Классный час
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
![]() | 35 КБ |
![]() | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2.
Классный час (гражданско – правовое воспитание)
«Как признаться в серьезной проблеме или ошибке»
Цель: Создать условия для осознания гражданской ответственности и самовоспитания.
Задачи: Сформировать у учащихся представление об ответственности за свои поступки, помочь в осмыслении нравственного понятия совесть.
Форма проведения:
Ход:
- Вступительная часть. Игра «Парашюты».
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- чего – то знаешь ты.
- А что – то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
Как признаться в серьезной проблеме или ошибке?
3. Работа над понятием совесть. Вот какая история произошла однажды с Незнайкой.
А) Пересказать отрывок из романа – сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе».
Незнайка лежал в темноте и ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой. «Коротышка сам виноват. Он ведь толкнул меня!»
«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! – отвечал голос. Ты ведь знаешь, что он нечаянно».
«Ничего я не знаю».
«Знаешь, знаешь! От меня, братец, ничего не скроешь!»
«А кто ты? Что от тебя ничего не скроешь?» - насторожился Незнайка.
«Кто? – с усмешкой переспросил голос. – Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть».
«А! Так это ты? Ну, тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».
«Ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься. И напрасно».
Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка – осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом…
Б) Обмен мнениями по вопросам:
Почему Незнайка не мог заснуть? (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла)
Думал ли он о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно, поэтому пострадал другой)
А что такое ответственность?
Ответстенность – необходимость отвечать за свои поступки.
Мог Незнайка поступить иначе? (Да, он мог не превращать коротышку в осла) Был ли у него выбор?
Итог:Что бы вы посоветовали Незнайке? (Надо уметь признавать свои ошибки и говорить «прости». Всегда есть выбор, поэтому надо сначала подумать). Его очень трудно произнести, но после произнесения на душе становится легко. Есть в году единственный день, и называется Прощеное воскресение. Он бывает в последний день масленичной недели перед Великим постом. В этот день все говорят: «Прости меня!» И в ответ слышат: «Бог простит, и ты меня прости!»
Когда мы перед кем-то провинились, нам стало плохо на душе, слово «Прости» помогает нам.
- Анализ ситуации. Как бы вы поступили, если бы
Учитель спрашивает детей: «Кто скинул куртку одноклассника в раздевалке?». Все молчат, молчите и вы. Как достойно выйти из этой ситуации. Что нужно сказать?.
-Мама дала деньги и попросила вас купить хлеб и молоко. У вас осталась сдача, которую вы потратили на чупа – чупс, а чек выбросили. А маме сказали, что продавец вам столько сдал денег. Мама сказала: «Какой бессовестный продавец!» и решила пойти в магазин разобраться. Ваши действия, как поступите?(договариваться с родителями заранее или признаться сразу).
Итог: Все тайное всегда становится явным. А все наши проступки перерастают в привычки, (посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь – привычку, пожнешь - характер, посеешь характер – пожнешь - судьбу) по которым о вас будут судить другие люди, хороший или плохой вы человек.
Предварительный просмотр:
Тема «Как я могу повлиять на поступки других людей»
Цель: Создание условий для развития активной гражданской позиции.
Задачи: познакомить со способами влияния на поступки других людей; способствовать развитию чувства эмпатии (Сопереживание, сострадание).
Ход:
- Вступительная часть.
Крошка - сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Эти строчки В. В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.
- А вам они знакомы? (ученики могут рассказать если бьет дрянной драчун слабого мальчишку. Я такого не хочу даже вставить в книжку)
-Ребята, давайте продолжим фразу: Плохо, когда… Хорошо, когда…
Сегодня мы вместе подумаем, как вы можете повлиять на поступки других людей, как вы можете остановить тех, кто поступает плохо.
Основная часть.
а) Анализ рассказа. Рассказ «Правда и ложь» Способ «убеждение»
Вышли 3 друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело.(?)
Вот остановились они у подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?
- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести, - говорит первый.
-Я скажу, - говорит 2, что хулиганы приставали и в подъезд не пускали.
-А я правду скажу, - говорит 3. – Правду всегда лучше сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо.
-Кто из друзей поступил правильно? Как вы думаете, удалось ли ему повлиять на мальчиков? Почему? (Его слова были убедительными, т.е как поступить и почему именно так).
-Умеешь ли ты убеждать других?
Проигрывание ситуации.
Например, убеди Колобка в том, чтобы он не убежал без разрешения от бабки и дедки.
Итог: на поступки других можно влиять способом убеждения
б) Вредные советы Г. Остера
Я приготовила вредные советы Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Если что – нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке,
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из – за угла.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Итог: Можно повлиять, если мысленно поставить их на место другого
3. Заключительная часть.
Анализ ситуации. Сигналят карточками. Способ «не быть равнодушным, не быть в стороне». Как поступишь ты в следующей ситуации? Если согласен с решением, то показываешь карточку красной стороной, не согласен – другой стороной.
- Друг употребляет плохие слова, обзывается. (а) расскажу взрослым, учителю;
Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал
- Кто – то ломает ветки деревьев. (а) расскажу взрослым, учителю; Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал.
- Мучает животного.
(а) расскажу взрослым, учителю; Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал
Итог: если мы не будем равнодушными, то добро сможет быстрее победить зло и жизнь станет лучше. Жить по правилу: «Если не я, то кто же?» Как вы можете повлиять на поступки других людей? (убедить их, не проходить мимо несчастья, самим поступать хорошо).
Закончим строками стихотворения В. Маяковского: « Мальчик радостный пошел, и сказала Кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо!».
Предварительный просмотр:
Круглый стол "Мой выбор"
Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и остается одной из актуальных в педагогике. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности.
Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого поступков; способствует формированию нравственной жизненной позиции учащихся и развивает у детей умения объективно оценивать своё поведение.
Целевая аудитория - учащиеся 4 класса.
Цель: просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Задачи:
1.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
2. Формирование личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.
2. Расширение знаний детей о нравственности и безнравственности.
3. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Ожидаемые результаты:
личностные: определение внутренней позиции учеников к нравственности, а также ценностная и морально-этическая ориентация ребят, ориентация на выполнение милосердных поступков, определения способности к решению нравственных проблем, а также - оценка собственных поступков, особенно во взаимоотношениях с близкими.
метапредметные: осуществление контроля собственных действий, развитие коммуникативной деятельности, а также познавательной активности.
предметные: четкое понимание и применение понятийного инструментария классного часа, уяснение того, что собой представляют нравственные поступки, как развивать нравственность, что нужно для счастливой жизни человека.
Методические советы
- В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
- Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
- Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
Оборудование: презентация (Приложение 1), солнышко с лучиками, карточки с названиями качеств, предметы для эксперимента.
Форма проведения: круглый стол.
План классного часа
1. Создание проблемной ситуации.
- Добрый день, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Начнём нашу беседу с небольшого эксперимента. Приглашаю одного ученика. Из двух предметов нужно выбрать один. (два карандаша разного цвета, две точилки, два воздушных шара и т.д.)
- Почему ты выбрал эти предметы? Что выбирает для себя человек?
Вывод: человек выбирает то, что ему нравится.
2. Формулирование темы круглого стола.
- Назовите тему круглого стола?
МОЙ ВЫБОР
3. Анализ притчи.
- Приглашаю вас послушать восточную притчу (Приложение 2)
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
-Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Представьте, что у вас в ладонях эта бабочка. Сомкните ладони, почувствуйте бабочку.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята?
- Человек всегда может сделать выбор.
4. Обсуждение определения нравственности
Выбор, направленный во благо другому, доброе дело – это и есть нравственный поступок.
Благородный человек – нравственный, честный и открытый человек.
- Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
- Человек всегда стоит перед выбором быть нравственным или безнравственным. К сожалению, очень часто бывает, что люди совершают безнравственные поступки.
- Какие качества человека вы бы отнесли к нравственным?
- От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
- Перед вами лучи солнца. Напишите на лучах нравственные качества, которыми вы обладаете или хотели бы обладать. (На доске прикрепляем лучи, улыбку)
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. Оно засверкало, заулыбалось. Я желаю, чтобы в вашей душе тоже светило такое солнце.
5. Обсуждение ситуации
Ситуация
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.
6. Анализ стихотворения.
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка»
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги.
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
- Как поступит мальчик?
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
- Какие чувства испытал мальчик?
И вдруг я вижу, девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: «Твой?»
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
- Какой выбор стоит перед мальчиком? Как поступили бы вы на месте этого мальчика?
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
Твое? Скажи, твое?
Мое, - сказала девочка, -
Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
- Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно? Что ты сделал тогда?
- Что такое совесть?
Совесть проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. У каждого своя совесть, потому что у каждого своя нравственность.
Все люди хотели бы жить в нравственном обществе. Но это еще не значит, что все сами хотели бы быть нравственными.
6.Выполнение продуктивного задания
- Всегда ли у человека есть выбор?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
- Перед вами карточки с качествами людей. Разделите их на две группы. (нравственные и безнравственные: добросердечность, зависть, глупость, внимательность, скромность, честность и т.д.)
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации выбора – совершить нравственный поступок или безнравственный?
7.Рефлексия деятельности
- Наш сегодняшний разговор был коротким, но в ходе этого разговора у каждого из вас возникли свои мысли. Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глазки. Я дам вам минутку, чтобы вы вспомнили самое хорошее, доброе, что было сегодня во время круглого стола.
- Откройте глазки. Спасибо вам за беседу.
- Ваш выбор – быть нравственными или безнравственными. Я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор. Всё в ваших руках!
Список литературы
1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
3. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...