Поспешай делать добро
методическая разработка (4 класс)

Красова Ольга Владимировна

Цель: создавать условия для совершенствования культуры нравственного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности

в 4 д    классе

учителя Красовой О.В.

Духовно- нравственное направление

Клуб   «Академия премудрости»

Тема: «Поспешай делать добро» 

Место проведения:  МБОУ МЛГ №33 кабинет №261

Форма организации внеурочной деятельности: этическая беседа и КТД

40 мин

Аудиторное занятие в 3-ей четверти

Тема

"Поспешай делать добро"

Дата в КТП

15.01.20

Цель: создавать условия для совершенствования культуры нравственного поведения

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель;
  • формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные:

  • слушать собеседника, строить монологическое высказывание, вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Личностные:

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на нравственные истины;
  • ценностное отношение к  пониманию чувств, эмоций других людей и сопереживание им;
  • взаимопомощь и ответственность в  групповой работе;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке;
  • поддерживать интерес детей к устному народному творчеству и литературному чтению



Этап занятия

Деятельность  учителя  (метод)

Деятельность учащихся

1. Эмоционально-установочный

(эмоциональное включение)

 Задача: организация межличностного взаимодействия

-- Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлем, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Человек, в душе которого есть доброта,  улыбается и внешне приятно выглядит. 
Давайте поприветствуем с улыбкой друг друга кивком головы.
А что вы хотите мысленно пожелать?
А теперь повернитесь к присутствующим гостям и подарите и им своё доброе приветствие.

Задача: вступление в межличностный контакт для

решения практических и жизненных задач

Предполагаемые ответы детей:

-Здоровья, добра, послать привет, поздороваться, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много, чтобы вместе играть…

Кивают в знак приветствия

2.Пропедевтический

Задача: создание условий для успешного включения в деятельность

Русская народная мудрость гласит: «Поспешай делать добро!»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-А как вы представляете возможным воплощать (делать) его в вашей жизни?

- Приведите конкретные примеры из своей  личной или нашей  общей классной жизни.  

- Молодцы, что вы не только ведёте разговор о доброте, но и несёте это добро окружающим!

Задача: подготовка к деятельности и выбор способов её реализации (мотивационная, интеллектуальная)

Предполагаемые ответы детей:

-Надо делать добро не один раз в год и не когда  вдруг захочется, а ежедневно проявлять заботу, доброту  и сочувствие

- Помогать тем, кто нуждается в нашей помощи (младшим и старшим членам семьи, одноклассникам и учителям, одиноким пожилым людям, ветеранам,  братьям нашим меньшим – животным), охранять природу

Рассказывают про личный опыт и вспоминают о коллективных делах:

- Участие в акции «Напиши письмо одинокому пожилому человеку», «Добрая крышечка», «Посади лес!», «Покормите птиц зимой!», сбор макулатуры, буккроссинг, «Утилизация батареек», проведение праздника «День матери», «Никто не забыт - ничто не забыто!» и другие.

3.Деятельностный

Задача: Скрытое руководство    деятельностью учащихся

- А сейчас я предлагаю выбрать наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях. 

1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача, но мама просит по какой - то причине  в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?                               Отметьте Х

-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

2. Классный руководитель объявил ребятам, что на класс выделили 28 билетов на цирковое представление  и сказал: «Вас в классе 33 человека. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по -другому».

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.

- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

- Подниму руку, что не пойду.

- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.

-Объясни выбранный вариант.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

-А теперь проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношении к другому.

-Как вы думаете, вы делали выбор в пользу себя или чтобы другим было хорошо? В чью пользу вы принимали  решения?
-Что же такое справедливость? (стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным).

-А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

-Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.

- Послушайте стихи, они принадлежат перу иранского поэта Абул- Касиму Фирдоуси:

Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём

Посеем семена добра, покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра, для нас не станет ложем.

Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

Но зло творится без труда, добро – творить трудней.

Рождает зверя зверь, рождает птица птицу,

От доброго добро, от злого зло родится…

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

-Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.

-Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Следовательно, основное назначение человека – творить добро.

Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначились самыми близкими человеку словами: З- «Земля», Л – «Люди», М – «Мыслите», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

-Молодцы ребята! Чтобы не забывать о доброжелательности в общении, народ придумал меткие и мудрые пословицы.

Я буду произносить начало, а вы – продолжение пословицы.

-Слово не воробей,…(вылетит -не поймаешь)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном)

-Семь раз отмерь,…(один отрежь)

-О чём она говорит?

-Как аукнется, …(так и откликнется)

-Как другими словами можно сказать?

-Дети, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину?

-Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь». Правильно ли так говорить?

-С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция?

-Замечательно!

Практически значимое задание

-Слышали ли вы выражение «голубь мира»?

- Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

на иллюстрации вариант 1961 года

-А что напоминает вам этот голубок (сделан детьми на уроках технологии)?

-Верно, чтобы помириться, иногда достаточно пожать друг другу руки. Некоторое время назад вы делали этих голубков с пожеланиями (как задание по технологии), и теперь наступило время их подарить тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком.

-Кто затрудняется, не может вспомнить, я подскажу: чаще всего мы обижаем того с кем делим одну парту, с кем дружим, порою сами не замечаем того, как невзначай, не задумываясь, мимоходом больно раним словом или делом.

 -А может, кому-то есть в чём повиниться перед классным руководителем.

-Кто не отдал своего голубка, посчитав, что не причинил никому зла?                               (могут быть  и такие дети)

-Я вам открою тайну - больнее всего страдает от вашего грубого слова…мама и другие члены семьи! Вы постарайтесь сегодня, придя домой, обнять их и попросить прощения. Договорились?!

- Хорошо, когда в семье мир да лад, не нужен и клад (пословица), но вы говорили, что в вашей помощи нуждаются и  животные.

-Скажите, от чего больше страдают птицы в холода?

- Как мы можем помочь голодающим птицам?   Какой корм можно предложить синицам?

- А давайте сделаем универсальную подкормку для синиц.

- Вам помогут ученицы нашего класса.

-Пока вы делаете доброе дело, я хочу вам напомнить слова поэта Рудаки:

 1.«Не обижай людей – придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья – то».

2.«Ты будешь ближними любим,

и радость доброты познаешь,

Не пожелав другим

Того, чего себе не пожелаешь».

3.«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь – это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви».

Пусть эти заветы служат нам ориентиром в жизни и отношении с людьми по пути добра.

Задача: Последовательная реализация компонентов познавательной деятельности

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы учитель мог проанализировать направленность их решения.

Ответы детей. Дети объясняют свой выбор

Ответы детей, в которых они объясняют свой выбор.

Ответы детей

Этот анализ очень важен, так как в процессе него ребята осмысливают, что считать добрым и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого решения. Здесь можно с детьми затронуть вопрос: всегда ли справедливое решение означает, что нужно поставить всех в одинаковую ситуацию, чтобы никому не было обидно. Или равные условия для всех – это не значит самое доброе решение.  Может быть, именно во имя доброго по отношению к кому – то следует нарушить формальную справедливость, когда всем поровну. Очень важно, чтобы дети задумались над этим.

Ответы детей

Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики.

На доске появляется иллюстрация

Ответы детей (Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном)

Ответы детей (Прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова)

Ответы детей (Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

Ответы детей (Прости, извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)

- Так нельзя говорить. Суффикс –сь показывает , что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения у другого человека.

Ответы детей

- Ладонь

Дети начинают вручать голубков, звучит фонограмма песни «Твори добро на всей земле» в исполнении группы «Непоседы»

Работа в группах (Лиза Осипова, Майя Сандалова и Настя Шуртакова проводят мастер-класс по изготовлению подкормки для синиц)

На доске написаны слова

IV этап

Эмоционально-рефлексивный

Задача: неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов.

-Скажите, стали ли вы чуточку  счастливее от того, что принесли извинения обиженному вами человеку?(да)

-А как вы думаете, у того, кому вы вручили голубка, стало теплее на душе? (да)

- Радостно ли  вам будет наблюдать за кормлением синиц?

-Молодцы! И пусть копилка ваших добрых дел постоянно пополняется!

(На доске появляется видеоролик «Копилка добрых дел» или стенгазета с фотографиями участия учеников 4 д класса в добрых делах)

Задача: презентация результатов деятельности и отношения к ним

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети забирают подкормку для птиц и развешивают в школьном дворе или около своих домов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Агитбригада "Делай доброе дело"

Ребята выступали на районном слете волонтеров "Нести добро и радость людям"....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"

Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида...

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....