Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе
статья

Дружинина Ирина Владимировна

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие на здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Современные подходы в реализации

здоровьесберегающих технологий в современной школе

Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения – приоритетная задача общества. Однако по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние два десятилетия  продолжается ухудшение состояния здоровья детей Российской Федерации, замедление физического развития и полового созревания подростков. В результате 80% выпускников школы имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Неблагополучную ситуацию с состоянием здоровья детей и подростков можно рассматривать как кризисную в Российской Федерации (по материалам Всероссийского съезда школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия»).

Преодолеть негативную тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков, находящихся в системе общего образования, возможно через реализацию на практике внедрения здоровьесберегающих технологий, органично вписанную в систему работы образовательного учреждения.

 Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие на здоровье.

Стратегическая цель современного образования – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Эта цель в сегодняшней школе может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии объединяют педагогические, психологические и медицинские воздействия, направленные на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем, соотнесённые с  постоянным стремлением самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Для повышения качества образовательного процесса надо принимать во внимание гигиенические критерии рациональной организации урока, где один из значимых показателей – использование здоровьесберегающих технологий.

Наиболее часто в структуру урока внедряются технология дифференцированного обучения, технология эффективной речевой деятельности, технология личностно-ориентированного обучения, технология рефлексивного обучения и технология проблемного обучения.

Каждый урок должен включать в себя физкультминутки, позволяющие переключить внимание и получить динамическую разгрузку. Творческий подход  оптимально модернизирует традиционную форму физкультурных пауз.

 

Различные схемы двигательной активности следует использовать и на переменах: в основном, это разные виды креативной рекреации, например,  музыкальные перемены, где каждый желающий может освоить современные танцевальные движения под руководством инструктора - старшеклассника, выплеснуть свои эмоции в ярком танце, получить заряд позитива; для  организации младших школьников для подвижных игр в период перемены на пол рекреационных помещений начальной школы может быть нанесена разметка, и т.п.

Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе,  несмотря на проблемы и трудности, завоёвывают с каждым годом всё более стабильные позиции. Здоровьесберегающая  деятельность образовательного учреждения разнообразна и креативна. Она активно реализуется в разных звеньях школы. Ведь здоровье подрастающего поколения – главная ценность государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Впоследнее десятилетее во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводть профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.Эк...

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе

Доклад для выступления на РМО учителей начальных классов....

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.Советова Е.Ю., Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск. Проблемы сохранения здо...

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО.

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье зак...

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...