Открытое занятие в старшей группе по экологическому воспитанию "Прогулка по лесу"
план-конспект

Кукушкина Светлана Викторовна

     Актуальность. Экологическое образование – важнейший компонент воспитательной работы в детском учреждении. Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, бережное отношение к лесу, любовь к природе, стремление заботится о ней и беречь ее.

     Цель.  Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.

     Задачи:

     - закрепить и расширить представления детей о лесе и его обитателях;

     - совершенствовать логическое мышление, связную речь, умение говорить последовательно, дополнять речь воспитателя;

     - развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, навыки правильного поведения в лесу;

     - воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.

     ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

1.     Проектор

2.     Экран

3.     Презентация «Прогулка по лесу»

4.     Видеоролик о лесе и его обитателях

5.     Картины животных

6.     Рисунки детей «Эколята – защитники природы»

    

     Предварительная работа.

     Ежедневные беседы про окружающий нас мир, беседы про лес, беседы о правилах поведения в лесу; чтение художественных произведений о природе, наблюдения на прогулках; рисование «Деревья в лесу», «Лес в разные времена года»; рисунки детей «Эколята – защитники природы».

Ход занятия

I.                  Вводная часть

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Л. Дайнеко.

 

Воспитатель: – Дети, сегодня на занятии мы и поговорим с вами о природе, которая нас окружает повсюду. А точнее совершим прогулку по лесу.

Слайд 1  (заставка леса)

Воспитатель: - Мы вспомним, какие бывают леса. Вспомним, как правильно вести себя в лесу. А также, кто является главными жителями леса.

II.               Основная часть

Слайд 2 (Эколята – защитники природы)

Воспитатель. – Дети, как вы думаете, кто это? (ответы детей). Правильно, это Эколята – молодые друзья и защитники природы. Они совершат вместе с нами прогулку по лесу. Какую пользу приносят природе эти молодые защитники? (ответы детей).  Они охраняют  лес от людей, которые не ценят и не берегут его: оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. И они надеются, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! И они просят вас, относится к лесу бережно!

– Эколята спрашивают вас, знаете ли вы правила лесного поведения. (Дети называют правила)

Правила поведения в лесу:

ü Наблюдать за птичьими гнездами можно, трогать их и подходить к ним нельзя.

ü Наблюдать за муравейником можно, разрушать его нельзя.

ü В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

ü Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов! Пусть красивое остается в природе.

ü Не сбивай грибов! Даже несъедобные грибы нужны лесу.

ü Не разжигай костры! От огня погибают многие растения и насекомые.

ü Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей! В природе о них позаботятся взрослые животные.

Слайд 3 (правила поведения в лесу)

Воспитатель – Молодцы, дети, правила назвали правильно, не нарушайте их в лесу, берегите лес.

Слайд 4 (лес)

Воспитатель.

 – Дети, скажите, а что же такое лес? (ответы детей) Лес – это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес – это богатство нашей Родины – России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей, птиц, насекомых и других животных.

Воспитатель – Как вы думаете, кто самые главные жители леса? (Деревья)

Деревья бывают какие? (лиственные и хвойные).

Слайд 5 (показ лиственных и хвойных деревьев)

Воспитатель. – Дети, какие деревья называются лиственными, а какие хвойные?

Лиственные деревья - это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные — сохраняют свою хвою. Но есть одно особенное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свой мягкие хвоинки, – это лиственница.

Воспитатель. Назовите, какие вы знаете лиственные деревья (береза, дуб, осина и т.д.).

Слайд 6 (лиственные деревья)

Воспитатель. Назовите, какие вы знаете хвойные деревья (сосна, ель, лиственница, пихта.).

Слайд 7 (хвойные деревья)

Физкультминутка  Слайд 8

Слайд 9 (разные типы леса)

Воспитатель. Дети, а вы знаете, что существуют разные типы леса. (лиственный, хвойный и смешанный типы лесов).

Слайд 10 (Лесовичок – хранитель леса)

Воспитатель. – Дети, Эколята – это молодые защитники природы, а вот Лесовичок, которого мы с вами видим, старенький и уже давно является хранителем леса. Он хочет вам сказать сколько живут деревья.

Слайд 11

- Например, дуб живет до 1000 лет.

 

Слайд 12

- Например, сосна и ель – до 600 лет.

Слайд 13   Липа – 300-400 лет.

Воспитатель. – Дети, а знаете ли вы, кто является главными жителями леса?  Слайд 14

(ответы детей: звери, птицы, насекомые).

- Ребята, а теперь Лесовичок предлагает по описанию узнать домики, в которых живут его друзья.

Ø У этих животных дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой – в снежной ямке. (Зайцы).

Ø Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер. (Муравьи).

Ø Эти звери сидят под открытым небом. Нору-логово устраивают только для выведения потомства. (Волки).  

Ø У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. (Белка).  

Ø Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, – выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь).

Воспитатель – Молодцы, дети, Лесовичку понравилось, как вы хорошо знаете, где живут его друзья.  Слайд 15  А теперь наши молодые защитники природы, Эколята, хотят поиграть с вами в игру «Как вести себя в лесу?» – Я буду говорить, что собираюсь сделать в лесу, если я поступаю хорошо, говорите «да», если плохо, то кричите «нет»!

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да) Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да) Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет) Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет) Если мусор уберу, банку закопаю? (Да) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

Воспитатель. – Эколята надеются, что после  прогулки по лесу, будете проявлять интерес к жителям лесной страны и оберегать её. И они за ваши хорошие знания о лесе дарят вам подарок, просмотр фильма о лесе.

Просмотр ролика о лесе

III.           Заключительная часть

Воспитатель. – Дети, сегодня на занятии мы совершили прогулку по лесу. Вспомнили, как важен лес для нас, как правильно себя вести в лесу, кто является главными жителями леса, и главное, что окружающую нас природу нужно беречь и охранять.

Стихи детей

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее беречь…

 

Любите природу! Храните природу!

Не жгите траву, не ломайте кусты.

Не сыпьте на землю всякую гадость

И даст вам природа здоровье и радость.

 

Если любишь край родной,

Береги природу.

Для потомков сохрани чистым лес и воду!

Список литературы

1.     Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.     Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

3.     Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

4.     Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

     5. Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

     6. Л.С.Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-2006г.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Королевство математики"

Увлекательное путешествие в королевство математики...

Конспект открытого занятия в старшей группе Чтение художественной литературы "Старая, старая сказка"

Тема: «Старая, старая сказка» Программное содержание: познакомить детей со сказкой, развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи, развивать внимание, умение слушать и передавать...

Открытое занятие в старшей группе по теме: "Зимушка-Зима"

Открытое занятие по рисованию о зиме...

Открытое занятие в старшей группе "Путешествие по лесу"

Актуальность. Экологическое образование – важнейший компонент воспитательной работы в детском учреждении. Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей стар...