План-конспект занятия по духовно- нравственному направлению Тема: «Ссора и примирение»
план-конспект

Чмырева Мария Борисовна

План-конспект занятия по духовно- нравственному направлению

Тема: «Ссора и примирение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_nado_bolshe_ssoritsya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по духовно- нравственному направлению

Тема: «Ссора и примирение»

ЦЕЛИ:

-помочь ребёнку осознать свой характер поведения и его значимость для других;

-развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

-воспитывать уважение к одноклассникам, формировать добрые взаимоотношения между ними.

Формирование УУД:

Личностные: Проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата. Стремление быть терпимым в обществе людей, сохранять добрые отношения между одноклассниками.

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка выполнения задания.

Познавательные: Уметь выявлять особенности характера поведения в различных ситуациях, анализировать результаты тестирования, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать её.

Коммуникативные: Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование:карточка с названием темы и с ситуациями, рукавички из белой бумаги, фломастеры и карандаши.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Собрались ребята тут:

Слева друг и справа друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Вы передали улыбку мне, я передаю улыбку вам.

2.Постановка проблемы и цели занятия.

- Тему нашего занятия вы узнаете, если расшифруете запись.

Подсказка, зачеркните цифру «2» и заглавную букву «А».

АС2Ас2Ао2АрА2Аа

С2сАо2ра2

С2со2ра

- Итак,  тема занятия: «Ссора».

--ССОРА.Какое это слово? С какими словами дружит это слово?

--Со словами: грусть, обида, грубость, обман, недовольство, плач, гнев, ненависть…

--Каким стало ваше настроение от этого слова?

--Настроение ухудшилось, стало грустно.

-- Как вы думаете, какое слово нам поможет приподнять нам настроение?

-- МИР. ПРИМИРЕНИЕ.

-- А с какими словами дружит это слово?

-- Это слово дружит со словами: дружба, доверие, улыбка, смех, веселье, радость..

--Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

-- Мы сегодня поговорим о том, почему люди ссорятся и о том, как можно быстрее помириться.

3.Основная часть.

--Ребята, ссоритесь ли вы со своими друзьями?

- В чем причина ваших ссор? (Выслушиваются высказывания детей.)

- Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки?

- Нужно ли этому учиться?

- А кто хотел бы совсем не ссориться?

Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

-Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?

-А что чувствуют те, кто ссорится со своими друзьями?

-  Из-за чего это бывает?

-А можно обойтись без ссор?

-Подумайте, как можно быстро помириться?

Заканчиваю историю.

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

-  Будем учиться сдерживать себя.А возникает ссора потому, что все мы разные. У нас разный характер, взгляды и мнения тоже разные. Каждый человек в ссоре ведёт себя по-разному. Кто-то сразу уступает, другой до конца стоит на своём, думая, что он прав, а третий хочет найти истину.

- Как вы думаете, кто делает шаг на примирение первым? (Мудрый, сильный, тот, кто хочет сохранить дружбу).

- Поссориться можно с кем угодно — было бы желание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым. Вспомните, какие слова примирения вы знаете. («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба навсегда, ну, а ссора никогда! »)

Игра  «Мои эмоции»

- Давайте поиграем в игру, которая называется: «Мои эмоции»

- Нахмурьтесь как рассерженный человек, как осенняя туча;

- позлитесь как голодный волк;

- улыбнитесь как хитрая лисица;

- обрадуйтесь как цветы солнышку, как птицы весне.

- И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссоры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать. Как это сделать?

4. Обсуждение конфликтных ситуаций. Работа в группах.

- Обсудите конфликтную ситуацию, предложите выход из неё.  (Дети садятся по группам.Каждой группе дается на листочке ситуация для обсуждения.)

Ситуация 1

Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю... Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу. А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)

На экране появляются записи

Правило 1: Если обидел кого-то – извинись.

Ситуация 2

На большой перемене дети распределяли настольные игры. У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игру. Завязалась потасовка.

- А как правильно поступить? (Нужно договориться, кто будет играть первым, а кто - вторым .)

Правило 2: Старайся договориться в спорном деле.

Ситуация 3

Ты отдал свою книгу другу для подготовки к урокам. Он обещал принести её на следующий день в школу. Но он не принёс, извинился и сказал, что забыл. А эта книга тебе очень нужна. Как бы ты поступил? (Такое может случиться и со мной, я бы простил его).

Правило 3: Постарайся понять другого, поставив себя на его место.

- В одном хорошем рассказе я прочитала о девочке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доброжелательные отношения. Попробуй, вовремя остановиться. Научись говорить себе «Стоп!» - и сможешь избежать многих неприятных ссор.

Правило 4:Научись говорить себе «Стоп!»

- Если завязалась ссора, и вы самостоятельно не сможете разрешить конфликт, можно позвать на помощь взрослого товарища. Это могут быть учитель, родители или авторитетные старшеклассники.

Правило 5:Найти авторитетного третьего, кто поможет выйти из ссоры.

- Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими  сильными и слабыми сторонами личности.

Физминутка: «Пожалуйста!»

5.   Практические задания.

-Давайте попробуем изобразить поссоривших детей.

- А теперь покажите детей, которые помирились.

Вывод: - Какое слово поможет вовремя остановиться?

6.   Анализ стихотворения.

-А что делать, если вы уже поссорились?

- Как бы вы поступили, если виноваты оба?

-Послушайте стихотворение М. Пляцковского «Из-за ссоры пустяковой».

Из-за ссоры пустяковой,

Из-за глупой ерунды

Не вожусь я с Ермаковой,

Будто в рот набрал воды.

…Лучше пусть окаменею

Или в рыбу превращусь,

Только первым перед нею

Ни за что не извинюсь!

Ермакова не сдаётся,

Злюк таких не видел свет…

Ну а если улыбнётся,

 Улыбнусь и я в ответ.

-Можно ли без слов извиниться?

-Давайте  мы с вами запомним следующие слова и будем жить мирно, без ссор.

«Мир, мир – навсегда,

Ссора, ссора – никогда».

-Можно ли не ссориться?

7.   Правила дружбы.

-Можно, если мы будем… .  

- А что же нужно делать, чтобы не ссориться? Давайте с вами попробуем сформулировать правила дружбы.

-  Быть вежливыми со своими одноклассниками;

-  Понимать другого;

-  Играть и работать дружно;

-  Попросить прощение;

- Помогать друг другу;

-  Быть честным;

- Вовремя остановиться, взять паузу;

-  Договариваться друг с другом;

-  Приходить к общему решению.

8.   Задание «Рукавичка».

–Я думаю, соблюдая эти правила, вы избежите в классе, на улице ссор. А теперь посмотрим, как вы можете между собой договариваться.

Перед вами рукавички. Вы должны будете украсить так, чтобы они составили пару, т.е. были одинаковыми. Но сначала вы должны договориться между собой, какой узор будете рисовать, каким цветом. (Работа в парах).

5. Игра«Ветер дует на того...».

- Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы проведём игру «Ветер дует на того...».

Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...»Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выходят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер.

у кого много друзей.

кто не любит ссориться.

кто не грубит старшим.

кто часто делится с товарищами тем, что имеет.

кто умеет говорить комплименты.

кто никогда не обзывается.

кто не ябедничает.

кто не стесняется извиняться.

кто умеет быстро забывать обиду.

кто умеет дружить.

кто умеет прощать

- Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

6. Рефлексия

--А почему нам нужно научиться жить без ссоры?

-  Кому это нужно?

--Это нужно нам, нашим семьям, нашей, школе, стране, всей нашей планете.

Если мы научимся жить без ссоры в семье, классе, школе….Если люди будут жить без ссоры в больших городах и странах…наверняка, мы будем реже слышать очень привычные в настоящее время для нашего слуха страшные слова, как война, убийство, терроризм .

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "дружбой дорожить умейте" 1 класс

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению "дружбой дорожить умейте" 1 класс...

План-конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Работа с бумагой и картоном. Аппликация "Божья коровка"

Данное занятие поможет учителю развить наблюдательность и творческое воображение у учащихся, воспитывает самостоятельность и аккуратность, совершенствует умения работать с бумагой, расширяет знания де...

Мои принципы и приемы работы на занятиях по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности.

Данная статья содержит ответы на вопросы: какие принципы и какие приемы можно использовать при организации работы по духовности на кружках и внеурочке....

Внеурочное занятие по духовно-нравственному направлению "береги птиц"

Используя этот материал Вы можете расширить представления младших школьников о значимости птиц в устном народном творчестве посредством конструирования. Игры в виде ребусов и разных интересных иг...