Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.как составная часть стратегии государственной безопасности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ладанова Маргарита Геннадьевна

Понятие "гражданина" и "патриота".Что написано в определении слова "патриот" в энциклопедическом словаре?

Современное понимание значения слов "патриот" и "патриотизм".

Нормативные акты  по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и молодёжи в современной .многонациональной России.Государственные образовательные,просветительские проекты в области патриотического воспитания в России.с учётом интересов,духовных ценностей,традиций,уклада многонационального российского государства.

Многообразие форм,методов,средств в воспитательной работе в начальной школе по направлению патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание школьников, как составная часть стратегии государственной безопасности страны.

Содержание.

Введение.

1. Педагогические основы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся  начальной и старшей школы.

1.1. Сущность понятий «гражданин», «патриот», «патриотическое воспитание»

1.2. Особенности направлений гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы многонационального российского общества.

2. Методические основы гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной и старшей школы в современной, многонациональной России.

2.1. Педагогические условия формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной и старшей школы.

2.2. Средства и формы гражданско-патриотического воспитания школьников школы.

2.3. Внеклассные, внеурочные мероприятия по формированию гражданско-патриотического воспитания для учащихся начальной школы.

2.4. Педагогико-психологические условия вовлечение родителей учащихся школы.

2.5. Формы, средства проведения конкретных мероприятий.

Цель работы по гражданско-патриотическому воспитанию – выявление методов и приемов, используемых в воспитательной работе классного руководителя, в целях реализации гражданско-патриотического сознания младших школьников.

Задачи работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

1.Обоснование задач и принципов гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы;

2.Определение методов и приемов гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы с учётом принципов преемственности и закономерностей развития многонациональной России;

3. Выявление и применение эффективных форм и методов воспитания патриота и гражданина в начальной школе.

Процесс реализации гражданско-патриотического воспитания младших школьников педагогом -наставником, как предмет исследования создания педагогических условий работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в соответствии с ФГОС.

            В рамках национального проекта «Образование» Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями осуществляет реализацию регионального проекта Санкт-Петербурга «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» рамках направления «Образование». Сроки реализации проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на территории города федерального значения Санкт-Петербург» с 01.01.2021 по 31.12.2024. На основании Соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и городом федерального значения Санкт-Петербург о реализации регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
на территории города федерального значения Санкт-Петербург» от 09.12.2021 региональными результатами являются:

  1. Обеспечение разработки и внедрения к 2022 году рабочих программ  воспитания обучающихся во всех общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
  2. Обеспечение увеличения численности детей и молодежи в возрасте до 35 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами.
  3. «Создание условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и       обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи».

        Остановлюсь, в частности, на патриотическом воспитании школьников начальной или старшей школы. Педагогические подходы к работе по воспитанию патриотизма школьников начальной и старшей школы можно сделать более естественными, эффективными, если в основе программы разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, а получить в ближайшей перспективе предполагаемые результаты:

            - повысить уровень в духовно - нравственном развития школьников;

-обеспечить комплексный подход к всестороннему гармоничному развитию учащихся школы;

-повысить эффективность воспитания у детей познавательный интерес к изучению родного края, города; изучения истории своей семьи; школы, в которой учатся; к истории своей многонациональной страны;

-повысить эффективность воспитания у детей уважения к истории своей страны, ветеранам Великой Отечественной войны и тружеников тыла, гордости потомков великой истории великой страны.

"Дитя, раскрывая глаза должно видеть отечество

и до смерти не должно ничего видеть, кроме отечества".

Ж-Ж. Руссо

Так, что же такое «патриотизм»?

            Патриоти́зм с греческого языка означает «соотечественник»,  «отечество». Одновременно значение слова «патриотизма»  рассматривается, как политический принцип и как социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё,-такое определение  слову «патриотизм» в энциклопедических словарях дается

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Вот что говорил о «патриотизме» Патриарх Московский Алексий II в интервью газете «Труд» в 3 ноября 2005 года: «Патриотизм-это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам

            В 1990-е годы в Российской Федерации федеральные власти не занимались «патриотическим воспитанием» детей и молодёжи. Тогда мы потеряли целое поколение, которому была чужда любовь к России. Это поколение смотрела на Запад, а ценностным ориентиром которого было материальное потребление.

            С начала 2000-х годов молодое Российское Государство стало уделять большое внимание вопросам «патриотического воспитания» подрастающего поколения. В последние годы в России наблюдается рост числа патриотически настроенных граждан, в том числе, молодёжи. Примером подъёма патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, годовщина Победы в Великой Отечественной войне, возвращение Крыма в Россию. С темой Победы в Великой Отечественной войне неразрывно связана трагическая тема России – ленинградская блокада, которая до сих пор болью утрат отзывается в сердцах не только ленинградцев-непобеждённых жителей непокорённого города на Неве, граждан России, стран бывшего СССР, но и всего человечества.

              На всех политических и социальных платформах обсуждается тема поиска национальной идеи современной России, но её не надо искать, придумывать, так как она у нас есть. Это патриотизм граждан нашей страны.

              3 февраля 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, отметил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Под этими словами подпишутся все думающие граждане страны.

              Патриотическое воспитание в России имеет общественно-государственный характер и реализуется во всех сферах образования и культуры. Проводником патриотических ценностей является и уполномоченное от имени государства в проведении патриотической работы Федеральное Агентство по делам молодежи. В 2015 года и зародилось «Российское движение школьников» — Юнармия.

              Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

              Формирование патриотических чувств подрастающего поколения и молодёжи России осуществляется в рамках тематических конкурсов и  реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Селигер», , «Территория смыслов» на Клязьме", «Балтийский Артек», «I-Волга» и многих других проектов.

               Именно, в недрах общественных организаций России рождаются и реализуются проекты, поддержанные Государством, как «Бессмертный полк», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», волонтёрское движение в помощь пенсионерам и одиноким в тяжёлые дни самоизоляции из-за распространения корона-вирусной инфекции, Российское военно-историческое общество[«Поисковое движение России»Моя страна - моя Россия»Ассамблея народов России. Особый интерес у подростков и молодежи вызывает знакомство с героическими страницами истории Родины, их предков. Когда подрастающее поколение, молодежь знакомится с подвигами разных эпох от Куликовской битвы, сражения на Ладожском озере или под Сталинградом — российских солдат, советских войнов — это вызывает у них гордость того, что и они принадлежат к потомкам славы героев. И не последнее, а самое главное значение для них- встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, к сожалению, которых остаётся всё меньше и меньше с нами.

                Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании подрастающего поколения, молодёжи и всех граждан, а значит, и родителей, и членов их семей, и работников сферы образования и культуры, является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

                 Понятие «патриотизм» в России сегодня становится частью нашей духовно-нравственной, социальной и политической жизни, что неразрывно связано с работой в среде подрастающего поколения, молодёжи.

                 Если рассматривать разные возрастные категории школьников, таких как старшие школьники, то несомненно, надо изучать историю своего города, села, края, где можно возможности различных форм по содержанию и тематике множество. Это и организация экскурсий с последующим обсуждением «за круглым столом» на знаковые предприятия. Конечно, скептик скажет, да в Москве, Петербурге или Екатеринбурге осуществить это просто, но сегодня существует много платформ на основе Интернет ресурсов, где в виртуальной реальности можно знакомить школьников с экспозициями любого столичного музея, театра, концертного зала с сокровищницами великой российской истории и культуры.

               Формы проведения могут быть разными от квеста до интерактивной экскурсии, от викторины до форума на школьной площадке. Интерактивная экскурсия по верфям и музейным залам Адмиралтейских или Северных верфей с темой зарождения, заложенного Петром Первым, становления великодержавного российского флота и до наших дней. Где кодой может послужить Парад кораблей в день празднования Военно-Морского Флота России.

             Зародившиеся по велению Петра Первого и возрождённые в современной России Ассамблеи, где школьники, молодёжь с удовольствием знакомятся с историей, обычаями проведения балов кадетов, будущих офицеров Армии и Флота и гимназисток, обученных этикету поведения, ухаживания за дамой, умению исполнять мазурку, вести интересную беседу за шахматной доской. Где ведутся беседы об открытиях в науке и культуре, прославившие нас в мире.

            Интерактивная экскурсия по залам Эрмитажа, Русского музея, Петергоф в виртуальной реальности погулять по залам, паркам и полюбоваться фонтанами, где можно посетить и кампусы Университета, а это уже непросто история, а работа по профориентации будущих абитуриентов, желающих посвятить себя науке; в Константиновский музей, где расположена резиденция Президента России. После увлекательных и познавательных экскурсий предложить проведение викторины или занимательной игры «Что? Где? Когда?» И экскурсантам будет что обсудить!

             В образовательном учреждении, где обучаются дети и молодёжь из различных уголков нашей многонациональной России, благодаря Интернету можно проводить цикл интерактивных экскурсии, посвящённых зодчим Невского проспекта, создававшим на протяжении трёх веков единый архитектурный ансамбль «От ампира до эклектики». По итогам цикла проведение викторины и разработка собственных проектов - конкурсных рефератов и презентация, где участники могли бы продемонстрировать свои знания, обогатив их новыми.

          На интерактивной платформе сегодня можно побывать в службах и терминалах современного комплекса аэропорта-«Воздушные ворота Северной столицы-Пулково», где трудится более 3000 авиаработников и провести форум знатоков истории гражданской авиации, а крупных аэропортовых комплексов сегодня по России строится множество. И это тоже патриотизм, ведь им, сегодняшним школьникам завтра приходить на смену тем, кто уходит на заслуженный отдых.

             А что значит для сегодняшних школьников знакомство с такой сокровищницей великой российской культуры, как возможность интерактивного посещения залов Мариинского театра. Подняться по винтовой лестнице в огромный зал под куполом старейшего театра, где создаются декорации, костюмы, реквизит будущих спектаклей. Посмотреть балет или послушать оперу в исполнении великих мастеров сцены, а в стенах класса поговорить о великой силе театра, неважно, будь то о драме или музыкальном театре от «Волкова до сегодняшних дней».

             Тема Великой Отечественной войны, её горьких и трагичных страниц всегда будет волновать каждого из нас! Война коснулась всех семей, каждого в отдельности, независимо от национальности. В каждом доме есть альбом с пожелтевшими фотографиями, где запечатлены деды, прадеды. Те, кто сохранили для нас жизнь каждого из нас и нашей страны. Мы бережно храним реликвии. Не только школьникам старших классов, но для учеников начальной школы сегодня можно провести «Уроки мужества» с использованием такой формы, как интерактивная экскурсия по темам прошедшей войны.

             С учениками начальной школы можно провести интерактивную экскурсию, посвящённую детям войны-детям блокады с приглашением очевидцев тех страшных дней. К сожалению, их остаётся с каждым днём всё меньше и меньше. По силам каждому педагогу-наставнику подготовить материал с документальными кадрами о школьниках тех 39 школ непобеждённого города Ленинграда; о подростках, работавших на заводах, выпускавших снаряды, помогавших раненным в госпиталях;13 тысячах детей рождённых в самый тяжёлый для Ленинграда 1941 год. Посмотреть фрагменты документального кино о новогодних утренниках, организованных властями города для детишек, где деток угощали мандаринами, привезёнными из Грузии для детей блокадного города. Познакомить учащихся с Ленинградским зоопарком, сохранившим своё название, связанное с блокадными днями, где самоотверженным трудом и заботой сохранили под бомбёжками и авиаударами, в голоде и холоде более 200 зверей и птиц. Послушать «7 симфонию Дмитрия Шостаковича, звучавшую в голодном и разрушенном, но несломленном городе и горожанах. Интерактивная экскурсия с кадрами документалистики тех дней даёт возможность познакомить сегодня с памятными каждому ленинградцу местами, связанными с тяжёлыми днями блокады.

              Начать такую виртуальную экскурсию можно с того места, где в 41 году располагались бадаевские склады. Сегодня этот район от Витебского проспекта и до Московского активно застраивается. Киевская и Черниговская улицы сохраняют своё название, но исчезают исторические постройки, сгоревшие после авиабомбёжки и артобстрелов гитлеровской ей. Блокадный трамвай, перевозивший пассажиров и снаряды на фронт, а сегодня установлен недалеко от станции метро, одной их красивейших в Европе, « Автово». Тема: места и памятники с мемориальными досками в память о блокадном городе очень значительное место занимает в интерактивной экскурсии, а начать можно с Площади Восстания, где и сегодня можно увидеть запечатлённое в нашей памяти название- Ленинград. Оживают страницы истории вместе с табличками и мемориальными досками, установленными вдоль Невского проспекта и прилегающим набережным рек исторического центра. Памятная доска «Блокадная прорубь», где ленинградцы в лютый мороз зимы 41-42г.г. черпали воду из Невы. И сегодня на домах Невского проспекта, линий Васильевского острова, Петроградской и Выборгской стороны можно встретить памятные таблички с надписями ««Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» На углу улицы Садовой и Невского проспекта можно увидеть статуэтки кота и кошки в благодарность от ленинградцев, спасавших город от нашествия полчиш крыс и мышей. И сегодня бережно хранят горожане память о блокадном громкоговорителе, установленном на Невском проспекте, из которого горожане узнавали о жизни город; о театре военных действий, о месте получения крохотного пайка и хлебушка в 125 грамм; слушали стихи Ольги Берггольц, к жителям несломленного города; об эвакуации через единственную дорогу, связывающую Ленинград со страной, прозванную «Дорога жизни» через Ладожское озеро.

            С учащимися начальной школы можно подготовить и провести в давно полюбившемся формате литературно-музыкальную композицию по стихам поэтов-блокадников с использованием музыки Д. Шостаковича и песен советских композиторов о «детях Ленинграда». Литературная композиция по письмам Тани Савичевой и детей блокадного Ленинграда, с использование отрывков из поэм Ольги Берггольц и Анны Ахматовой вызывает неподдельный интерес к изучению истории у детей любой возрастной категории. пригласив к себе на встречу участника блокады, ветерана Великой Отечественной войны, участника Парада Победы или штурма Берлина с заслуженными наградами- орденами и медалями, запомнится ученикам надолго. Они будут хранить в своей благодарной памяти и передавать своим потомкам, из поколения к поколению. Завершить встречу всегда можно с использование формата интерактивной экскурсии на Площади Победы, монумента «Разорванное кольцо», «Журавли» на Дальневосточном проспекте, в Парке Победы, где некогда был кирпичный завод, а захоронены там более 600000 ленинградцев или на Пискарёвском мемориальном комплексе.

            И конечно, необходимо активно привлекать родителей к проведению мероприятий в рамках патриотического воспитания. Это и совместное участие детей и родителей в акциях памяти, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, в совместном просмотре художественных фильмов о войне советского кинематографа. Сегодня в наших школах обучается много детей мигрантов из Средней Азии, Закавказья, Украины. И здесь хочется вспомнить такие фильмы, как «Они сражались за Родину», «Освобождение», где героями были простые советские солдаты – пехотинцы всего Советского Союза, где не было деления на свой-чужой. Где вместе, плечом к плечу стояли украинцы, русские, узбеки, грузины, защищая нашу общую Родину. Вспоминается один из моих самых любимых фильмов великого режиссёра Леонида Быкова «В бой идут одни старики». В канун празднования Великой Победы в Великой Отечественной войны вполне по силам под руководством педагога-наставника классного руководителя совместно с родителями организовать проведение театрализованного мероприятия, взяв за идею одну из сцен фильма «В бой идут одни старики». Под руководством педагога-наставника-классного руководителя совместно с родителями можно провести «Землянку» с элементами театрализации, взяв за основу некоторые главы бессмертной поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин».

               Дети с удовольствием откликаются и на проведение смотра-конкурса строевой песни, конкурса театрализации песен о войне. По силам школьникам младших классов и проведение марафона презентаций с видеоматериалами о городах – героях, о городах воинской, морской и трудовой славы: Брестская крепость; город-герой Одесса; город-герой Севастополь; город-герой ,город труженик –Тула, город-герой Киев и др. Школьники обогатят себя и своих сверстников новыми знаниями из нашей общей, многовековой истории.

                Предложить формы и средства можно предлагать великое множество, но главное – это желание делать одно общее дело: растить и воспитывать Гражданина и Патриота своей страны, своего Отечества, вспоминая, как можно чаще слова из присяги русских офицеров «Честь имею служить Отечеству!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление

VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление   "Сотрудничество школы и семьи в системе  нравственного воспитания подрастающего поколения"...

НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....

Статья "Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения как важнейшая составная часть системы общественной безопасности".

Тема очень актуальная и важная. Поэтому я ее выбрала пять лет назад как тему самообразования. Уже несколько лет я накапливаю свою теоретическую базу и практический материал по теме безопасности жизнед...

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...