«Патриотическое воспитание на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»
классный час (1 класс)

Юрчук Наталия Ивановна

Материал из опыта работы на уроках и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

Энгельсского  муниципального района Саратовской области

Заочная научно-практическая конференция «Растим патриотов России»

«Патриотическое воспитание  на уроках и внеурочной деятельности  в начальной школе»

Учитель начальных классов МОУ СОШ №33 г.Энгельс

Юрчук  Наталия  Ивановна

2020-2021 учебный год

«Человек жив пока жива память о нем…»

Марк Остерман

Война… Победа… Весна…

Эти три слова уже 76 лет идут неразлучно друг от друга. Наше поколение ближе к событиям 1945 года и для нас эти три слова являются значимыми.

Для нас, наших родных и близких. И чем чаще мы будем вспоминать и рассказывать о тех событиях, тем дольше наши потомки будут хранить память о тех, благодаря кому мы живем под мирным солнечным небом.

Патриотическое воспитание играет огромную роль в нашей работе. Учитель знакомит детей с воинскими традициями, военной историей. Чем старше становится ученик, тем больше информации хочется донести, больше рассказать об истории своего государства и народа.

Для нас, учителей начальной школы, собственные примеры являются важнейшими показателями того, что дети поймут, проникнутся душой и сердцем к тем далеким страшным событиям. 28 млн. человек – погибших, безвестно пропавших. А сколько тех, чьи раны от боли, унижения до сих пор не зажили??? Сердце помнит все…

Я , 13 летняя девчонка 6 класса пишу сочинение районному конкурсу, посвященному  30-летию  Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией о своем земляке Укасове Александре Колмухано-виче. Сколько дней провели мы вместе, сколько историй рассказал он мне о тбоях на Украинском фроне в конной армии С.М.Буденого. Сколько боли и горечи было в его глазах…

А вот 7 класс … В день ленинского субботника вместе с нашим соседом дядей Пашей (Казачковым П.В.) мы сажаем во дворе яблоню… А в этот момент он вспоминает день Победы… Да… Как это не странно… И сколько раз потом ещё рассказывает о тяжелых боях за Будапешт: «Дунай был красный от крови… Нельзя было разобрать где кровь, а где вода… Но мы плыли вперед…»

Люди, которые ковали нашу победу- немногословны… Многие не любят говорить о том тяжелом времени, о тех горьких событиях…

        Мне кажется, что воспитанием детей нельзя заниматься либо на уроках, либо во внеурочной деятельности. Любовь к Родине живет ежеминутно в сердцах всех людей, которые живут в огромной и великой стране России.

На классных часах мы проводим беседы о Родине, подвигах людей во имя Родины, дети участвуют в викторинах по военно–патриотическому воспитанию. В нашем городе есть военный гарнизон. С каждым классом мы стараемся обязательно посетить Музей Авиации под открытым небом на энгельсском аэродроме. Но больше всего ребята любят встречи с ветеранами Великой Отечественной войныи Вооруженных Сил.В преддверии праздников 23 февраля и 9 мая у нас уже стало традицией проводить эти мероприятия. Нашими гостями были участники Великой Отечественной войны Гусев Н.И.,ветераны Вооруженных Сил: командир 22-ой гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии   Мохов В.В., заместитель начальника штаба дивизии по службе войск и безопасности военной службы Сидорик В.П., ветеран Вооруженных Сил Казинцев В.И. и другие гости.

Каждый из них человек разного поколения, и назначения в жизни у каждого было свое – одна цель – защита ислужбаРодине.

Эти встречи настолько проникновенны, что дети идут домой и непременно хотят узнать : а есть ли в нашей семье те, кто воевал, кто работал в тылу врага на заводах, в поле на тракторе, о тех, кто потеряв зрение, всё равно продолжал воевать… Всё это мы узнаем из сочинений ребят, которые читаем перед всем классом.

В 2010 году, в годовщину 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, ученики моего класса отправляли свои сочинения на конкурс в газету «Курьер Поволжья». За победу в этом конкурсе группа ребят была награждена энциклопедией «65-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945»

Уже традицией стало участие учеников моего класса в акции «Бессмертный полк». Сколько гордости испытывает ребенок, когда идет по улицам города с тысячами других жителей, а в руках у него портрет прабабушки или прадедушки.

На уроках русского языка по развитию речи в конце апреля есть тема: «Рассматриваем старые фотографии». На эти уроки ребята приносят старые фотографии.Прошу их принести самые важные и памятные для семьи детскиефотографиисвоих родных. Иногда среди них попадаются фотографии сегодняшних ветеранов и участников  страшных событий военного времени.  Мы рассматриваем их и приходим к выводу, что на них изображены обычные люди, такие, как и мы. Они росли обычными веселыми и беззаботными детьми и немогли предположить какие испытания ждут их впереди. А они смогли. Да, смогли на своих плечах вынести тяжелую непосильную ношу под названием ВОЙНА.Пешком, на лошадях, в море, в небе….

В этом году  мы вместе с ребятами писали сочинения о  родственниках, которые были войны.  На сайте «Память народа» мы размещали информацию о них. Хочу привести некоторые отрывки из сочинений моих учеников.

Ильина Элина« Мой прапрадед Имкин Николай Григорьевич, родился 28.09.1923 в Пензенской области, Шемышейский район, с. Пиксанкино, Был призван на войну из г. Комсомольск-на-Амуре в 1941году. Воинское звание: старшина.   Награды: орден «Красной Звезды», орден «Отечественной войны 1 степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу», медаль «За победу над Германией Умер  16.07.1995».

Шардакова Амина« Мой прапрадед КужаковСансызбайЖуматович родился 15 мая 1923года в Западно - Казахстанской области Джаныбекском районе на территории Бурсинского аульного совета, в селе Энгельс.

8 февраля1942 года   был призван в ряды Советской Армии с Саратовской области Энгельсским РВК. Воевал на Воронежском фронте, в июле 1942гбыл ранен (касательное пулевое ранение).Затем был первый Белорусский фронт, 8-ая гвардейская армия, 74-ая дивизия. Под Минском получил осколочное ранение, лежал в Саратовском эвакогоспитале. После лечения с 14 января 1945года в составе 1-го Белорусского фронта принимал участие в форсировании реки Вислы, дошел до Одера. 2 февраля 1945 года был тяжело ранен в область поясницы – осколочное ранение проникающее в живот. Лечился В Ульяновском ЭВК госпитале, оттуда перевели в госпиталь г. Сызрань. Была присвоена инвалидность второй группы.Имеетнаграды:Орден Отечественной войны,Орден Славы третьей степени,Медаль «За Отвагу»,Медаль «За боевые заслуги»,Медаль «За Победу над Германией»,Юбилейные медали «20 лет Победе» и «25лет Победе».Умер в 1979году 4 мая».

Миронова Елена «Уже третье поколение нашей семьи бережно хранит семейную реликвию – ордена и медали моего прадеда ветерана Великой Отечественной войны Алексеева Алексея Алексеевича. Алексеев Алексей Алексеевич родился 12 ноября 1920 г. в деревне Рецкие, Островского района Псковской области. Отец прадедушки – Алексей Андреевич в годы Первой мировой войны воевал в рядах царской армии, был тяжело ранен и скончался от полученных на фронте ранений, оставив вдову с детьми в 26 лет. После окончания 7 классов школы и землеустроительного техникума прадедушка в 1939г. был призван в ряды Красной армии. Вскоре началась Зимняя война с Финляндией, где произошло первое боевое крещение. 22 июня 1941г. прадед встретил войну в расположении Северного фронта в должности механика авиавооружения. В марте 1942 г. авиаполк был переброшен на Северо-западный фронт, на защиту блокированного Ленинграда».

   В заключении хочется сказать, что память-это великое дело. Если в семье чтят память, то их дети непременно пронесут её своим детям, внукам и правнукам.  На глазах ветеранов начинают наворачиваться слезы, когда в праздник Победы обычный незнакомый человек, проходя мимо, поздравит или протянет им просто так букетик тюльпанов. Своим примером мы учим наших детей дарить людям добро. Дарить его тем, кому обязаны своей жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Редактирование 9 мая- День Победы Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории страны и родного края....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  второго поколения для обучающихся 1-4 классов....

Патриотическое воспитание и гражданское образование в начальной школе

Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному и гражданскому воспитанию школьников....

Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....

Выступление на методобъединении воспитателей "Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности"

В данном выступлении затрагивается проблема утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и представлен опыт   педагога  по патриотическому воспитанию на приме...