Классный час "Моя семья"
классный час (2 класс)

Классный час в начальной школе " Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2 классе

«Моя семья - мое богатство»

Ход классного часа

Орг. момент

Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг,

И ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и сядем на свои места.

- С каким настроением вы начинаете работать?

- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!

2. Определение темы классного часа

(Учитель показывает две одинаковые шкатулки)

- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)

- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?

(Ответы детей)

- А какое богатство можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.

- Правильно, ребята, это семья.

(Учитель открывает вторую шкатулку, там семейные фотографии детей)

- Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

- Тема нашего классного часа «Моя семья – моё богатство!» А почему семья для вас является богатством? Об этом и пойдёт речь на нашем занятии.

3. Основная часть

– Как вы понимаете, что такое «семья»? ( Ответы детей)

- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

– Вы высказали своё мнение, как понимаете слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том,  как появилось слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

- У этого слова есть свои тайны. Хотите их узнать?

Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нём спрятались?» ("семь" и "я")

Правильно, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.

Убедиться  в этом можно, посмотрев ваши семейные  фотографии.

(Показ презентации с семейными фотографиями детей)

Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья - единое целое – это вторая тайна. 

А знаете от какого слова происходит слово «семья»?

- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Это третья тайна.

У каждой семьи есть дом.

- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?

  Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно

Даже не стулья за столом,

Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

- Родной дом. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.)
- Давайте построим дом, в котором будет жить семья.

(Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «Семья»)

- Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)

(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)

- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.

А сейчас подумаем. И напишем на ромашках(н столах) что для вас семья. Потоммы прикрепим эти ромашки на сердце из ватмана внутри дома на доске.

(Работа в группах)

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

-  Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. 

(Психологический тренинг)

- Соберите в ладони своё  т е п л о.

- Пусть его будет м н о г о.

- Почувствуйте э т о  т е п л о.

- Поделитесь своим теплом друг с другом. ( Дети прислоняются ладонями друг к другу).


Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(Учитель прикрепляет на доску «тучи»)

-  Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)

-Как много сказок, былин, притч сложена нашим народом о семье. Во многих из них показывается жизнь семей с юмористической стороны, для того, чтобы мы посмотрели на себя со стороны, сделали выводы, поучились на основе народной мудрости. Представляем вашему вниманию инсценировку сказки «Волшебная вода».

Действующие лица: автор, старик, старуха, мудрец. Сказка о волшебной воде

Автор: Жили-были старик и старуха. Не было ни дня, чтоб они не поссорились. Любой разговор у них обязательно заканчивался скандалом

. Изба, старуха метет полы, старик плетет корзинку.

Старуха: Пошел бы лучше, старый, рыбы наловил на обед. Сидишь сиднем дома из избы нос не кажешь.

Старик: А ты все ворчишь и ворчишь! Поди лучше щи варить.

Автор: Конечно, они оба от этого страдали, но они не знали что нужно сделать, чтобы этого не было. Все соседи знали об их ссорах.

Спорят:(на заднем фоне продолжают, старик уходит) - Иди лови… - Иди вари… - Иди лови… - Иди вари… Пока ссорятся, в избу заходит соседка. Старик машет на старуху рукой и уходит.

Старуха: Эх, соседушка. Сил нет , совсем с мужем сладу нет. Слова ему не скажи…

Соседка: А сходи-ка ты соседка к мудрецу. Он обязательно что-нибудь посоветует.

Автор: Старуха отправилась в путь. Шла она долго, пока наконец не пришла к тому месту, где жил старый мудрец. Он вышел к ней и спросил:

 Мудрец: — Что тебе нужно от меня? Старуха: Старуха со слезами на глазах. Вот, надежда только на тебя. Совсем мы со стариком друг друга не понимаем. Я ему слово, а он мне в ответ 10. Сладу с ним не стало!

 (Мудрец слушает и улыбается незаметно для старухи, понимает, что дело не только в старике...)

 Автор: Выслушал её внимательно мудрец, потом пошёл к колодцу, набрал там воды и отдал старухе: Мудрец: Вот тебе волшебная вода. Когда в следующий раз вы будете ссориться, возьми эту воду, набери её в рот и держи во рту до тех пор, пока не успокоишься. Старуха: Спасибо тебе. (взяла воду и пошла домой.)

Старик: (дрова рубит) Где ты была так долго?

 Автор: Только было, хотела старуха в ответ заругаться, как вспомнила о волшебной воде, которую дал ей старый мудрец и быстро набрала в рот

. Старик: Ходила, наверное, языком молола с соседками. Делать, то нечего… Что молчишь, старая? Воды что ли в рот набрала? (кряхтит –ЭХ-хе-хе!, чешет в затылке, делает виноватый вид.)

Автор: С тех пор так и повелось: как только старик начинает ругаться, старуха поспешно набирает в рот воду, которую дал ей мудрец и держит, пока старик не умолкнет. А если старухе хочется начать кричать и ругаться, она опять набирает воду и держит, пока не успокоится. Постепенно они отвыкли ругаться и с тех пор они жили тихо и мирно.

 (Во время слов автора, на заднем плане, старик и старуха то и дело затевают ссору, но старуха сразу воду набирает в рот, старик успокаивается, садится рядом и помогает старухе перебирать на столе зерно, или несет ей воды)

Старуха: (сама себе и зрителям) Пойду-ка я отблагодарю Мудреца! Как ведь помог, прямо камень с плеч долой!

(Старуха идет к Мудрецу, встречается с ним в лесу.)

Старуха: Спасибо тебе, Мудрец, за помощь. Перестали мы ругаться со стариком, благодаря твоей волшебной воде!

Автор: Засмеялся мудрец и сказал: —

Мудрец: Я тебе дал не волшебную воду, а самую обычную, которую я набрал из колодца. Но так как ты пользовалась ей, так как я тебе сказал, то она действительно вам помогла.

Автор: Старуха была поражена: как так ловко придумал мудрец, что с помощью простой воды, они с мужем отучились ссориться. Тем не менее она ещё раз поблагодарила мудреца и ушла домой очень довольная. С тех пор они с мужем больше никогда не ссорились.

- Какова же основная мысль данной сказки? Посовещайтесь в группах и ответьте на этот вопрос. - Кто внимательно слушал сказку и услышал в ней фразеологизмы? - Разные народы говорят о ссорах , как о злейшем пороке человека. Вот некоторые из них. Какая из них больше других подходит к сказке? (Слайд 11) Когда ссорятся близкие, торжествуют враги. – Киргизская пословица. Молчанье ссору гасит. – Тамильская пословица. Плохой мир лучше доброй ссоры. – Русская пословица. В ссоре не роняй слов, из-за которых, примирившись, будешь краснеть. – Грузинская пословица. Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупцы - порокам, сну и ссорам. – Древнеиндийская пословица. - Для того, чтобы подружить детей между собой, развивать их ловкость, развлечь после помощи взрослым есть народные игры, поиграем в них.

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/prazdnik-den-semi-lyubvi-i-vernosti-7911/

- А теперь разгоним тучи над домом. 

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, упрямство, вспыльчивость)

- Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.

(После обсуждения учитель прикрепляет лучики с надписями: Уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних, делать приятное)


- Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашего поведения. Вот уже засияло солнышко.

(Учитель прикрепляет «солнце» над домом.) 

- Мы построили дом. И нам весело. Давайте отдохнём и потанцуем.
(Дети становятся в круг. Звучит музыка. Учитель называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Дети стараются максимально использовать в танце названную часть тела)

- А сейчас заглянём в гости в ваши семьи.

(Ученики читают сочинения про свои семьи)

- А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях вашей семьи.

 (сообщения учащихся)

Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной.

- Вы вместе с родителями создали своё генеалогическое дерево, рассказывали о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. 

(показ стенда)

- У каждого из нас в семье есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята расскажут нам о них.

(Выступления детей)

- На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Перед вами лежат карточки со словами, из которых вы должны собрать пословицы.

(Работа в группах)

- Прочитаем пословицы и объясним их смысл:

1.Не нужен клад, когда в семье лад.

2.Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Один в поле не воин.

4. В родной семье и каша гуще.

(Дети читают стихотворения)

1.Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

2. Мама на папу глядит, улыбается,
Папа на маму глядит, улыбается,
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком – не солнце, а вьюга,
Просто такое у них настроение,
Просто они очень любят друг друга.
От этой любви и легко, и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!

3.Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
 

4.А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
Пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

5. А мама, склонясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!

- Как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
У нас с вами тоже школьная семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, понимание…

А для этого в нашей классной семье тоже надо жить по правилам.

- Какие надо соблюдать правила? (Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни; делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым, поздравлять друг друга с днем рождения; радоваться успехам друг друга, не обзывать и не обижать друг друга, уметь уступать; быть внимательными к другим)

4. Итог классного часа

- Наша встреча подходит к концу.

- Что же мы положим во вторую шкатулочку, чтобы наши семьи были для нас настоящим богатством? (Ответы детей)

- Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нём будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда вы могли бы с гордостью сказать: "Моя семья - моё богатство".

Заключительная песня "Маленькая страна".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

- На память о нашей встрече мы хотим подарить нашим гостям сердечки с ромашками – это символ семьи и верности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Классный час " Семья в моей жизни ".

О взаимотношениях  в  семье ....

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Классный час "Семь -Я"

Классный час проводился в 3 классе в форме игры "Строительство дома"...

Классный час "Семья -это семь я"

классный час "Семья - это семь я"...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...