«Всегда иди дорогою добра!»
методическая разработка (2 класс)

Галий Маргарита Игоревна

   Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

   Задачи: формирование у учащихся первоначального представления о благотворительности;

 развитие у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными её видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;

активизировать учащихся и родителей на возможные благотворительные действия;

способствовать укреплению содружества между школой, семьёй и социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_1_-_kopiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Всегда иди дорогою добра!»

   Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

   Задачи: формирование у учащихся первоначального представления о благотворительности;

 развитие у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными её видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;

активизировать учащихся и родителей на возможные благотворительные действия;

способствовать укреплению содружества между школой, семьёй и социумом.

   Тип занятия: внеурочное занятие.

   Участники: обучающиеся 2 класса. классный руководитель.

   Формы и методы организации деятельности детей:

беседа на этические темы с опорой на ранее  приобретённые знания и  презентацию;

обсуждение видео по данной проблеме;

предварительное домашнее задание по группам (работа со справочной литературой);

творческая деятельность детей: заранее каждый ученик  нарисовал сердечко, был проведён конкурс изобразительного искусства  «Добрый поступок».

   Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

   Ход занятия:

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н. Толстой

Учитель. Добрый день! Позвольте представить вашему вниманию Урок Добра.

  1. Вступление в тему: звучит песня «Дорогою добра» (из кинофильма «Маленький Мук»).

Слайд 1.

Учитель: Ребята, как вы понимаете «идти дорогою добра»?

Учащиеся:

- Я думаю, что это помогать друзьям в беде.

- Заботиться о животных.

- Относиться бережно к природе.

- Помогать взрослым.

- Уступить место в автобусе женщине с ребёнком или пожилому человеку.

- Говорить друг другу добрые слова.

Учитель: Спасибо! Это действительно добрые дела и поступки. Сегодня тема нашего разговора: доброта.  Как вы думаете, важная эта тема? Почему?  

Учащиеся:

- чтобы научиться быть добрыми;

- совершать добрые поступки…

Учитель.

- Давайте определим основные задачи нашего занятия.

Слайд 2.

Учащиеся:

- вспомнить «добрые» слова;

- поговорить о хороших поступках;

- получить новые знания;

- подумать, какие добрые дела можем сделать мы с вами.

Учитель. Про доброту сложено много замечательных стихотворений. Послушаем некоторые из них.

Учащиеся читают стихи. 

  1. — Добрый день! — тебе сказали,
    — Добрый день! — ответил ты.
    Как две ниточки связали
    Теплоты и доброты.
  2. Нам желают «Доброго пути!»
    — Будет легче ехать и идти.
    — Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
    — Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
    И, наверно, не пойдёт в аптеку,
    И здоровым будет много лет.
  3. За что мы говорим «спасибо»?
    За всё, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы,
    Кому сказали, сколько раз.
  4. Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
    Повторяем его поминутно,
    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
    Нам становится неуютно.
  5. Слова чудеснейшие эти
    Услышать каждый очень рад,
    Добреют взрослые и дети
    И улыбнуться вам спешат.
  6. А как нам добрые слова нужны! 
    Не раз мы в этом убедились сами, 
    А может не слова — дела важны? 
    Дела — делами, а слова — словами. 
    Они живут у каждого из нас, 
    На дне души до времени хранимы, 
    Чтоб их произнести в тот самый час, 
    Когда они другим необходимы...
  7. Если кто-то загрустит, 
    Ты его не оставляй, 
    Добрым словом, 
    Добрым делом 
    Утешай и помогай!

Учитель: Ребята, давайте попробуем собрать «семью» добрых слов. Какие же добрые слова может предложить нам первая группа? (Дети отвечают.  На доске размещаются карточки со словами).

Учащиеся: Добро, доброта, вежливость, забота, внимание, помощь, щедрость, волшебные слова.

Учитель. Спасибо! А приходилось ли вам слышать слово «благотворительность»?

Как вы думаете, какое значение у этого слова? Давайте посмотрим, из каких слов оно составлено: творить благо. Подберите синонимы к слову «творить». Обсудите в группах.

Ученики: делать, сочинять, осуществлять, совершать.

Учитель: А синонимы к слову «благо»?

Учащиеся: добро, хорошо, полезно…

Слайд 3.

Учитель.  Значит, можно сказать: «совершать добро». Можем мы добавить это слово к нашим «добрым» словам?

Учащиеся: да.

Учитель.  Я предлагаю вам посмотреть видео «Что такое благотворительность».

Учитель.  Как объясняли слово «благотворительность» дети на видео?

Ученики:  «деньги для собак, ухаживают за ними», «какие-то дела для фонда», «помогают больным детям, тому, кому плохо»…

Учитель. Вы почувствовали, что ребята на видео тоже затруднялись объяснить значение этого слова? Как мы можем узнать точное значение слова «благотворительность»?

Ученики: Обратиться к Толковому словарю С.И. Ожегова.

Учитель. Спасибо! У нас ребята второй  группы готовы выступить со своим сообщением? (Дети отвечают).

Слайд 4.

«Благотворительность — 1. Действия, направленные на общественную пользу. Например, безвозмездная работа 2. Действия, направленные на  оказание материальной помощи».

   Знаете, ребята, существуют крупные благотворительные фонды, которые оказывают помощь больным детям. Я расскажу вам о некоторых из них. Нет, пожалуй, я расскажу историю о том, как наша пятилетняя девочка Даша Богомолова попала в Клинику НИИ имени академика  Н.Н. Бурденко, которая находится в Москве.

Слайд 5.

   После обследования в г. Барнауле Даше, как девочке с тяжёлым заболеванием, дали направление в эту клинику. У Дашиной мамы есть ещё сынок, а вот денег на дорогу, обследование и лечение нет. Тогда Администрация нашего сельсовета и Совет депутатов решили обратиться за помощью к благотворительным фондам.

Слайды 6.

    Первым откликнулся  Благотворительный Фонд Алтайского края, который оказывает помощь детским домам, домам - интернатам, малообеспеченным семьям, помогает детям с тяжёлыми заболеваниями  на территории всего Алтайского края. Даше с мамой были выделены деньги на дорогу до Москвы.

   Слайды 7-8-9.

   Откликнулся также другой благотворительный Фонд – «Подари жизнь», имени Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, который также занимается организацией помощи тяжело больным детям. Этот фонд оплатил обследование и лечение девочки, маме с Дашей было выделено недорогое жильё на время лечения в Москве.

 Слайды 10-11.

   В настоящее время мы обратились в Благотворительный Фонд имени Константина Хабенского «Соверши добро» с просьбой выделить деньги  Даше и маме на обратную дорогу.

   Но ведь Даше оказали и продолжают оказывать  помощь ещё и жители нашего села, района. Список добрых людей немалый. Я убедилась, сколько неравнодушных,  отзывчивых людей среди нас с вами. Хочу выразить благодарность вам, ребята, и вашим родителям, которые поддержали Дашу в трудной жизненной ситуации.

   Как вы думаете, можно ли слово «отзывчивость» поместить в «семью» добрых слов?

Ученики: да.

Учитель. Мне хочется продолжить рассказ о тех людях, которые помогли нашей Даше. В Москве (а город этот большой, совсем незнакомый для Даши и мамы) встретила их девушка-волонтёр и на машине доставила до Клиники. А кто такие волонтёры?

Ученики:

- Это ребята, которые разучивают с нами игры и танцы.

Учитель. 

Давайте вновь обратимся к Толковому словарю. Ребята третьей   группы готовы выступить? (Дети отвечают).

Слайд 12.

«Волонтёр – доброволец (тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу)».

Я расскажу вам, ребята, кто такие волонтеры и чем они занимаются.

   Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!

   Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других.

   Для кого-то – это потребность души, для других – невозможность пройти мимо чужого горя, третьи видят в этом свою миссию на Земле. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей. Волонтёрство – это всегда новый опыт и практика! Это возможность получить знания и навыки в команде друзей.

   Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений. Например, социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.). Экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем).

  - Ребята, а можно ли нас с вами назвать волонтёрами?

Ученики: да.

Учитель. А какие совершённые нами действия подтверждают ваше мнение?

Ученики:

- Мы посадили цветники у школы и у Дома-интерната.

- Выступили с концертами в Доме-интернате для пожилых и инвалидов и в детском садике.

- Подарили подарки детям детского садика «Колосок».

Слайды 13-14-15-16.

Учитель. А главное – мы вместе и с нами ваши родители. Спасибо!  Немецкий философ Иммануил  Кант писал: «Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения». Можем ли мы семью добрых слов пополнить словом «волонтёры»? Подумайте, какие волонтёрские действия ещё можно нам совершить?

Ученики:

- Ещё выступить перед пожилыми и малышами, приготовить им подарки.

- Разучить с малышами игры и поиграть с ними…

Учитель. Спасибо! Знаете, ребята, у Даши 12 декабря день рождения. Ей исполнится 6 лет. Мы можем приготовить ей подарок своими руками? Можем! А мамы могут связать шапочки для Даши. Туркменская пословица гласит: «Доброе намерение – половина счастья».

Слайд 17.

  Доброта — она не увядает 
И не ждет взаимности в ответ. 
Никогда не жжет, а согревает, 
Оставляя в душах яркий свет. 
   Доброта не судит, не калечит. 
От нее не стоит ждать вреда. 
Лишь она от злобы мир излечит, 
Не завысив цену никогда. 
   Доброта действительно бесценна. 
И старик, что кормит голубей, 
Даже сам не зная, постепенно 
Эту землю делает добрей. 
   И ребенок, пожалев дворнягу 
И отдав с портфеля бутерброд, 
Доброте поступком дал присягу, 
Что в беде друзей не подведет. 
   Доброта, как раненая птица, 
Что, сломав крыло, стремится ввысь. 
И блеснет слезою на ресницах 
Доброта, что верит в нашу жизнь. 
   Где добро, там свет, а как иначе? 
Жизнь без милосердия пуста. 
Если от чужого горя плачем, 
Значит, не иссякла доброта. 
(Ирина Самарина)

Слайд 18.

- Ребята, а как вы понимаете слово «милосердие»? Можно ли нам этим словом дополнить семью «добрых» слов.

Предлагаю сейчас  исполнить песню Татьяны Мухаметшиной, которая так и называется: «Песня о доброте».

Слайд 19.

   В этом мире огромном, в котором живем я и ты,  

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.  

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,  

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.  

ПРИПЕВ: Весной зашумит вода,  

Зимой запоют ветра.  

Давайте, Друзья, всегда  

Друг другу желать Добра!  

   Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,  

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,  

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,  

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!  

    Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,  

И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.  

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,  

Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

 

 Давайте обратимся к девизу нашего часа общения: Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

- Ребята, а вы верите в добро?

- И я верю. Я желаю всем добра и всех остальных благ!

Учитель прикрепляет  сердечко с добрыми пожеланиями, а вокруг ребята размещают   свои сердечки и говорят свои пожелания всем присутствующим.

Итоги занятия.

Учитель. 

– Ребята! Давайте вернёмся к задачам, которые мы для себя определили в начале занятия.

- Было ли занятие полезным?

- Какие жизненные ценности вы можете определить для себя в результате нашего занятия?

Слайды  20-21.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Внеклассное мероприятие. Тема: «Всегда идти дорогою добра»

Придумано  кем – то  просто  и  мудроПри  встрече  здороваться  «Доброе  утро!»Доброе  утро!  Солнцу  и  птицам.Доброе  утро!  Улы...

Классный час "Всегда иди дорогою добра"

Материал классного часа формирует у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, воспитывает доброе уважение к окружающим людям, учит размышлять над нравственной сутью пост...

Классный час во 2 классе «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»

Расширение понимания учащимися значения слова «доброта», развитие умения отличать плохое от хорошего.-Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулироватьнравственные су...

Классный час "Всегда иди дорогою добра"

Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;Задачи:учить размышлять н...

Классный час для начальной школы «Всегда иди дорогою добра»

Конспект внеурочного мероприятия "Всегда иди дорогою добра". Нацелено на выявление правильного и ошибочного представления о добре и зле, представления о человечности у младших школьнико...