероприятий

Участники

1.

Участие в городских, областных мероприятиях, проводимых в рамках Программы

1–        9

классы

2.

Участие в конкурсах, фестивалях, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

1-9 классы

3

Разработка программы патриотического воспитания учащихся

Творческая группа

4

Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программ

дополнительного образования, методические письма и др.)

педагоги

5

Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы

педагоги

6

Создание фото, видео архива по проведению мероприятий

педагоги

7

Обновление мобильных стендов «Государственная

символика», «Мои права и обязанности», «Путешествие по России»

педагоги

8

Организация и проведение выставок детского рисунка, плаката, листовок, буклетов по патриотическому,

гражданскому воспитанию

педагоги

9

Проведение общешкольных методических заседаний

педагоги

10

Взаимодействие        с        социальными        структурами        города

Черемхово

педагоги

11

Организация традиционных встреч:

  • с ветеранами ВОВ 1941-1945 г.;
  • с тружениками тыла;
  • с моряками-подводниками;
  • с вдовами погибших на войне;
  • с поэтами г. Ейска;

1-9 классы

12

Экскурсии по памятным местам города Ейска

1-9 класс

13

Уход за памятниками Памяти, Славы,        воинам        войны, возложение цветов

8-9 классы

14

Проведение        мероприятий        по        изучению        государственной символики России, своего города, области

2 -

9 классы

15

Пополнение банка педагогической информации материалами по        организации и        осуществлению        патриотического

педагоги

воспитания школьников.

16

Проведение акций «В гостях у Ветерана педагогического труда»

17

Проведение общешкольных мероприятий, посвященных Дню защиты детей, Дню матери, Дню защитника Отечества, празднованию 1 мая, 9 мая, Дню Памяти и скорби

1 – 9

классы

18

Изучение государственной системы РФ, значение её

Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

1-9

классы

19

Проведение единых уроков, воспитательных занятий, классных часов:

«Подвигу народа жить в веках»,

«Быть гражданином»,                          

 «Государственная символика РФ»,

«Ейск – мой любимый город»,

 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»,

 «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»,

 «История города Ейска в названиях улиц»,

«Награды России»,

«Защитники Родины»,

 «Семейная хроника»,

«Помнящий добро – не сотворит зла»,

«Истории той войны»,

 «Человек счастлив, пока у него есть Родина» и др.

1-9

классы

20

Проведение общешкольных мероприятий разных форм: литературный вечер, час общения, заочное путешествие, устный журнал, КТД, игра-путешествие, деловая игра,

спортивные игры, военно-патриотические игры, праздник и другие.

1-9

классы

21

Показ видеофильмов, роликов в рамках реализации программы «Мой край. Мой город. Моя родина.»

1-9

классы

22

Организация и проведение тренингов и деловых игр,

формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость

1-9

классы

23

Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы)

1-9

классы

24

Организация книжных выставок «Военная история России»

1-9

классы

25

Систематическое проведение учений и тренировок по ГО и ЧС

1-9

классы

26

Осуществление мониторинга результативности реализации Программы по патриотическому и гражданскому воспитанию

1-9

классы

Мониторинг эффективности Программы:

  • анкетирование обучающихся;
  • определение уровня воспитанности;
  • диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
  • описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
  • анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;

В решении задач, поставленных Программой патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ОВЗ, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию и результатов воздействия воспитательного процесса на личность школьника трудно оценить эффективность работы образовательной организации в данном направлении.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

  1. Индивидуальный, персональный – осуществляет учитель, классный руководитель (это ежедневное наблюдение, динамика развития каждого обучающегося и классного коллектива по патриотическому, гражданскому воспитанию).
  2. Внутришкольный – осуществляет зам. директора по воспитательной работе (отслеживает динамику развития класса и школы, объединения дополнительного образования по учебным четвертям, по данному направлению)

Определение результатов работы по патриотическому, гражданскому воспитанию в коррекционной школе-интернате (профессор Российской академии государственной службы доктор философских наук В. И. Лутовинов). Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты:

  1. Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов;
  2. Сбор        информации        о        состоянии        патриотического        воспитания        и        его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;
  3. Обработку данных: группировка результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера;
  4. Анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания;
  5. Анализ и оценка действенности воспитательной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);
  6. Определение        выводов        о        состоянии        и        его        результатах,        формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;
  7. Графическое        представление        основных        результатов        анализа        (диаграммы таблицы, схемы);
  8. Информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах.

Дифференциация критериев и показателей по различным уровням может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим образом:

5 — если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений;

4 — если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями;

3 — если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями;

2 — если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются        вовсе.

Для определения результатов патриотического воспитания используются следующие        основные                        методы:        наблюдение,        анализ        конкретной        ситуации, анализ        результатов                деятельности,                анкетирование,                тестирование,                метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация,        систематизация,        шкалирование,        моделирование        и        др. Критерием        оценки        эффективности                является        понятие        патриотически-

устойчивая личность. Основными показателями патриотически-устойчивой личности являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении, готовность к сознательной актуализации в общении, требований морали, характер потребностно-мотивационной структуры побуждающей к реализации личностно ценных и общественно значимых целей, активность и сознательность.

 Уровни развития и проявления патриотизма личности

Уровни

Характеристика

Высокий

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

Средний

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг»,

«мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.

Низкий

Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально- вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

Нулевой

Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.

Анкета для обучающихся с ОВЗ

Что является для Вас наиболее значимыми в жизни?

1

Любовь к родителям

         чел.        %

2

Развитие и самосовершенствование себя как личности

         чел.        %

3

Материальное благополучие

         чел.        %

4

Отношение к любимой девушке

         чел.        %

5

Дружба

         чел.        %

6

Возрождение России как сильной державы

         чел.        %

7

Любимые увлечения

         чел.        %

В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?

1

В успешной учебе

         чел.        %

2

В активном выполнении трудовых заданий

         чел.        %

3

В выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил

         чел.        %

4

В активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне ее

         чел.        %

5

В воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.

         чел.        %

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация Программы призвана способствовать:

-развитию целостной системы патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города и района;

-воспитанию у детей младшего школьного возраста и подростков любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;

-формированию ответственного понимания обучающихся с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

-созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

Показатели и индикаторы реализации Программы

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

-создание и внедрение новых форм, мероприятий по патриотическому гражданскому воспитанию и социализации обучающихся в коррекционной образовательной организации;

-внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий воспитания обучающихся с ОВЗ;

-рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения коррекции и развития детей образовательной организации;

-повсеместная доступность для детей с ОВЗ различных видов социально- психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;

-внедрение и поддержка механизмов и моделей социального взаимодействия, партнерства обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ;

-развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально - востребованные сферы деятельности;

-обеспечение роста социальной зрелости обучающихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии способностей, в сознательном профессиональном самоопределении обучающихся с ОВЗ, во благо современного доступного рынка труда и российского общества;

-В образе выпускника:

-в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

-Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся с ОВЗ, как основа личности гражданина России.

Литература

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис- пресс, 2002 г.
  2. А.Р. Маллер. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. М: АРКТИ, 2006 .
  3. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство- пресс», 2010г.
  4. Л.И. Акатов. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
  5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов под ред. В.В.Воронковой 7.Организация        и        планирование        воспитательной        работы        в        специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
  1. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: Изд-во АПН РСФРС, 1959г.
  3. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. Щербаковой А.М.. – М.: ВЛАДОС, 2003
  4. Журналы        «Коррекционная        педагогика»,        «Завуч»,        «Дефектология»,

«Воспитание школьников». 12.Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношески...

Экологическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

От правильного построения взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...