Исследовательский проект по патриотическому воспитанию
проект (3 класс)

Карп Татьяна Владимировна

Проект « Дети войны » ориентирован на патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований различных источников о Великой Отечественной войне. Работа над проектом предполагает совместную деятельность обучающихся, родителей и   учителя.

Тема проекта «Дети войны» актуальна, значима и интересна. Проект посвящен Дню Победы. Этот проект расширяет знания учащихся о Великой Отечественной войне, о детях войны, на долю которых выпало пережить все её ужасы.  Младшие школьники  учатся ценить подвиг советского народа, с уважением относится к поколению людей, чьё детство прошло в годы войны. В сознании обучающихся происходит формирование нравственной позиции личности, которая определяет отношение ребенка к обществу, к своему Отечеству. Поэтому для повышения уровня знаний учащихся об истории Родины, формирования  их патриотических качеств  и общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx667.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект подготовила  Карп Татьяна  Владимировна

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Название проекта

Исследовательский проект по патриотическому воспитанию

 «Дети войны»

Предмет, класс

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, внеурочная деятельность  (3класс)

Краткая аннотация проекта

Проект « Дети войны » ориентирован на патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований различных источников о Великой Отечественной войне. Работа над проектом предполагает совместную деятельность обучающихся, родителей и   учителя.

Тема проекта «Дети войны» актуальна, значима и интересна. Проект посвящен Дню Победы. Этот проект расширяет знания учащихся о Великой Отечественной войне, о детях войны, на долю которых выпало пережить все её ужасы.  Младшие школьники  учатся ценить подвиг советского народа, с уважением относится к поколению людей, чьё детство прошло в годы войны. В сознании обучающихся происходит формирование нравственной позиции личности, которая определяет отношение ребенка к обществу, к своему Отечеству. Поэтому для повышения уровня знаний учащихся об истории Родины, формирования  их патриотических качеств  и общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность.

 Цель проекта

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности  по изучению истории Великой  Отечественной войны

Основания проекта

Проект направлен на развитие общекультурных компетенций обучающихся, на их духовно-нравственное и патриотическое воспитание,  личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие исследовательских навыков поведения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему важно сохранить память о Великой Отечественной войне?

Проблемные вопросы

1)Как привлечь внимание сверстников к изучению истории нашей Родины?

2)Можно ли изучая биографии ветеранов, беседуя с  людьми пережившими  войну, чьё детство было подвергнуто страшным испытаниям жуткой войны,  пополнить свои знания о Великой Отечественной войне?

Учебные вопросы

1)Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали? Назовите авторов. Найдите:

-Книги о детях – участниках военных действий, партизанского движения.

-   Книги  о детях на оккупированных территориях.

 - Книги о жизни детей в тылу врага

2) Найдите стихи советских поэтов о Великой Отечественной  войне, о детях во время войны;

3) Вспомните пословицы Родине, составьте свою пословицу.        

4) Найдите записи песен времен войны, выучите любую.

5)Поделитесь впечатлениями от фотографий военных лет и картин на тему войны и Парада Победы.

6) Посетите краеведческий музей, узнать, какой вклад внес п. Волосово в Победу, о детях Волосовского района во время войны, узниках концлагерей, партизанах.

7)Интервьюируйте старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили Победу 1945.

8)Нарисуйте рисунки о Великой Отечественной войне. Оформите выставку.

9)Напишите сочинение «Письмо солдату». (Разговор с солдатом, не вернувшимся с фронта).

Ожидаемые результаты обучения

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о Великой Отечественной войне, о детях, переживших ужасы войны, на формирование патриотических качеств обучающихся.   Младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников: (статьи из газет, энциклопедии, справочники, словари, художественные книги, альбомы с репродукциями картин советских художников, интернет-сайты, телепередачи, ссылки,  которые указаны учителем, архивные документы из краеведческого музея, встречи   со старшим поколением, которое   пережило ужасы войны).  В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде проектных творческих работ, фото-рассказов о своих наблюдениях.

Продолжительность проекта

7-8 недель

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, проекционная система,  сканер, сеть Интернет, семейные и музейные архивы.

План проекта

I этап. Организационно-ознакомительный

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем буклета для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Деление на группы по интересам, распределение ролей в группах. Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

II этап. Реализация проекта

1.Конкурс чтецов «Детям войны  посвящается».

2. Встреча  с председателем Совета ветеранов войны и труда и общественных организаций Изварского сельского поселения Карпом Константином Петровичем: «Детство, опалённое войной»

2.Посещение краеведческого музея г. Волосово. Экскурсии по темам: «Освобождение п. Волосово от фашистских захватчиков», «Партизанское движение в Волосовском районе в годы Великой Отечественной войны», «Подвиг героя Советского Союза В. В. Хрустицкого».

3.Творческий отчёт « Война глазами детей».

4.Встреча с писателем Виктором Васильевым - презентация повести о военном детстве автора «Зарубки на сердце».

5.Конкурс рисунков « Военное детство».

6. Конкурс сочинений «Письмо солдату».

7.Участие в музыкально-литературной композиции «Священная война» - использование стихотворений Расула Гамзатова, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой, Михаила  Исаковского,  Александра Твардовского и песен о Великой Отечественной войне.

8.Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».

Самостоятельная или групповая работа по выполнению проекта. Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

III этап. Завершающий – оформление  результатов проектной деятельности. (Фотографии, выставка рисунков, материалы экскурсий.  Фото Всероссийской акции «Бессмертный полк». Аудиозапись стихов. Оформление презентации, сканирование рисунков и сочинений, фотографии ветеранов).

IV этап. Итоговый

Презентация проекта  учащимся класса и на школьной научно-исследовательской конференции «Первые открытия».

План работы групп разных направлений проекта

1. План работы группы исследователей

  • Исследовать семейные архивы об участии ветеранов в Великой Отечественной войне.
  • Отыскать информацию о  детях в годы войны в других источниках (Интернет, библиотеки, краеведческий музей, встречи с участниками военного периода).

2. План работы группы фотокорреспондентов

  • Организовать фото-экскурсию по выставке репродукций картин о Великой Отечественной войне.
  • Создать «Семейный фотоальбом» -фото военных лет.
  • Подготовить презентацию.

3. План работы группы литераторов        

  • Прочитать и проанализировать художественные произведения поэтов и писателей о Великой Отечественной войне.
  • Выучить стихотворения о войне.
  • Записать аудио файл своего прочтения этих произведений.
  • Подготовиться к встрече с писателем Виктором Васильевым, написавшем повесть «Зарубки на сердце» о своем военном детстве. Продумать вопросы (интервью с писателем)

4. План работы группы художников

  • Нарисовать рисунки о войне и Великой Победе, оформить выставку работ «Военное детство».

5. План работы группы знатоков

  •  Найти пословицы о Родине, песни военных лет, узнать о том, представители каких национальностей нашей страны принимали участие в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Результат проекта

  • Оценивание работы участниками, учителем, родителями:

дети военного времени, где бы они ни жили: в глубоком тылу, на оккупированных территориях были лишены детства.

  • Презентация материала учащимся класса на школьной научно-исследовательской конференции «Первые открытия».
  • Публикация материалов в СМИ

Приложение

Исследовательская  работа « Дети войны» ученика 3 класса

 Дятлова Ильи

        Цель моей работы:

        На примере биографии моей  бабушки, ребёнка в годы  Великой Отечественной войны показать тяжесть и горечь пережитого.

Задачи, которые я перед собой поставил:

1.Отыскать и изучить документальные источники: семейные фотографии и письма, архивные документы о моей бабушке - Дятловой Валентине  Николаевне.

2.Привлечь внимание сверстников к изучению истории нашей Родины.

3.Быть благодарными  и  уважительно относиться к целому поколению – поколению детей  Великой Отечественной войны

Актуальность проекта

 К празднованию 75-летия Великой Победы! Важно: отдать дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.  Кто они – дети войны - наши ровесники из сороковых годов? Как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали? Людей, переживших войну, помнящих это ужасное время, становится все меньше. Их воспоминания очень важны, дороги  и ценны.

Этапы проекта:

  1. Сбор и изучение информации.
  2. Подготовка презентации.
  3. Защита проекта.

Реализация проекта

Хорошо жить,  когда ярко светит солнце, поют птицы! Когда можно играть с друзьями! Когда есть у тебя мама  и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда  вокруг тебя мир!  Какой ужас несёт в себе война! Сколько  бед и горя!  Гибнут люди, разрушаются дома, уничтожаются леса!

В нашей стране Великая Отечественная Война не обошла никого.

Нет такой семьи в России, которую бы не затронула.  

 Мои прадеды воевали на фронте.  Оба не вернулись! Погибли, защищая нашу Родину, свою землю, свои семьи, своих детей! Я всегда  буду  помнить и гордиться своими бесстрашными прадедушками!

   Рассказать я хочу о своей бабушке Дятловой Валентине Николаевне.

C:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\Rar$DR10.594\481.JPG

Дятлова Валентина Николаевна родилась 30 марта 1936 года.   Во время войны она была ребёнком.  Жила вместе с матерью  в городе Уральске.  Бабушка рассказывает мне о своём трудном военном детстве.

Вспоминает Валентина Николаевна:

«Нелегко  было! Продукты выдавали по талонам, нормы были мизерные. Электричества не было: пользовались керосиновыми лампами. Окна в домах были плотно занавешены одеялами, чтобы не привлекать внимание немцев во время бомбежек. Но никто не жаловался на невзгоды.»

Вспоминает Валентина Николаевна:

« Голод пришлось пережить. Мать потеряла  продуктовые карточки. Соседи помогли не умереть.  Все понимали чужое горе и искренне как родным спешили на помощь!

 « Не смотря на то, что мы не доедали, были ослаблены, каждый стремился в школе получать хорошие отметки»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ФОТО  КАРП Т.ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТАd220177@mail.ru_2021-01-16_20-35-42 (1)\1078.JPG

 

И бабушка выжила! Как и её ровесники они ждали возвращения своих отцов. Твёрдо верили, что фашистов уничтожат и будет снова мир! Не надо будет прятаться от бомбёжек! Все будут сыты и здоровы! Можно  спокойно учиться в школе!

 И наконец, фашистов погнали за пределы нашей страны.

 Дети  стали ходит в школу.

Моя бабушка очень старательно училась. Особенно ей нравились уроки математики и физики.  После окончания школы она уехала в город Ленинград и поступила в педагогический институт.  Всю свою  жизнь  Валентина Николаевна посвятила детям.  Она работала в школе и преподавала математику и физику. Её ученики часто бывают у бабушки в гостях.

Я  рассказал о моей бабушке Дятловой Валентине  Николаевне   ребятам  класса и отправил материалы семейного архива для участия в районном фотоконкурсе «Ветераны глазами детей». Моя работа опубликована  в газете « Сельская новь» и  в книге – сборнике  «Ветераны глазами детей».

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ФОТО  КАРП Т.ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТАd220177@mail.ru_2021-01-16_20-35-42 (1)\266.JPG   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ФОТО  КАРП Т.ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТАd220177@mail.ru_2021-01-16_20-35-42 (1)\510.JPG

Выполняя исследовательскую работу, я  сделал  следующие

 выводы:

  1. Война и дети – эти слова никогда не должны стоять рядом.
  2. Горе и страдания, боль утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость. Трудолюбие  и прилежание – все те качества, которые  помогают стать настоящими людьми.
  3. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
  4. Война и детство несовместимы, война жестока.


Заключение

Дети войны знали, что такое горе, страдания, смерть. Но дети войны не чувствовали себя несчастными, потому что они знали - их несостоявшееся детство положено на алтарь Великой Победы. Они были лишены детства, чтобы сейчас детство было у каждого из нас.

Но 9 мая 1945 года эти рано повзрослевшие дети были по- настоящему счастливы, потому что пришла Победа, которую они приближали своим трудом, страданиями и верой. Для них это был праздник единства с Великой страной, с Великим народом, одолевшим страшного врага

В ходе проекта – исследования  была подтверждена гипотеза: дети военного времени, где бы они ни жили: в глубоком тылу, на оккупированных территориях были лишены детства в современном понимании этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Образовательный проект по патриотическому воспитанию "Я гражданин России"

Образовательный проект "Я гражданин России" содержит в себе описание разделов реализации патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся....

Научно-исследовательская работа «Система патриотического воспитания в современном образовании»

B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем ш...

Исследовательский проект по патриотическому воспитанию «Ветеран в моей семье»

Проект «Ветеран в моей семье» ориентирован на патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуа...