ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
статья

Крамарова Эвелина Сергеевна

Формирование первоначальных представлений о себе у младших школьников с нарушениями интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kramarova_e._s.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Крамарова Э.С.,  учитель-дефектолог

ГКОУ школы № 22, г. Армавир

   В коррекционной педагогике одно из центральных мест занимает проблема совершенствования процесса обучения и воспитания детей с нарушениями  интеллекта.

Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства,  а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями. (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, И.О. Кукушкина, Т.К. Королевская ,1995).

   В обучении детей с особыми образовательными потребностями центральной задачей является создание условий для всестороннего  его развития: его эмоционального, социального и познавательного потенциала, формирование позитивных личностных качеств (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, 1999).

Как известно, в ходе социализации у ребенка с нарушением интеллекта младшего школьного возраста закладываются основы  личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в реалиях предметного мира, явлениях собственной и общественной  жизни, а также в самом себе.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования первоначальных представлений о себе.

Исследователи отмечают, что уже  в раннем возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе, своему телу, внешнему виду, а также к окружающим людям. Сформированные представления влияют на отношения ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками)  и на развитие всех видов детской деятельности (В.Г. Ананьев, А.А. Бодалев,  Л.И. Божович).

К концу дошкольного возраста  у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образом связанной с внешней деятельностью.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, у детей с нарушениями интеллекта первое проявление самосознания, отделение своего «я» возникает лишь в младшем школьном возрасте.

В работах Н.Г. Морозовой отмечается, что у младших школьников с нарушением интеллекта, нередко сочетающимися с нарушениями эмоционально-волевой сферы, возникают трудности в понимании и осмыслении событий своей жизни, жизни окружающих его людей, событий социальной жизни. Они не умеют строить и анализировать взаимоотношения с близкими, сверстниками. Все эти особенности сказываются на поведении и развитии личности ребенка с нарушениями интеллекта.

В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных представлений о себе у детей с интеллектуальными нарушениями могут быть созданы  следующие педагогические условия:

- установление эмоционально-личностного контакта  каждого ребенка со взрослым;

- учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общественного опыта;

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку;

- систематичность и последовательность, повторяемость и концентрированность  предложенного содержания программного материала, его связь с каждодневным опытом ребенка;

- взаимодействие всех педагогов(воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию) по обеспечению социального развития;

- включение социального развития детей в различные виды деятельности  

( изобразительное искусство, музыкальные занятия, занятия физической культурой);

   Коррекционно-педагогическая работа по формированию первоначальных представлений о себе может включать следующие аспекты:

- ознакомление детей со своим организмом, частями тела и лица, их функциями;

- формирование представлений о своем имени и фамилии;

- формирование половозрастных представлений;

- организация собственного социально-эмоционального опыта;

- формирование представлений о своей семье и взаимоотношений в ней.

   Известно, что начальный период пребывания ребенка  в школе связан с адаптацией его к новым условиям, поэтому  первоначальная задача педагогов – создание условий для поддержания состояния психологического комфорта каждого ребенка, иными словами, создание условий для возникновения и поддержания чувства доверия к окружающим ребенка людям. С этой целью в работе могут использоваться различные дидактические игры, упражнения, песни в сочетании с двигательными, тактильными, голосовыми реакциями.

   Проводя работу по формированию у детей представлений о себе и своем внешнем виде, важно научить выделять себя по половому признаку, относить себя к мальчикам или девочкам. С этой целью как на занятиях, так и в повседневной жизни могут использоваться дидактические игры, упражнения и специальные приемы. Необходимо подчеркивать те или иные отличия во внешности, одежде девочек и мальчиков.

   Для формирования представлений об отношениях в семье педагог может читать детям рассказы, смысловая сторона которых связана с человеческими взаимоотношениями, а также в процессе сюжетно ролевой игры, в процессе которой дети учились брать на себя определенную роль, а также   закрепляли речевые и тактильно-эмоциональные способы взаимодействия между персонажами.

   Адекватные представления о себе и своем окружении способствуют дальнейшей адаптации в системе школьного образования, а затем и эффективной социализации в обществе.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Собр.соч.:В 6 т.- М.: Педагогика, 1984
  2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе:  опыт проектирования нового содержания обучения// Дефектология. – 2005
  3. Катаева А.А.,  Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.:Владос, 2001
  4. Екжанова Е.А. Стребелева  Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. -2005

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру

Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...