Рабочая программа " Наш дом- Россия"
рабочая программа (3 класс)

Москаленко Наталья Викторовна

Для учащихся 3 класса (интенсив)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_nash_dom_rossiya_sdelano.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная программа внеурочной деятельности в форме интенсив « Наш дом-Россия»  направлена на  изучение  учащимися 3 классов  МБОУ СОШ№1 особенностей изучения культурного наследия страны, природы России и  Краснодарского края,  исторического развития своей малой родины Приморско-Ахтарского района, творчества  поэтов и писателей, прозаиков, композиторов и художников, выдающихся деятелей науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе проектной и исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о героическом прошлом своего рода,  о достопримечательностях родного города,  о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. В программу интенсива  включен учебный материал, не вошедший в область «Окружающий мир», по ПДД, по ЗОЖ, здоровьесбережению,  по экологии и др.

Значение курса интенсива «Наш дом-Россия»  состоит также в том , что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

     Курс интенсива поможет ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры Кубани, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя своей малой родины, родной страны и планеты Земля.

Программа рассчитана на 68 часов (по 2 часов в неделю) и предназначена для учащихся 8-9  лет. Содержит 8модулей разного направления:

общеинтеллектуальное,

социальное,

общекультурное,

духовно-нравственное

здоровьесберегающее

Программа направлена на системный подход к формированию развитой личности, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

                        1.Планируемые результаты

Цель изучения курса заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы России, Кубани,  истории, и с уважением – к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

 Методы  проблемно-диалогический, поисковой, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач дополнительного начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника  процесса познания и самостоятельности в решение учебных задач.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

-Человечество как многообразие народов, культур, религий.

-Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

-Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально- нравственное.

-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

Личностными результатами изучения курса «Интенсив» являются:

-осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к краю, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, традициям кубанского казачества, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

-установка на безопасный здоровый образ жизни

Основные направления воспитательной деятельности

-гражданско-патриотическое воспитание,        

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания,

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

Предметными результатами изучения курса являются:

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира Кубани, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Состоит из 8 разделов/модулей.

   2. Содержание программы (описание разделов/модулей)

Педагог самостоятельно корректируют и определяют количество часов на аудиторную и внеаудиторную часть программы, в соответствии с особенностями и  интересами данного класса на каждый учебный год.

Содержание тем

1.Кубань - казачий край. 

Родной край в древности. Природа родного края. Судьба Кубани – наша судьба. Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живешь. Мой родной уголок. История города в названиях улиц. Мой дом – моя крепость. У моих родителей – золотые руки. Операция «Кубанский сувенир». Экскурсии, поездки, прогулки  по памятным историческим местам города и района. Народные праздники. Творческие и исследовательские проекты.

         

2. Окружающий нас мир. Темы  курса окружающий мир, вынесенные для внеурочной деятельности. Подготовка и защита проектов, экскурсии в соответствии с программным материалом

3. Покажи себя (общекультурное направление). Общешкольные праздники, традиционные  КТД, День знаний, Новый год, концерты к дню матери Кубани, 8 марта, 23 февраля, праздники «За честь школы», прощание со вторым классом, с начальной школой и др.

4. Я – патриот России. Уроки милосердия и доброты. Символы Российского государства. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Ты и твои друзья. В гостях у предков. Откуда я родом. Архивные раскопки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Конституция – основной закон жизни страны. Там, где погиб неизвестный солдат. Дети войны. Низкий поклон ветеранам войны. Вам, ветераны Великой Отечественной войны!  К 77летию Победы!

5. Чтение  – это увлекательно. Библиотечные уроки, встречи с писателями и поэтами района, КВН по любимым произведениям.

6.Хочу всё знать. Викторины по кубановедению, предметные недели и олимпиады, творческие конкурсы, Учи.ру идр.

8. Будьте здоровы.. Игры нашего народа. Игры на школьном дворе. Участие в спортивных мероприятиях. Всекубанской

Профилактические мероприятия во время сезонных заболеваний.

2. Примерный тематический план программы интенсива « Наш дом-Россия» для       3класса

п/п

Разделы, темы блока/ модуля

всего

Количество часов по класам

Характеристика деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

1

Ауд.

Внеад

1.

Духовно-нравственное направление Кубань -казачий край

10

7

3

Познакомятся с историей Казачества, образования и традициями казачества  Познакомятся с правилами поведения в храме при богослужении. Узнают о героях-земляках Находить на карте России родной край. Исполнять гимн Краснодарского края,  родного города. Характеризовать символику Краснодарского края, родного города

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания

2

Общеинтеллектуальное

Окружающий нас мир

(окружающий мир)

25

15

10

 Понимать учебную задачу раздела и данного занятия, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке.  Анализировать информацию. Осуществлять поиск и сбор информации (извлече-ние необходимой информации из различных ис-точников: энциклопедии, краеведческая литерату-ра, рисунок, таблица, тексты СМИ), рассказывать о родном городе и своем доме по плану.Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблю-дениям город и село, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира; классифицировать объекты окружающего мира;

Работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем) сведения о гербе своего региона и го-рода, национальном составе населения регио-на/города; обсуждать, почему народы России называются братскими.

Проявляют компетентность

в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности, в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ; осознают свою этническую принадлежность

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания,

3

Общекультурное

Покажи себя

10

5

5

Изготавливать поделки, рисунки к празднику, фотоколлаж. Участвуют в театрализованном представлении. Определят круг обязанностей при подготовке, распределение ролей. Подготовка наглядностей, выступающих к новогоднему утреннику. Выражать свое отношение к происходящему на сцене.

Оценивать свое поведение с точки зрения культурного человека

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания

4

Социальное

Я – патриот России.

5

5

0

Расширят знания о государственных символах Называть значимые события Великой Отечественной войны. Оценивать значение Дня Победы для общества. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать    свои достижения на уроках. Сопровождать обсуждение

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания

5

Общеинтеллектуальное Чтение- это увлекательно

5

2

3

Научатся самостоятельно определять круг детского чтения. Работать по школьному проекту  с библиотекой Осуществлять практические действия по восстановлению книг. Оценивать свое отношение к книгам.

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания,

6

Общеинтеллектуальное Хочу всё знать

7

5

2

Научатся способам поиска информации в различных источниках, участвовать в различных предметных и творческих конкурсах, типа «Русский медвежонок», «Кенгуру» Учи.ру,Конкурсы предлагаемые ДДТ.

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания,

7

Спортивно-оздоровительное

Будьте здоровы

6

2

4

Оценивать свои действия по соблюдению режима дня. Участвовать в поисковой работе по сбору игр бабушек и дедушек.

Применять и оценивать профилактические мероприятия во время сезонных заболеваний

-гражданско-патриотическое воспитание,

-духовно-нравственное воспитание,

-эстетическое воспитание,

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,

-трудовое воспитание,

-экологическое воспитание,

-ценности научного познания

Всего:

68

41

27

 

4. Предполагаемые результаты реализации программы

  Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

- традиции жителей края, казачества;

- улицы, расположенные вблизи дома и школы

- основные учреждения культуры, быта, образования своего района, края.

- основные достопримечательности  своего района, края

- основных представителей и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

5. Формы и виды контроля:

- выставки

- конкурсы, фотоконкурсы

- доклады, презентации

- праздники

- викторины, олимпиады

- портфолио

6.Методические рекомендации

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

В программу включены материалы программ по кубановедению, окружающего мира, не вошедших в содержание 3 класса.

Программа  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Рекомендуется привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  «славных боевых и трудовых традиций»; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия);  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год

В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Рабочая программа УМК "Школа России"

В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....