Статья "Роль занятий оригами в развитии младших школьников"
статья

В.А. Сухомлинский говорил: В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств. Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мыслию Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_origami_v_razvitii_ladshego_shkolnika.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Роль занятий оригами в развитии младших школьников

         Роль оригами по достоинству оценена многими современными педагогами и психологами. Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. В.А. Сухомлинский говорил: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда...»

         Оригами может служить хорошим средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи, психолого-реабилитационных центрах, больницах. Оригами является прекрасным психотерапевтическим средством, отвлекающим и переключающим детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций.  В процессе занятий оригами развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребёнок усваивает ещё один способ выражения себя. В школе работа с оригами ценна ещё и тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей: - умение слушать учителя; - принимать умственную задачу и находить способ её решения; - переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения; - развитие самоконтроля и самооценки; - осознание собственных познавательных процессов

        Важная особенность занятий оригами — практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в обычном листе бумаги. Любой конструктор, независимо от его вида, имеет ограниченное число деталей, которые можно соединять для создания разных форм.  Oригами - это универсальный идеальный конструктор. Из одной детали, бумажного листа, можно получить бесконечное число разнообразных фигурок. Сами приёмы складывания вполне доступны детям, сотворить из бумажного листа фигурку, это ли не искусство?! Если вникать в оригами не только как в технологию, а как в искусство, открывается широкий простор для творчества. Освоив азы оригами, человек захочет творить. Именно так и происходит со всеми, кто всерьёз начинает изучать оригами. Сначала, в процессе познания основ, дети стремятся воспроизвести образец. Точно также, как и в других видах искусства, например, в музыке. Никто не спорит, что музыка – это искусство. Но чтобы начать творить, нужно изучить ноты, научится играть простейшие мелодии, и даже познав технику игры нужно продолжать изучать музыкальные законы, т.е. понимать некоторые научные основы музыки. Точно также и с оригами, но, тем не менее, часто можно слышать он мало заинтересованных о том, что оригами - это только техника. Но те, кто проник в тайны оригами, понимают, что это искусство. Как любое искусство, оригами понимают далеко не все обыватели. И как классическую музыку воспринимает далеко не каждый, так и оригами может познать только тот, кто этого захочет.

        Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

        Дети охотно ищут и находят образные сравнения, после чего последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Педагог и сам может демонстрацию изготовления фигурки сопровождать сказкой, где образы действующих лиц и их действия по ассоциации иллюстрируют совершаемые операции складывания квадратного листка бумаги. «Оригамные» сказки, в которых используются ассоциации между реальными действиями и операциями складывания, предпочтительнее для овладения навыками складывания. Они позволяют привлечь внимание детей, заинтересовать их и увлечь. На занятиях оригами детям даётся возможность поиграть с созданными фигурками, поговорить с ними, устроить диалог между ними или разыграть сценку. Некоторые маски, сложенные из бумаги, можно, например, надеть на руку и разыграть с их помощью маленький спектакль — это «пальчиковый кукольно-бумажный театр». Определяя формы и методы работы с младшими школьниками, нельзя опираться только на возрастные ведущие виды деятельности.

        Значение оригами для развития ребёнка:

  • учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
  • развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
  • учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребёнка специальными терминами;
  • развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертёжных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Таким образом, роль занятий оригами для детей огромна и очень полезна для развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ .

Выпускная квалификационная работа на тему "«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ »....

Программа "Оригами"для занятий во внеурочной деятельности младшего школьника.

Рабочая программа "Оригами" по внеурочной деятельности разработана на 3 года. В приложении включено календарное планирование на первый год.В доступе указана ссылка на сайт автора, где можно скачать пр...

Оригами - средство развития младших школьников

Оригами - прекрасное средство для развития детей. Оно  прдоставляет большие возможности развития учащихся....

Проекты занятий по речевому развитию младших школьников

Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребенка она служит средством общения. Представленные проекты занятий направлены на решение...

Влияние занятия оригами на развитие младших школьников

Регулярные занятия оригами очень полезны для младших школьников. Они способствуют развитию мелкой моторики и рече-мыслительным процесса, позитивным изменениям в развитии психических процессов, развити...

Влияние оригами на развитие младшего школьника

Оригами благоприятно влияет на младшего школьника. Оригами - инструмент для развития моторики, памяти, мышления, речи, творческого воображения и концентрации внимания....