Воспитание и социализация образования в условиях классного коллектива
методическая разработка

Юскова Светлана Викторовна

             Проблему воспитания и социализации учащихся можно решать в школе через    урочную  и внеурочную деятельность. Это может сделать каждый классный руководитель, составив программу развития классного коллектива с учётом требований ФГОС и интересов учеников и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doklad.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

(Сл 1)   Воспитание и социализация образования в условиях классного коллектива

                      Сл.2    Добрая школа-это хорошо,

                        Умная школа-  великолепно,

                       Но ребенок должен быть еще и

                        Подготовлен к жизни

                                                         Д.Дьюн

      На протяжении всей жизни человек познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Обучаясь в школе, ребёнок приобретает товарищей, сталкивается с понятием «одноклассники». Как воспитать в ребёнке качества, которые помогут ему определить свой правильный путь в жизни и не свернуть с него, стать успешным гражданином своего Отечества? Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.

  Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа - главное место, где формируются жизненные (т. е. социальные) компетенции ребенка.

             Проблему воспитания и социализации учащихся можно решать в школе через    урочную  и внеучебную деятельность. Это может сделать каждый классный руководитель, составив программу развития классного коллектива с учётом требований ФГОС и интересов учеников и их родителей.

(Сл.3) Цель: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

(Сл.4 )Задачи:создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;

  • развивать творческие, интеллектуальные способности;
  • создать условия для повышения уровня воспитанности учащихся;
  • развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;
  • развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности;

(Сл 5)Основные направления воспитательной работы:

  1. Интеллект
  2. Семья
  3. Общение
  4. Здоровье
  5. Досуг

Направление «Интеллект» способствует оказанию помощи ученикам проявлять свои интеллектуальные умения. Определяет круг реальных учебных возможностей ученика, создает условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

Виды мероприятий:

  • конкурсы и олимпиады (международные, всероссийские, районные, муниципальные)
  • классные часы
  • беседы
  • интеллектуальные игры

( Сл.6-9)  Интеллектуальная игра « Тула –Родина моя»    Встреча  с Ветеранами Великой Отечественной войны», выставка рисунков  .Встреча с работниками поселковой библиотеки. Мероприятие в начальной школе « Память будет жить»

(Сл.10-13)Мероприятия по правилам дорожного движения: викторины, ребусы, кроссворды, конкурсы рисунков, участие в областном и районных конкурсе. Классные часы по безопасности дома и на улицах

(Сл 14-17)Кл. час « Огонь  в жизни человека». Праздник книги. Интеллектуальный марафон "В мире пословиц и поговорок".Беседа «Хочу всё знать» Участие в федеральных конкурсах "Русский медвежонок", "Кенгуру".

 Интеллектуальный марафон "Чему учат в школе".К л.час "Путешествие по музеям мира". Кл.час "Игра слов".Помним ,знаем знаменательные даты  

Направление «Общение» нацелено на передачу учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Способствует формированию у учащихся культуры общения, знакомит учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Виды мероприятий:

  • классные часы
  • беседы
  • диспуты

(Сл18-19 )    Мы в гостях у малышей Акция  « Дети –детям».Игра на сплочение коллектива “Разрешите представиться”. . Беседа “Я в мире людей»  Театральные постановки.

 Кл. час "Планета друзей".  Кл. час “Чем я отличаюсь от других”.  Кл.час "Азбука поведения" . К "Карнавал дружбы". ”. Кл. час “Чем я отличаюсь от других”.

. Кл.час "Азбука поведения" Кл час "Шаг навстречу".. Дискуссия «Общение в моей жизни». Кл.час "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть". Кл. час «Нравственность – это разум сердца».  Игра «Без друзей на свете плохо жить»

Направление «Досуг» способствует созданию условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Виды мероприятий:

  • школьные праздники
  • конкурсы
  • экскурсии
  • день рождения класса

(Сл.20-21 )   Праздник именинника класса.  Выставка конкурс детского творчества «Зимние мотивы». Конкурс творчества «Перекресток талантов». Конкурс изоискусства «Мой край» Конкурсная программа

(Сл  22-24)« Краски осени». «Что не соринка , то картинка»работы из бросового материала. Где родители принимали активное участие

(Сл.25).Акция «Помоги пернатым зимой»

(Сл.26)Конкурс новогодних игрушек

(Сл 27-29 Наши развлечения ( цирк ,планетарий, логические игры)

(Сл-30)Операция « Цветник»

(Сл.31-33)Праздник 1 сентября с танцевальной группой  « Лебёдушка» Таланты моего класса .Танцевальная группа

       « Лебёдушка».Выступала на всех праздничных мероприятиях.

(Сл.34-36)Тесное сотрудничество с администрацией и работниками ДК Проведение различных праздников

    (  Сл37 -42)  «Путешествия  по земле Тульской области»

  • . Направление «Семья» посвящено организации и совместному проведение досуга детей и родителей, организации психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Виды мероприятий:

  • родительские собрания
  • совместные творческие дела и праздники;
  • беседы
  • консультации
  • посещение семей

(Сл 43-46)   Фото-выставка "Мой папа служил в армии"  Конкурс рисунков Беседа «Семейные реликвии».  Деловая игра «Знаки внимания к членам семьи» . Праздник "Мамина помощница". Концерт ко Дню матери. Поздравление открытками своих близких и жителей поселка с женским днем. Классный час «История нашей семьи».  « День знаний» совместный урок  с родителями

(Сл 47-48)Фото- выставка "Лето – классная пора" . Акция «Наши родители – ученики нашей школы»

(Сл49.-51) Беседа «Христианские праздники в русской семье».Пасха.  Колядки. Масленица

Деловая игра «Сервировка праздничного стола» . Классный час «Памятные даты нашей семьи» Фото-выставка "Профессии наших родителей"

Направление «Здоровье» знакомит учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья способствует формированию у учащихся культуры здорового образа жизни.

Виды мероприятий:

  • спортивные соревнования
  • -посещение катка, плавательного бассейна
  • беседы о ЗОЖ

(Сл.52-55)Дни здоровья .Конкурс "Раз, два, стройся!" . Соревнования "Папа, мама, я – дружная семья» ,Дружеские встречи 3-4 классы « Веселые старты»

(Сл.56-58) Участие в спортивно-массовом празднике «Зимние забавы».  Участие в соревнованиях на коньках.

( Сл.59-60)Благотворительная акция «Неделя добрых дел». Разнообразные беседы  о сохранении здоровья.

      Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка.

 ( Сл.61) Какие еще  средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной  модели современного выпускника? Это, несомненно,  проектная деятельность, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка.

   Проектная деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании.

Для развития творческого потенциала своих учеников я постоянно использует разные формы работы, как защита творческих проектов, интеллектуальные игры, турниры, конкурсы, праздники.

  С 1 класса дети учатся оформлять проекты, подобрать материал  по заданной теме и представить его классу. Такие проекты как

(Сл.62-63) « Моя малая родина» ( окружающий мир1 кл.)  Проект « Моя семья»,» Мой класс», «Математика вокруг нас. Числа в загадках , пословицах и поговорках»1 класс, Проект « Пословицы и поговорки» 4 класс, «Профессии наших мам» 2 класс, « Россия -Родина моя» литературное чтение  3 класс .«Времена года» и т.д

(Сл64)Проект « Исторические места» г.Чекалин

Сл 65-66)Проект « Что у нас под ногами?»

(Сл.67-68).Творческая работа класса « Азбука  своими руками»

( (Сл.69 -70)Проект « Как я провела лето»

(Сл71-74 )  Проекты учеников 4 класса « Военная летопись нашей семьи»

   Участие детей в проектах дает возможность экспериментировать, проявлять любознательность, взаимодействие с другими детьми и взрослыми, дети получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе- социализация детей.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, а значит опыт, приобретённый в начальной школе, формирует успешную личность в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива".

Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива". - обобщение опыта по формированию в классе духовно-нравственных качеств. Предлагаются направления работы, ожида...

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Большая часть времени школьника, его общение   со  сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогическ...

Педагогический проект «Нравственное воспитание в условиях классного коллектива»

Педагогический проект «Нравственное воспитание в условиях классного коллектива»....

Программа воспитания и социализации классного коллектива

Подробное описание воспитания и социализации классного коллектива...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.Для привития об...

Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации обновленных ФГОС

Приоритеты воспитания в системе образования  г.о. Жуковский в условиях реализации обновленных ФГОС...